Суд на равных

Уравнять в суде права работника и работодателя — возможно это и является ключом к решению трудовых споров в современном Казахстане. Это подтверждает широко распространенная в мире практика специализированных трудовых судов

Суд на равных

Cобытия последнего года убедительно продемонстрировали, что трудовые конфликты между крупным работодателем и коллективом рабочих могут иметь масштабные социальные и политические последствия для всей республики. В этом контексте особое значение приобретают методы регулирования трудовых отношений таким образом, чтобы возникающие на предприятиях споры не выходили за рамки исключительно трудовых отношений.

В самом общем виде любой коллективный трудовой спор может быть урегулирован двумя способами: путем примирительных процедур или непосредственно в порядке судебного разбирательства. Законодательная практика Республики Казахстан не является исключением из общепринятой мировой традиции разрешения споров.

Под примирительными процедурами, согласно Трудовому кодексу РК, понимается деятельность двух органов: примирительной комиссии или, в случае ее неудачи, трудового арбитража. Кроме этого, абсолютной самостоятельностью по отношению к ним обладает институт посредничества, который может заниматься решением спора «параллельно» с основными процедурами.

В случае, если такая двухступенчатая система урегулирования трудового спора окажется неэффективной, работодатель и работники вынуждены обращаться к судопроизводству.

Стоит отметить, что каждый из названных способов разрешения трудового спора характеризуется строго оговоренной степенью участия в этом процессе государства, которая (степень) возрастает по мере эскалации конфликта. Примирительная комиссия имеет право лишь консультироваться с государственными органами, но в состав трудового арбитража обязательно включается государственный инспектор труда. Когда ресурсы участвующих в споре сторон иссякают, государство полностью берет урегулирование трудового конфликта на себя, передавая его судам общей юрисдикции.

В сфере судопроизводства для Казахстана определенный интерес может представлять опыт некоторых развитых европейских стран, где функционируют специализированные суды по трудовым спорам.

Многосторонний суд

Во Франции трудовые суды, учрежденные при императоре Наполеоне, действуют уже более двух столетий. Каждый отдельный район страны имеет свой собственный суд по трудовым вопросам, члены которого каждые 5 лет избираются проживающим на территории округа населением. Правом голоса, кроме работников и работодателей, обладают даже официально зарегистрированные французские безработные. Суд, сформированный строго на паритетной основе, разделен на независимые секции, соответствующие тому или иному хозяйственному сектору. Однако избранные судьи имеют исключительную юрисдикцию только по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Также недостатком французской системы в научных кругах принято считать слишком широкие возможности для применения апелляции.

Немецкие трудовые суды отличаются более широкой компетенцией в отношении трудовых споров и способны урегулировать разногласия коллективного характера. В отличие от Франции немецкие законодатели решили включить в состав суда, кроме представителей работодателей и профсоюзов, еще и профессиональных судей, которые назначаются на этот пост пожизненно. Несмотря на очевидную разницу в уровне юридической компетентности, все члены суда законодательно уравнены в своих правах и возможностях повлиять на окончательное решение. Процедура рассмотрения спора в немецких трудовых судах проще, чем в судах общей юрисдикции, а весь процесс его разрешения обычно умещается в одно-единственное заседание.

Система функционирования трудовых судов в скандинавских странах также обладает рядом характерных особенностей. Например, под юрисдикцию таких судов подпадают только те споры, суть которых состоит в ненадлежащем применении или толковании коллективных трудовых договоров. Кроме этого, именно суды по трудовым спорам рассматривают вопросы, касающиеся законности забастовок. В каждой из скандинавских стран функционирует лишь один подобный суд. Довольно необычной чертой шведского суда является то, что в его состав наряду с работниками, работодателями и профессиональными судьями входит юрист, прекрасно разбирающийся в вопросах трудового законодательства. Любопытно также то, что в Швеции стороны конфликта зачастую пренебрегают возможностями досудебного трудового арбитража, предпочитая сразу обращаться в суд.

Свой опыт ближе к телу

На территории СНГ первая попытка учредить трудовые суды принадлежала еще русскому царю Александру II, который, вдохновленный примером Франции, после отмены крепостного права предложил сформировать суды, включавшие в себя равное количество избранных судей из числа рабочих и промышленников. После того как царский проект был забыт, идея возродилась уже при совершенно иных обстоятельствах: Владимир Ленин обосновал в своих трудах преимущества так называемых «промышленных судов, состоящих из выборных от хозяев и рабочих поровну». Вождь мирового пролетариата был убежден, что трудовые суды «приучают фабрикантов к приличному обращению с рабочими и к правильным переговорам, как с равными им людьми». Однако изложенные Лениным идеи потеряли свою актуальность в тот самый момент, когда единственным работодателем советского гражданина стало государство, у которого выиграть в трудовом споре было практически невозможно.

В новое время вопросами эффективного судопроизводства в рамках трудовых споров в соседней России занимался доктор юридических наук, профессор Владимир Миронов. Именно он предложил концепцию трудового процессуального кодекса и попытался приспособить европейские модели функционирования трудовых судов к местной действительности.

Миронов отталкивается от идеи, что трудовой суд должен состоять из профессионального судьи и двух «общественных»: один — от объединения работников, второй — от объединения работодателей. По его мнению, судьи должны быть рекомендованы теми профсоюзами и объединениями работодателей, которые находятся в одном районе с судом. Кроме этого, как работники, так и работодатели обязуются обеспечить своим представителям в составе суда средний размер заработной платы, когда те освобождаются от своей непосредственной работы на предприятии.

Однако и такая концепция, и комплекс европейских систем трудовых судов исходят, как минимум, из одной существенной предпосылки: создание трудового суда требует четкой и профессиональной работы профсоюзов. Отечественные же объединения работников зачастую существуют лишь на бумаге, а заключение коллективных трудовых договоров и вовсе является большой редкостью. Более того: заместитель председателя Алматинского союза профсоюзов Клара Летникова отмечает крайне низкую осведомленность работников казахстанских компаний в вопросах трудового законодательства. В связи с этим она рекомендует государству заняться активной пропагандой и распространением знаний о гражданском и трудовом кодексах в массмедиа страны.

Недостаток знания законов осложняется отсутствием у профсоюзов финансовой независимости, что вряд ли позволит этим объединениям оплачивать услуги профессионального юриста, представляющего интересы работников в качестве общественного судьи.

Кроме этого, уже имеющийся опыт работы трудовых судов предписывает, в первую очередь, работодателю доказывать свою невиновность. Работодатель обязан предоставить документальные подтверждения по всем вопросам, в то время как работник имеет право обращаться к свидетелям или просто ссылаться на те или иные приказы руководства. Закономерным будет предположить, что предпринимательскому сообществу Казахстана такая позиция несколько чужда. Рахим Ошакбаев, первый заместитель председателя правления Национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен», обращает внимание на складывающуюся в государстве ситуацию: «У нас законодательство мигрирует сейчас в сторону одного: чтобы все больше и больше защищать права работника в ущерб работодателю». Подобная тенденция не может быть оправданной, поскольку сотрудники отечественных компаний во многих ситуациях проявляют склонность к оппортунизму, считает г-н Ошакбаев.

Названные обстоятельства являются лишь частью того спектра проблем, с которыми может столкнуться внедрение в Казахстане специализированных трудовых судов. Альтернативным вариантом совершенствования судопроизводства в рамках существующей системы может стать выделение в составе гражданских судов судебных бригад, члены которых владеют знаниями о трудовом законодательстве. Однако и в этом случае основные принципы, на которых базируются трудовые суды, должны быть воплощены в полном размере.

Так ли хороша идея?

Несмотря на традиционный антагонизм между работниками и работодателями, идея о создании судов по трудовым спорам получила положительные отзывы со стороны и тех, и других. Клара Летникова уверена, что выделение специализированных судов по трудовым спорам способно существенно снизить количество судебных ошибок и нарушений, причиной которых является непрофессионализм отечественных судей. Им необходимо иметь основательные знания о множестве законодательных актов Республики Казахстан. Однако сегодня даже большинство выпускников юридических факультетов не обладают достаточными знаниями о трудовом законодательстве республики, дополняет она.

Представитель профсоюзов города Алматы убеждена, что первоочередной миссией профсоюзных организаций является отнюдь не защита интересов работников в суде, а организация досудебного урегулирования возникшего трудового спора. Решение вопроса на месте в «тихой и спокойной» обстановке, по мнению г-жи Летниковой, оградит стороны от лишних волнений и сохранит имидж руководства компании на должном уровне.

Рахим Ошакбаев выделяет два значительных плюса при внедрении системы специализированных трудовых судов: повышение «однообразности» применения законодательства и рост качества в отправлении правосудия. Чрезвычайно важной, по его мнению, является возможность трудовых судов эффективно обобщать практику вынесения судебных решений по трудовым спорам таким образом, чтобы не возникало ситуаций, когда по аналогичным конфликтам суды занимают разную позицию. «Вследствие качественного функционирования трудовых судов работодатели и работники также смогут более активно участвовать в законодательной деятельности по совершенствованию государственных законов в сфере трудовых отношений», — считает первый зампред «Атамекена».

Г-н Ошакбаев уверен: трудовые конфликты на территории Казахстана обусловлены, в том числе, отсутствием законодательного баланса между работодателями и работниками, что позволяет считать отечественный Трудовой кодекс довольно «неоднозначным».

Роман Подопригора, доктор юридических наук, профессор Каспийского общественного университета, относится к обсуждаемой идее с оправданной долей скепсиса. Практика внедрения в Казахстане, например, специализированных административных судов пока себя не оправдывает: традиционные цели и задачи административной юстиции по-прежнему искажаются. Тем не менее юрист не отрицает, что учреждение специализированных судов — это «веление времени». «Этот институциональный процесс должен неизменно сопровождаться глубокими системными и инфраструктурными изменениями», — комментирует г-н Подопригора. А в условиях казахстанской действительности существует риск возникновения ситуации, когда дела о трудовых спорах просто «перекинут» определенному количеству судей без изменений в порядке отправления таких дел.

По его мнению, судебная система Казахстана в настоящее время требует разрешения более важной для отрасли в целом и для граждан проблемы обеспечения независимости судей. «Даже при условии создания специализированных трудовых судов в Казахстане без изменения правосознания работодателей и работников предприятий они рискуют остаться лишь декорацией», — констатирует эксперт.

К вопросу о внедрении в республике судов по трудовым спорам целесообразно подходить только после детального изучения мирового опыта и тщательного анализа уровня эффективности действующих судов. Возможно, профсоюзы и работодатели воспринимают подобную идею положительно из-за недостатка соответствующей информации о порядке функционирования и назначении таких судебных органов. Тем не менее обострение ситуации в трудовой сфере еще долго будет побуждать общество и государство искать наиболее эффективные методы разрешения конфликтов между работниками и работодателями.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности