Как наше стало чужим

C января нового года «Наше Радио» (104FM) прекратило вещание в Алматы. Отсутствие привычного эфира вызвало массу вопросов у постоянных радиослушателей

Как наше стало чужим

Представители «Нашего Радио» в Казахстане оставили ситуацию без комментариев. Известно только, что на этой частоте готовится новый коммерческий проект. Как сообщил независимый источник, там теперь будет вещать другое российское радио – Maximum (холдинг «Русская медиагруппа»). «Наше Радио», как и радиостанции Best FM и Ultra, входящие в российский холдинг News Media Radio Group (NMRG), принадлежит холдингу – News Corp. По имеющейся информации, радиостанцией «Наше Радио» в Алматы владел холдинг «Алма-Медиа». «Наше Радио» вещало в казахстанском эфире с 2001 года.

По мнению экспертов, «Наше Радио-Казахстан» как коммерческая организация не приносила весомой прибыли, так как не пользовалась широким спросом у казахстанских рекламодателей, с точки зрения которых сегмент его слушателей в Казахстане незначителен. Насколько дело обстоит именно так – вопрос открытый. Действительно, если рассматривать ситуацию со стороны развития рок-культуры в Казахстане, то ее положение оставляет желать лучшего: нет достаточного количества своих рок-н-ролльных команд, рок по-прежнему занимает узкую нишу, и подобный радийный формат не интересен местным бизнес-структурам. Но что касается слушателей, то таких в Алматы, да и в Казахстане в целом, немало, они составляют свой устойчивый сегмент. К тому же музыкальный репертуар многих казахстанских радиостанций не назовешь концептуальным и тематически разнообразным. В основном это общая солянка, безликий поп-мейнстрим, музыкальный эфир одной радиостанции зачастую не отличишь от другой, в то время как на российский рынок пришла устойчивая мировая тенденция к диверсификации радиоэфира, поиск узких нишевых форматов. Все увереннее себя чувствуют в эфире радиостанции, ориентированные на свою аудиторию. Как раз здесь и начинается настоящая рыночная конкуренция, борьба за своего слушателя: дифференциация и формирование широкого спектра эфирной продукции, развитие вкусов потребителя.

Если же говорить о распределении рекламных бюджетов на медиарынке в целом, то, по данным TNS Gallup Media Asia, их доля в казахстанском радиоэфире незначительна (3,5 млн долларов). Основная часть рекламы  в 2005 году приходилась на телевидение (72,6 млн долларов) и печатные СМИ (13,6 млн долларов). По рекламным бюджетам в Казахстане лидирует «Русское радио» (1, 2 млн долларов) и «Европа плюс» (0,96 млн долларов). За ними следуют «Радио NS» (0,53 млн долларов), «Радио 31» (0,42 млн долларов). Список замыкают «Авторадио» (0,26 млн ) и «Радио Ретро Караван» (0,13 млн  долларов). «Наше Радио» в анализе не фигурирует. По данным TNS Gallup Media,  в России «Наше Радио» находится в первой пятерке московских радиостанций в возрастном сегменте 16-35 лет.

Количество рекламы – это не столько проблема музыкального эфира, а умение работать как с рекламодателями, так и со слушателями. «Наше Радио-Казахстан» в основном ограничилось ретрансляцией из России. Передач, адаптированных к местным условиям по уже разработанной «головной» схеме, было мало, свои собственные так и не появились. Молодым, еще неизвестным музыкантам попасть в местный эфир «Нашего Радио» было не по карману. Поэтому там крутились одни и те же набившие оскомину композиции.

«Наше Радио» нельзя однозначно назвать коммерческой структурой. Кроме извлечения прибыли его цель – продвижение и поддержка живой отечественной рок-музыки. Нашему року трудно конкурировать по качеству звучания с популярными западными группами. Но немало слушателей испытывает интерес к музыкальной культуре своей страны. В прошлом году при нашем участии был организован первый в Казахстане фестиваль рок-музыки – «Нашествие». Теперь прекращение вещания делает его проведение сомнительным», – говорит креативный директор «Нашего Радио» Андрей Клюкин.

«Контракт на ретрансляцию Maximum еще не подписан, но вероятность его подписания велика. Предположительно вещание начнется в начале февраля. Приход на казахстанский рынок вызван исключительно коммерческим интересом, прибылью от продажи контракта. Сумма сделки – коммерческая тайна. Что касается формата, то его использование в местном эфире – дело самого покупателя. Диктовать свои правила Maximum здесь не может», – сообщил директор отдела регионального продвижения холдинга «Русская медиагруппа» Валентин Прохоров. Музыкальный формат радио Maximum – смешанный (зарубежный и российский) рок. Проект поддержки казахстанской рок-музыки не предусмотрен.

По словам генерального директора радиостанции в Москве Олега Иванова,  ситуация вещания «Нашего Радио» в Алматы остается неопределенной: «Хотя вещание прекращено, мы до сих пор не получили документы о расторжении контракта, что создает определенные юридические сложности, связанные с валютным контролем. Что касается прибыли от контракта ретрансляции, то она незначительна. Стоимость контракта небольшая, около 470 долларов в месяц. Основная прибыль зависит от рекламы. Заключение контракта с крупным рекламодателем определяется числом городов с миллионным населением, входящих в зону вещания. Судя по количеству сообщений, приходящих к нам на сайт, аудитория в Алматы довольно продвинутая и в значительной мере устойчивая, как и в Москве. Все спрашивают: по какой причине прекращено вещание? Но это от нас уже не зависит. Мы всегда открыты для сотрудничества, и остается надеяться, что найдется другая радиостанция, которая сможет ретранслировать “Наше Радио”».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее