Бизнес на погоде

Бизнес на погоде

На российском фондовом рынке в ближайшее время появится новый инструмент – фьючерсы на погоду.

Начало года ознаменовалось для российской экономики убытками, связанными с сильными морозами, накрывшими большую часть территории страны. Многие предприятия были вынуждены приостановить производство. Энергетические же компании, напротив, вышли на рекордные объемы продаж. Для того чтобы в будущем застраховать предприятия от убытков, вызванных погодными условиями, фондовая биржа РТС совместно с Росгидрометом приступила к разработке спецификаций фьючерсов на погоду. Для начала специалисты предложат два типа контрактов – на температуру и осадки. При их разработке анализируются результаты долголетних непрерывных наблюдений метеорологов и оцениваются прогнозные данные синоптиков. Планируется, что уже осенью 2006 года на российском фондовом рынке будут заключены погодные контракты.

Первая сделка на погоду была совершена в 1996 году в США двумя энергетическими гигантами Koch Entergy (ныне Entergy-Koch) и Enron, и в течение долгого времени именно поставщики энергии оставались единственными игроками на рынке. Но со временем производители и других отраслей экономики старались застраховаться от рисков, связанных с воздействием климатических факторов. В 1999 году была создана организация Weather Risk Management Association (WRMA), объединившая риск-менеджеров погодных производных для развития рынка и разработки стандартов.

По оценкам специалистов, погода влияет на 70% всего мирового бизнеса. Сегодня погодные контракты заключают сельскохозяйственные, строительные и страховые компании, производители прохладительных напитков и туроператоры, а объемы мирового рынка погодных производных оцениваются в сумму порядка 12 млрд долларов.

Интересно, что одни и те же погодные явления совершенно по-разному влияют на те или иные отрасли экономики. Так, жесткие климатические условия – сильные морозы зимой и знойная жара летом – способствуют развитию бизнеса производителей и продавцов энергии. Потребители энергии, напротив, в таких условиях терпят убытки. Заключая погодные контракты, производитель делает свой продукт более привлекательным для клиентов и повышает стоимость акций своей компании.