Опять поторопились

Переход на международные стандарты финансовой отчетности начался с конфуза: реформа бухгалтерского учета оказалась законодательно неподготовленной. Но главное, о чем говорят эксперты: в Казахстане в первую очередь нужно внедрять национальные стандарты отчетности, приближенные к международным

Опять поторопились

С 1 января 2006 года правительство намеревалось поставить точку в переходе казахстанских компаний на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Напомним, что с 2003 года на МСФО перешли банки, а с 2005 года – акционерные общества. И вот теперь менять учетную политику пришла пора оставшимся хозяйственным субъектам. Но, несмотря на то что срок перехода на МСФО уже истек, для практического применения международных стандартов нет необходимых условий. Причина тому –  наличие ряда до сих пор нерешенных  вопросов.

Реформа началась с проблем

Основной проблемой является отсутствие перевода МСФО на государственный и русский языки. Хотя в законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» сказано, что переход возможен только при условии перевода на государственный и русский языки и официального его подтверждения английским Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Возникает справедливый вопрос: чем же пользуются компании, уже перешедшие на МСФО? Оказывается, крупные компании чаще всего используют оригинальную англоязычную версию. Организации поменьше – стандарты, переведенные на русский язык в России и Киргизии. При этом бухгалтеры в один голос говорят о том, что эти варианты не адаптированы под казахстанскую действительность. А юристы видят в этом прямое нарушение авторских прав российских и киргизских компаний, имеющих права на данный перевод на территории своих стран. Чтобы использовать переводы официально, необходимы соглашения на межправительственном уровне, которых на сегодняшний день нет.

Вторая проблема сопряжена с диаметральной противоположностью философий МСФО и казахстанских стандартов бухгалтерского учета (КСБУ). «Международные стандарты базируются на основе бизнес-практики (то есть на основе рыночной оценки стоимости компании, ее денежных потоков, будущей стоимости компании), в то время как отечественные остаются наследниками плановой экономики, сфокусированной не на рыночной  оценке стоимости  активов, обязательств компании, ее денежных потоков, а на их фактическом наличии с целью сохранности в рамках госэкономики безотносительно к их рыночной стоимости», – говорит финансовый директор ТОО «AMT– Казахстан» Шолпан Арип.

Изначальное и основное отличие  МСФО от  КСБУ заключается в том, что в основе подготовки  финансовой отчетности бухгалтером лежит не норматив, не инструкция, а  его профессиональное суждение – личное мнение, которое является основанием для принятия решений в условиях неопределенности. Неопределенность может наступить вследствие отсутствия в МСФО определенных правил и как раз несоответствия юридической формы ее экономическому содержанию. Таким образом, бухгалтер, применяя это суждение, может пересмотреть юридический договор с точки зрения реального обозначения экономической сути договора. Например, он может справедливо посчитать, что заключенный договор лизинга на самом деле является договором текущей аренды, так как не влечет за собой последующий выкуп оборудования.

Сложившаяся традиция сопоставимости бухгалтерского и налогового учета поставит отечественных бухгалтеров в затруднительное положение при выполнении такого важного принципа МСФО, как приоритет сущности над формой. Этот принцип гласит, что документ при совершении операции вторичен, главное, чтобы имел место сам экономический факт. Однако профессиональное суждение бухгалтера может вызвать непонимание со стороны налоговой инспекции или финансовой полиции и квалифицировано как злоупотребление. «Обычно наш бухгалтер делает проводку какой-либо операции лишь при наличии соответствующего документа. Кроме того, налоговое законодательство (статья 66 Налогового кодекса) требует документального подтверждения операции. Отображение части операций не на основании первичного документа, а на основании свершившегося события  приведет к конфликтам»,  – считает председатель Союза бухгалтеров и аудиторов Казахстана Эреуль Нурсеитов.

Третьей глобальной проблемой станет противоречие новых стандартов и гражданского, и налогового законодательства. Так как понятия и терминология бухгалтерского учета являются составной частью  законодательства, то внедрение МСФО неизбежно спровоцирует конфликт ввиду того, что многие положения стандартов противоречат соответствующим нормам казахстанского законодательства.

Для «смягчения» негативных последствий правительство разработало поправки в  закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» с учетом изменений и дополнений в свете перехода Казахстана на МСФО. Однако этот документ вызвал массу замечаний со стороны как депутатов, так и специалистов и был возвращен мажилисом в правительство как несоответствующий закону о нормативно-правовых актах. Возникла интересная ситуация, когда новый закон так и не был принят, а в старый, устанавливающий сроки перехода на МСФО, изменений не внесли.

Выход из кризиса

То, что переходить на МСФО необходимо – факт достаточно очевидный. Основной целью перехода экономики Казахстана  на МСФО является  ее интеграция в мировую экономику, а также  получение инвесторами и кредиторами отчетности, на основании которой можно принимать «здравые»  инвестиционные решения. Уже сегодня многие крупные иностранные поставщики (особенно лизингодатели) в качестве обязательного условия для заключения и пролонгации контрактов требуют у своих клиентов финансовую отчетность, составленную по МСФО. Также облегчается доступ компаний к более «дешевым» деньгам (многие банки классифицируют своих клиентов в зависимости от того, каким образом построена отчетность: в случае отчетности, составленной по МСФО и подтвержденной «большой четверкой»,  процентная ставка значительно ниже рекомендованной). «Большинство компаний, применяющих при составлении отчетности МСФО, считают, что такая отчетность позволяет лучше оценивать реальное положение дел на предприятии и принимать более взвешенные управленческие решения», – комментирует ситуацию г-жа Арип.

Однако при планировании процесса перехода его инициаторы забыли, что переход на международные стандарты – процесс эволюционный. Во всем мире международные стандарты внедряются поэтапно. Ни одна страна не отменяет разом собственную систему отчетности и не ставит перед собой задачу полностью перейти на МСФО к конкретному сроку. Сначала определенная  часть компаний, заинтересованных в привлечении иностранного капитала, стимулируется готовить консолидированную отчетность по международным стандартам. Остальные субъекты продолжают использовать национальные стандарты, соответствующие МСФО.

Другой вопрос, а надо ли вообще всем компаниям переходить на международные стандарты финансовой отчетности? Как правило, МСФО применяются компаниями, имеющими выход на международные финансовые рынки. Они удобны иностранным инвесторам тем, что ставят на первое место ликвидность: как быстро имущество предприятия можно обратить в деньги. Что прежде всего и  интересует инвестора.  В Казахстане таких компаний не так много. А для малого и среднего бизнеса совсем не обязательно так же подробно раскрывать свои показатели, как крупным компаниям.  «Что касается  усиления прозрачности компаний, то бухгалтерский и финансовый отчеты никогда не будут прозрачными: в балансе, например, мы видим «застывшие цифры» на конец отчетного периода. Прозрачность не очень удачное слово, ясность – вот что действительно интересует инвесторов, но эти понятия часто путают. Иностранный инвестор привык к определенной структуре баланса, определенной МСФО. Когда он видит баланс нашего предприятия, то ничего не понимает, поэтому мы и делаем его понятным для иностранного инвестора. Национальные стандарты,  приближенные к МСФО, также будут понятны иностранцам, – считает  г-н Нурсеитов. –  Выход из ситуации заключается в разработке национальных стандартов, приближенных к международным стандартам финансовой отчетности. Именно так и поступало большинство стран при переходе на МСФО, учитывая особенности национальной экономики. Сначала необходимо разработать концепцию перехода и внести изменения в действующий закон в той части, где говорится о переходе на МСФО».

Принятие национальных стандартов потребует изменений в гражданский и налоговый кодексы. Однако технически этот шаг проще. Если комментировать стандарты финансовой отчетности имеет право их разработчик, в случае с МСФО это комитет, то в отношении национальных стандартов таким правом будет наделен Минфин. Успешный переход представляет собой акцию государственного масштаба, во время которой  выстраивается новая система учета, аудита, внутреннего и внешнего финансового контроля.

Но до окончания реформы налогового законодательства в стране неизбежно будут существовать две параллельно действующие системы: бухгалтерский учет, базирующийся на стандартах МСФО, и налоговый учет, идеологически близкий к стандартам КСБУ. «Подобная ситуация может привести к удвоению расходов предприятий на ведение и составление отчетности, к увеличению разрыва между налоговым и бухгалтерским учетом,  несмотря на то что ранее данные различия также были существенны, – говорит Шолпан Арип. – Переход на МСФО отразится на макроэкономической картине страны: ВВП, качестве банковских активов, страновом рейтинге и др. С одной стороны, это повысит прозрачность казахстанской экономики в глазах мирового сообщества, а с другой – ввиду более консервативных принципов отражения финансовых результатов это может привести к ухудшению макроэкономических показателей на момент перехода экономики на МСФО.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики