Инвестору нужна защита

Кредитование по госпрограммам в силу многих причин заранее обречено на неудачу, считает заместитель председателя правления АО «Евразийский банк» Сейтжан Ермекбаев.

Сейтжан Ермекбаев
Сейтжан Ермекбаев

— На ваш взгляд, могут ли в настоящее время банки удовлетворить потребность предприятий в длинных деньгах?

— Банки могут удовлетворять потребности бизнеса в длинных деньгах только при условии наличия этих длинных денег у самих банков. Имеются в виду долгосрочные депозиты, облигационные займы и так далее. Однако для инвесторов более привлекательными являются сроки до 3 лет, максимум до 5 лет, так как непонятна долгосрочная ситуация, мировые рынки волатильны, что неприемлемо для банка, старающегося предоставить конкурентоспособные ставки. Иностранное фондирование для казахстанского банковского сектора сейчас практически недоступно: у многих зарубежных инвесторов просто закрыты лимиты, за исключением фондирования для международных, межгосударственных банков, а также крупных компаний — таких, как, например, «Казмунайгаз», «Казахстан темир жолы», Евразийский банк развития.

— Судя по экономическим обзорам Нацбанка, в кризис и после кризиса предприятия делают инвестиции в основном за счет собственных средств. В чем причина? Банки не хотят кредитовать реальный бизнес?

— Банки готовы предоставлять финансирование реальному бизнесу. Вопрос в том, насколько он реален. Если заемщик имеет налаженный действующий бизнес, показал себя как платежеспособный клиент, имеющий либо предполагающий иметь достаточные поступления и обороты, почему бы и не прокредитовать его, в том числе и с целью развития бизнеса после кризиса. Правда, встречаются на самом деле заемщики с непонятным бизнесом и непрозрачной бухгалтерией. Все зависит от подхода БВУ к подобным клиентам. В настоящее время немногие банки готовы рисковать и предпочитают кредитовать понятных и надежных.

— Какие у самих банков источники длинных денег? Насколько они сегодня доступны?

— Долгосрочные депозиты (в том числе пассивы НПФ, страховых компаний, инвестиционных фондов, национальных компаний), государственные заимствования (включая средства, выделяемые по государственным программам поддержки бизнеса, средства государственных финансовых институтов), собственный капитал банка, а также облигационные займы БВУ — все это источники длинных денег. Более доступным источником фондирования БВУ «вдлинную» являются облигационные займы, однако не все игроки используют данный механизм привлечения.

Об иностранных заимствованиях, столь популярных в прежние годы, речь пока не идет. Как я уже говорил, зачастую на Казахстан у многих иностранных инвесторов просто закрыты лимиты.

— Считается, что единственным источником длинных денег в Казахстане является госбюджет. Каким должно быть сотрудничество государства и кредитных учреждений? Какое отношение к долгосрочным кредитам имеет Дорожная карта бизнеса?

— Прежде всего, это сотрудничество должно быть плодотворным и полезным для всех участников, включая конечного потребителя «длинных» ресурсов — реальный бизнес. Одним из стимулов для заемщиков являются льготные условия, предлагаемые в рамках госпрограмм (ДКБ и ФРМП), призванных поддержать и обеспечить рост бизнеса, в том числе и в долгосрочной перспективе.

Одной из основных проблем финансирования в рамках госпрограмм для БВУ, в том числе ДКБ 2020, является низкий уровень гарантирования возвратности со стороны государства. Также предприятия, которые подпадают под требования программы, зачастую находятся в состоянии упадка, а новых бизнес-инициатив в отраслях, которые разрешено кредитовать, мало. Учитывая, что банк по-прежнему финансирует проекты собственными средствами, несёт все кредитные риски из-за отсутствия достаточного уровня гарантий со стороны государства и имеет дело с посткризисным упадочным производством в заведомо неинновационных отраслях, кредитование по программе зачастую обречено еще на начальном этапе.

— Что вы думаете о государственно-частном партнерстве? Возможно ли у нас запустить реально действующий механизм ГЧП? Какие для этого нужны условия?

— ГЧП является формой сотрудничества государства и частного сектора в отраслях, традиционно относящихся к сфере ответственности государства, на условиях сбалансированного распределения рисков, выгод и затрат, прав и обязанностей. Механизмы его различны: от доверительного управления объектами госсобственности и приватизации до корпоративной формы управления и концессии. Для нормального функционирования ГЧП необходима законодательная поддержка и защита интересов инвесторов. Если будут защищены их права, то и банки, и НПФ будут участвовать в финансировании подобных проектов.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности