Инвестору нужна защита

Кредитование по госпрограммам в силу многих причин заранее обречено на неудачу, считает заместитель председателя правления АО «Евразийский банк» Сейтжан Ермекбаев.

Сейтжан Ермекбаев
Сейтжан Ермекбаев

— На ваш взгляд, могут ли в настоящее время банки удовлетворить потребность предприятий в длинных деньгах?

— Банки могут удовлетворять потребности бизнеса в длинных деньгах только при условии наличия этих длинных денег у самих банков. Имеются в виду долгосрочные депозиты, облигационные займы и так далее. Однако для инвесторов более привлекательными являются сроки до 3 лет, максимум до 5 лет, так как непонятна долгосрочная ситуация, мировые рынки волатильны, что неприемлемо для банка, старающегося предоставить конкурентоспособные ставки. Иностранное фондирование для казахстанского банковского сектора сейчас практически недоступно: у многих зарубежных инвесторов просто закрыты лимиты, за исключением фондирования для международных, межгосударственных банков, а также крупных компаний — таких, как, например, «Казмунайгаз», «Казахстан темир жолы», Евразийский банк развития.

— Судя по экономическим обзорам Нацбанка, в кризис и после кризиса предприятия делают инвестиции в основном за счет собственных средств. В чем причина? Банки не хотят кредитовать реальный бизнес?

— Банки готовы предоставлять финансирование реальному бизнесу. Вопрос в том, насколько он реален. Если заемщик имеет налаженный действующий бизнес, показал себя как платежеспособный клиент, имеющий либо предполагающий иметь достаточные поступления и обороты, почему бы и не прокредитовать его, в том числе и с целью развития бизнеса после кризиса. Правда, встречаются на самом деле заемщики с непонятным бизнесом и непрозрачной бухгалтерией. Все зависит от подхода БВУ к подобным клиентам. В настоящее время немногие банки готовы рисковать и предпочитают кредитовать понятных и надежных.

— Какие у самих банков источники длинных денег? Насколько они сегодня доступны?

— Долгосрочные депозиты (в том числе пассивы НПФ, страховых компаний, инвестиционных фондов, национальных компаний), государственные заимствования (включая средства, выделяемые по государственным программам поддержки бизнеса, средства государственных финансовых институтов), собственный капитал банка, а также облигационные займы БВУ — все это источники длинных денег. Более доступным источником фондирования БВУ «вдлинную» являются облигационные займы, однако не все игроки используют данный механизм привлечения.

Об иностранных заимствованиях, столь популярных в прежние годы, речь пока не идет. Как я уже говорил, зачастую на Казахстан у многих иностранных инвесторов просто закрыты лимиты.

— Считается, что единственным источником длинных денег в Казахстане является госбюджет. Каким должно быть сотрудничество государства и кредитных учреждений? Какое отношение к долгосрочным кредитам имеет Дорожная карта бизнеса?

— Прежде всего, это сотрудничество должно быть плодотворным и полезным для всех участников, включая конечного потребителя «длинных» ресурсов — реальный бизнес. Одним из стимулов для заемщиков являются льготные условия, предлагаемые в рамках госпрограмм (ДКБ и ФРМП), призванных поддержать и обеспечить рост бизнеса, в том числе и в долгосрочной перспективе.

Одной из основных проблем финансирования в рамках госпрограмм для БВУ, в том числе ДКБ 2020, является низкий уровень гарантирования возвратности со стороны государства. Также предприятия, которые подпадают под требования программы, зачастую находятся в состоянии упадка, а новых бизнес-инициатив в отраслях, которые разрешено кредитовать, мало. Учитывая, что банк по-прежнему финансирует проекты собственными средствами, несёт все кредитные риски из-за отсутствия достаточного уровня гарантий со стороны государства и имеет дело с посткризисным упадочным производством в заведомо неинновационных отраслях, кредитование по программе зачастую обречено еще на начальном этапе.

— Что вы думаете о государственно-частном партнерстве? Возможно ли у нас запустить реально действующий механизм ГЧП? Какие для этого нужны условия?

— ГЧП является формой сотрудничества государства и частного сектора в отраслях, традиционно относящихся к сфере ответственности государства, на условиях сбалансированного распределения рисков, выгод и затрат, прав и обязанностей. Механизмы его различны: от доверительного управления объектами госсобственности и приватизации до корпоративной формы управления и концессии. Для нормального функционирования ГЧП необходима законодательная поддержка и защита интересов инвесторов. Если будут защищены их права, то и банки, и НПФ будут участвовать в финансировании подобных проектов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее