Как наше стало чужим

C января нового года «Наше Радио» (104FM) прекратило вещание в Алматы. Отсутствие привычного эфира вызвало массу вопросов у постоянных радиослушателей

Как наше стало чужим

Представители «Нашего Радио» в Казахстане оставили ситуацию без комментариев. Известно только, что на этой частоте готовится новый коммерческий проект. Как сообщил независимый источник, там теперь будет вещать другое российское радио – Maximum (холдинг «Русская медиагруппа»). «Наше Радио», как и радиостанции Best FM и Ultra, входящие в российский холдинг News Media Radio Group (NMRG), принадлежит холдингу – News Corp. По имеющейся информации, радиостанцией «Наше Радио» в Алматы владел холдинг «Алма-Медиа». «Наше Радио» вещало в казахстанском эфире с 2001 года.

По мнению экспертов, «Наше Радио-Казахстан» как коммерческая организация не приносила весомой прибыли, так как не пользовалась широким спросом у казахстанских рекламодателей, с точки зрения которых сегмент его слушателей в Казахстане незначителен. Насколько дело обстоит именно так – вопрос открытый. Действительно, если рассматривать ситуацию со стороны развития рок-культуры в Казахстане, то ее положение оставляет желать лучшего: нет достаточного количества своих рок-н-ролльных команд, рок по-прежнему занимает узкую нишу, и подобный радийный формат не интересен местным бизнес-структурам. Но что касается слушателей, то таких в Алматы, да и в Казахстане в целом, немало, они составляют свой устойчивый сегмент. К тому же музыкальный репертуар многих казахстанских радиостанций не назовешь концептуальным и тематически разнообразным. В основном это общая солянка, безликий поп-мейнстрим, музыкальный эфир одной радиостанции зачастую не отличишь от другой, в то время как на российский рынок пришла устойчивая мировая тенденция к диверсификации радиоэфира, поиск узких нишевых форматов. Все увереннее себя чувствуют в эфире радиостанции, ориентированные на свою аудиторию. Как раз здесь и начинается настоящая рыночная конкуренция, борьба за своего слушателя: дифференциация и формирование широкого спектра эфирной продукции, развитие вкусов потребителя.

Если же говорить о распределении рекламных бюджетов на медиарынке в целом, то, по данным TNS Gallup Media Asia, их доля в казахстанском радиоэфире незначительна (3,5 млн долларов). Основная часть рекламы  в 2005 году приходилась на телевидение (72,6 млн долларов) и печатные СМИ (13,6 млн долларов). По рекламным бюджетам в Казахстане лидирует «Русское радио» (1, 2 млн долларов) и «Европа плюс» (0,96 млн долларов). За ними следуют «Радио NS» (0,53 млн долларов), «Радио 31» (0,42 млн долларов). Список замыкают «Авторадио» (0,26 млн ) и «Радио Ретро Караван» (0,13 млн  долларов). «Наше Радио» в анализе не фигурирует. По данным TNS Gallup Media,  в России «Наше Радио» находится в первой пятерке московских радиостанций в возрастном сегменте 16-35 лет.

Количество рекламы – это не столько проблема музыкального эфира, а умение работать как с рекламодателями, так и со слушателями. «Наше Радио-Казахстан» в основном ограничилось ретрансляцией из России. Передач, адаптированных к местным условиям по уже разработанной «головной» схеме, было мало, свои собственные так и не появились. Молодым, еще неизвестным музыкантам попасть в местный эфир «Нашего Радио» было не по карману. Поэтому там крутились одни и те же набившие оскомину композиции.

«Наше Радио» нельзя однозначно назвать коммерческой структурой. Кроме извлечения прибыли его цель – продвижение и поддержка живой отечественной рок-музыки. Нашему року трудно конкурировать по качеству звучания с популярными западными группами. Но немало слушателей испытывает интерес к музыкальной культуре своей страны. В прошлом году при нашем участии был организован первый в Казахстане фестиваль рок-музыки – «Нашествие». Теперь прекращение вещания делает его проведение сомнительным», – говорит креативный директор «Нашего Радио» Андрей Клюкин.

«Контракт на ретрансляцию Maximum еще не подписан, но вероятность его подписания велика. Предположительно вещание начнется в начале февраля. Приход на казахстанский рынок вызван исключительно коммерческим интересом, прибылью от продажи контракта. Сумма сделки – коммерческая тайна. Что касается формата, то его использование в местном эфире – дело самого покупателя. Диктовать свои правила Maximum здесь не может», – сообщил директор отдела регионального продвижения холдинга «Русская медиагруппа» Валентин Прохоров. Музыкальный формат радио Maximum – смешанный (зарубежный и российский) рок. Проект поддержки казахстанской рок-музыки не предусмотрен.

По словам генерального директора радиостанции в Москве Олега Иванова,  ситуация вещания «Нашего Радио» в Алматы остается неопределенной: «Хотя вещание прекращено, мы до сих пор не получили документы о расторжении контракта, что создает определенные юридические сложности, связанные с валютным контролем. Что касается прибыли от контракта ретрансляции, то она незначительна. Стоимость контракта небольшая, около 470 долларов в месяц. Основная прибыль зависит от рекламы. Заключение контракта с крупным рекламодателем определяется числом городов с миллионным населением, входящих в зону вещания. Судя по количеству сообщений, приходящих к нам на сайт, аудитория в Алматы довольно продвинутая и в значительной мере устойчивая, как и в Москве. Все спрашивают: по какой причине прекращено вещание? Но это от нас уже не зависит. Мы всегда открыты для сотрудничества, и остается надеяться, что найдется другая радиостанция, которая сможет ретранслировать “Наше Радио”».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?