Флотилия на бумаге

Россия не отказалась от идеи создания на Каспийском море флотилии прикаспийских государств

Флотилия на бумаге

Во время рабочего визита в Азербайджан в начале прошлой недели министр обороны России Сергей Иванов вновь подтвердил заинтересованность Москвы в создании флотилии прикаспийских стран. По словам г-на Иванова, функции "Касфора" будут аналогичны функциям оперативного соединения ВМС черноморских государств "Блэксифор": борьба с распространением оружия массового поражения, наркотрафиком и браконьерством. При этом российский министр отказывается называть "Касфор" военным блоком, это, по его мнению, "структура, налаживающая сотрудничество прикаспийских государств".

Впервые с этой идеей Россия выступила в июне прошлого года, и за прошедшие полгода российские дипломаты обсуждали эту инициативу с Казахстаном, Ираном, Азербайджаном и Туркменией. Принципиальное согласие было получено от каждой из стран, но со значительными оговорками. К примеру, министр обороны Азербайджана Сафар Абиев считает, что объединенная морская группировка может быть создана только после завершения переговоров о разделе Каспийского моря между пятью прикаспийскими странами. Министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев говорит о необходимости дополнительного изучения этого вопроса: "Нынешнюю ситуацию на Каспии не надо дополнительно нагнетать она и так нездоровая".

Наибольшие опасения стран Каспия вызывает желание России создать именно боевую флотилию. Военное патрулирование Каспийского моря обеспечит Москве, претендующей как автор идеи на роль руководства военно-морской группировкой, постоянное боевое присутствие в этом регионе. Учитывая достаточно сложные взаимоотношения прикаспийских государств, связанные прежде всего с конфликтами вокруг спорных нефтегазовых месторождений, милитаризация Каспия может спровоцировать рост напряженности на море. Хотя подобной милитаризации не избежать в любом случае: страны уже подтвердили желание создать на Каспии полноценные военно-морские силы.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее