Суверенитет де-юре и де-факто

Завершив процедуру ратификации договора о делимитации границы с Россией, Казахстан полностью обозначил прохождение линии государственной границы

Суверенитет де-юре и де-факто

В конце ноября Казахстан и Россия синхронно ратифицировали договор о делимитации границы. Это означает, что Казахстан решил "пограничный" вопрос со всеми соседями по региону, с которыми у него есть сухопутная граница. Тем самым и де-факто и де-юре оформил свой суверенитет. Несмотря на несомненную значимость юридического оформления и признания всеми соседями установленных границ, в казахстанском обществе сложилась весьма неоднозначная оценка этого события. Особенно в последнее время. О том, как проходил процесс делимитации государственной границы, "Эксперту Казахстан" рассказал министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев.

Поделили поровну


Касымжомарт Токаев

- Казахстан в этом году подписал и взаимно ратифицировал договор о делимитации границы с последней из стран, с которой у него есть сухопутная граница. Почему так долго шел процесс переговоров именно с Россией? В отличие, скажем, от Китая или Узбекистана.

- По моему мнению, делимитация границы между Казахстаном и Россией уникальна в мировой международно-правовой практике, поскольку за сравнительно короткий промежуток времени удалось согласовать все точки прохождения ее линии. Процесс определения государственной границы между Казахстаном и Россией начался 12 октября 1998 года, когда был подписан соответствующий протокол. Делимитация границы началась с запада от нижнего течения реки Волги и завершилась на востоке, на хребте Южный Алтай Алтайских гор, где расположена точка стыка государственных границ Казахстана, России и Китая. За основу были взяты административно-территориальные границы между Казахской ССР и РСФСР, сложившиеся к моменту распада СССР, то есть к 1991 году. Были тщательно изучены все необходимые материалы, имевшиеся в государственных архивах, в случае необходимости осуществлялись полевые обследования местности отдельных районов, проводились встречи с местными жителями.

Выяснилось, что межреспубликанская граница, сложившаяся между КазССР и РСФСР, нередко основывалась на порой противоречащих друг другу дежурных картах, материалах земле- и лесоустройства, которые в свое время были согласованы администрациями сопредельных областей. Еще один блок проблем был связан с тем, что во времена СССР внутренние административно-территориальные границы не являлись серьезными ограничителями в ведении хозяйственной деятельности и расположении населенных пунктов, а линия границы на местах не всегда соответствовала показываемой на картах. В случае возникновения хозяйственных споров каждая область отображала и заверяла свой вариант границы. При этом в материалах земле- и лесоустройства сторон такие правки не всегда учитывались, что только усложняло проводимую работу по делимитации.

На первом этапе был согласован и подготовлен проект описания прохождения линии границы в 7440 километров. На оставшихся 150 км совместная комиссия определила 16 участков, где были выявлены некоторые расхождения, а также выдвигались предложения о корректировке прохождения линии границы. Первая группа включала в себя 9 участков границы. Это те участки, где прохождение линии границы сторонами не подвергалось сомнению. Предложения по ее изменению с компенсационным обменом площадями выдвигались ввиду того, что хозяйственные или социальные объекты одной стороны оказались на территории другой. По этой группе участков стороны пошли навстречу друг другу, и прохождение линии границы было урегулировано в соответствии с взаимными предложениями и компенсационными обменами площадями.

- Например?

- Например, поселок Пригорное (совхоз "Прогресс") является хозяйствующим субъектом Оренбургской области и находится в административном подчинении города Новотроицка. Земли общей площадью 1967 га арендовались у Казахстана, из них 99 га были отведены под очистные сооружения города Новотроицка и Орско-Халиловского металлургического комбината, а 1868 га находились у ОАО "Прогресс". Линия границы согласно дежурной карте 1982 года не вызывала сомнений у сторон и разделяла село Пригорное на две части, причем большая часть находилась на арендованной территории в Актюбинской области. В селе Пригорное в 2000 году проживали 876 человек, из которых 866 - граждане РФ, 10 - граждане РК. Все коммуникации (автодорога, линии электропередач, связи, водопровод, газопровод) находились на балансе соответствующих служб Оренбургской области, социально-экономическое обслуживание населения также осуществлялось российской стороной. Очистные сооружения и водозабор состояли на балансе города Новотроицка и Орско-Халиловского металлургического комбината.

Сложившаяся ситуация, когда граница должна охраняться, существенно осложнила бы передвижение населения поселка Пригорное и рабочих очистных сооружений, что, разумеется, не устраивало обе стороны. В случае возникновения аварийных ситуаций сточные воды комбината могли попасть в реку Урал и вызвать экологическую катастрофу, так как в соответствии с режимом границы невозможно было бы осуществить беспрепятственный выезд аварийных бригад из города Новотроицка в любое время суток.

В связи с этим сторонами было принято решение о корректировке прохождения линии границы таким образом, чтобы указанная выше территория площадью около 1200 га была закреплена за РФ. Взамен Оренбургская область готова была предоставить заинтересующий казахстанскую сторону участок равной площади и подходящий по качеству почв. В результате достигнутых договоренностей России отошло 1200 га территории с очистными сооружениями г. Новотроицка и поселком Пригорное, а к Казахстану отошли два участка пахотных земель общей площадью 1300 га в Каргалинском районе Актюбинской области.

Еще один пример - поселок Огнеупорный. Рабочий поселок и карьер расположены на территории Казахстана, а его жители, в том числе и этнические казахи, являются гражданами Российской Федерации. Кроме того, инфраструктура поселка (вода, газ, электроэнергия, школа, медобслуживание и т.д.) полностью состоит на балансе Магнитогорского металлургического комбината. В поселке действует российское законодательство, рублевая зона и т.д. Карьер с момента его освоения эксплуатируется на арендных условиях Магнитогорским металлургическим комбинатом. Последний договор на 40 лет заключен между Карабалыкской районной администрацией Костанайской области и Магнитогорским металлургическим комбинатом в 1993 году, в соответствии с которым в местный бюджет выплачивается арендная плата. Прохождение линии бывшей административно-территориальной границы сторонами не оспаривалось.

Однако все население поселка выразило желание проживать на территории Российской Федерации и просило положительно рассмотреть вопрос о передаче его Челябинской области.

После проведения дополнительных консультаций и согласований была достигнута договоренность об обмене участка с поселком Огнеупорный общей площадью 520 га на участок в районе населенных пунктов Курское и Варваринка аналогичной площади.

- Насколько известно, наибольшие споры и неоднозначные оценки в стране вызвала позиция Казахстана по разделу Имашевского месторождения.

- Это месторождение рассматривалось в рамках второй группы, состоявшей из 7 участков. Линия границы по-разному показывалась на дежурных картах и в материалах земле- или лесоустройства, представленных сторонами. Данные участки были поделены поровну. Наглядный пример - Имашевское месторождение. Трудность заключалась в том, что имелись противоречащие друг другу документы, выпущенные в свое время Астраханским и Гурьевским облисполкомами. Еще в советское время шла борьба между ними за этот участок, расположенный между Курмангазинским районом Атырауской области и Красноярским районом Астраханской области. И он оставался неурегулированным в течение последних 60 лет.

Документально было подтверждено, что до 1947 года данная территория полностью относилась к России. Но в 1947 году представители землеустроительных служб смежных областей этот участок на карте материалов относят в пределы Казахстана. Вплоть до 90-х годов проводились постоянные встречи по урегулированию вопроса, но к единому мнению стороны прийти так и не смогли. Российская сторона основала колхоз "Родина" в центре участка. Там три зимовки, где живут этнические казахи, имеющие российское гражданство. Но что такое зимовка? Это не место постоянного проживания. Мы долго спорили. После напряженных дискуссий было решено применить метод, успешно использовавшийся при решении споров на других участках, - компромисс и равноценный обмен. Эта территория была поделена поровну, причем месторождение будет осваиваться совместно казахстанскими и российскими компаниями на паритетных условиях.

- Делимитация и ее ратификация закончена. Что дальше?

- Мы определили линию государственной границы между РК и РФ на карте. Следующим этапом будет демаркация - обозначение линии границы на местности посредством установления специальных пограничных знаков. Но ни о каком "раскапывании" границы, выставлении постов и т. п. речь идти не будет. Демаркацию предстоит осуществить совместно с Россией после вступления в силу Договора о государственной границе. Кроме того, в последующем будет необходимо установить пограничный режим государственной границы путем заключения соответствующего международного договора. Без демаркации осуществить это невозможно.

Китайский синдром

- В казахстанском обществе, несмотря на большую протяженность, факт делимитации границ с Россией был воспринят более спокойно, чем с Китаем?

- Да. С Китаем дело осложнялось нелегким наследием Советского Союза, наличием спорных территорий. Спорные участки - это разная трактовка договорных документов, подписанных еще в XIX веке между цинским Китаем и царской Россией. Это вообще особый вопрос. Надо сказать, что советские дипломаты долгое время не признавали наличие спорных участков на границе с Китаем. Но в 1969 году Алексей Косыгин, в то время глава правительства Советского Союза, заехал в Пекин по пути из Ханоя. В аэропорту он встретился с китайским премьером Чжоу Эньлаем и спросил его: "Вы все время говорите о спорных участках. Что это такое?". Китайский премьер попросил советских и китайских специалистов принести свои карты. Сверили их и выявили разночтения по линии прохождения госграниц. Общая площадь оспариваемых участков составила 34 тыс. кв. километров. Так появились спорные участки на советско-китайской границе. Но проблема была еще и в том, что СССР на правах сильнейшего в нарушение договоров 1861, 1864 и 1881 годов пошел на фактический захват прилегающих территорий. С этой проблемой пришлось столкнуться и Казахстану как независимому государству, и новой России. Ведь окрепший Китай в новых исторических условиях заявил о своих правах на эти территории, причем законных правах. Применительно к казахстанско-китайской границе речь шла об участке примерно в 900 кв. км.

- Как шли переговоры?

- С самого начала мы заявили китайцам, что о передаче всех земель переговоры вестись не будут, нужно искать компромисс, опираясь на Чугучакский протокол 1864 года и другие документы, а также на сложившиеся реалии. Важно помнить, что Казахстан как правопреемник Советского Союза был вынужден следовать предыдущим договоренностям, о которых я уже упоминал. Кроме того, было определено, что предмет переговоров - только территории. Следовательно, мы никак не могли предлагать территории в обмен на воду, как заявляют сейчас многие несведущие политологи.

- Однако многие обвиняют власть и вас в том, что были ущемлены национальные интересы...

- К сожалению, люди, которые не читают и не читали самих документов, сейчас придумывают разные версии, дескать "китайцам подарили землю", за взятки передали территорию Китаю. Это, признаться, ни в какие ворота не лезет. Или что решение вопроса о территории надо было привязать к вопросу о трансграничных реках.

Абсолютно убежден в том, что достигнутые договоренности полностью соответствуют национальным интересам Казахстана. Ведь Китай вполне законно претендовал на все 900 кв. км, а получил только 43% оспариваемых земель. Показательно, что после подписания договора председатель КНР Цзянь Цземинь, сыгравший ключевую роль в решении этой проблемы, подвергся резкой критике (правда, непубличной) со стороны китайских военных, которые были убеждены в том, что более слабый Казахстан уступил бы весь участок, окажи на него должный нажим и давление. Историческое значение договора с Китаем состоит в том, что теперь исключается вольное толкование границы между нашими странами. Ведь не секрет, что в некоторых школьных учебниках и на картах, издававшихся в Китае, граница показывалась, мягко говоря, произвольно. Порой даже озеро Балхаш включалось в территорию Китая.

Показательно, что даже Россия приняла трудное решение о делимитации границ с Китаем. Она уступила КНР остров Тарабаров и передала половину Уссурийского, находящегося в непосредственной близости от Хабаровска. Россияне были вынуждены пойти на это, так как тексты договоров благоволили Пекину. На острове Уссурийский линия границы прошла по середине православной церкви, и чтобы сохранить ее, россияне были вынуждены сдвинуть в свою сторону две погранзаставы. Ранее Россия передала Китаю остров Даманский, теперь он называется Чжэньбаодао.

Возвращаясь к казахстанско-китайской границе, хочу сказать, пограничный вопрос с Китаем нами был решен на гораздо более выгодных условиях, нежели это сделала Москва с Пекином. Это было юридически корректное и политически правильное решение.