Цифра меняет мир фототехники

В январе сразу две компании, специализирующиеся на производстве фотокамер, сообщили о намерении свернуть производство. Nikon отказывается от выпуска большинства моделей пленочных зеркальных фотоаппаратов, а Konica Minolta и вовсе уходит с рынка фотографического оборудования

Цифра меняет мир фототехники

Решение японской компании Nikon прекратить выпуск нескольких пленочных моделей продиктовано снижением объемов продаж пленочной фототехники и ростом рынка цифровых фотокамер (ЦФК). Именно на второе направление будут переброшены инженерные и производственные ресурсы. Из пленочных зеркальных фотоаппаратов в производстве останутся лишь две модели:  Nikon F6 и Nikon FM10. Техническая поддержка всех остальных камер будет продолжаться еще в течение 10 лет.

Konica Minolta, образованная в 2003 году в результате слияния двух компаний, отказалась от своего подразделения по производству цифровых камер по причине обострившейся конкуренции на рынке фотографического оборудования. Это подразделение будет продано другой японской компании – Sony. Обе компании начали сотрудничество летом прошлого года в области технической разработки  цифровых зеркальных фотоаппаратов (SLR). До того времени в ассортименте Sony, выпустившей еще в 1981 году первую модель ЦФК – MAVICA, цифровых «зеркалок» не было, в связи с чем она стремилась выйти на этот перспективный и прибыльный рынок, лидерами которого являются Canon и Nikon.

В результате реструктуризации к 2007 будет сокращено 11% персонала Konica Minolta. «В нынешний век цифровых фотоаппаратов даже при нашем обладании технологиями высочайшего уровня в области оптического, механического и электронного оборудования стало непросто своевременно выпускать конкурентоспособные товары», – говорится в официальном заявлении компании. В ноябре 2005 года представители Konica Minolta заявляли, что убытки за год составят 408 млн долларов. К концу 2007 финансового года компания также прекратит выпуск пленки и фотобумаги, сосредоточившись на производстве цветных ксероксов и медицинского оборудования.

Пришла цифра, открывай ворота…

С 1997 по 2002 годы, по оценкам GfK, на мировом рынке прослеживалась устойчивая тенденция к росту объема продаж цифровых фотокамер (в 10 раз) на фоне уменьшения продаж аналоговых аппаратов. Так, доля продаж цифровых камер от общего объема продаж фототехники составила в 2002 году в США 38%, в Европе – 32%, а в Японии – 66%.

Однако в начале 2005 года IDC спрогнозировала, что рост объема рынка цифровой фототехники будет расти в течение еще примерно двух лет, после чего наступит затяжной многолетний спад. В 2006 году отгрузки еще будут устойчиво расти и составят 94 млн единиц в год, но уже в 2007 году начнется спад на рынке, а в 2009 году годовой объем поставок снизится до 82 млн единиц в год. Предполагается, что в критериях пользовательского выбора также произойдет изменение – от разрешения камеры как наиболее приоритетного свойства к ее цене. Средняя цена продаваемых цифровых фотоаппаратов к 2009 году упадет до 200 долларов. Аналитики также предположили, что до конца текущего года производители пересмотрят свою роль на рынке ЦФК.

В принципе, все прогнозы в той или иной степени подтверждаются. К примеру, в США темпы роста объема продаж в первой половине прошлого года снизились, по сравнению с аналогичным периодом 2004-го, на 30% – до 20%. Фотолюбитель уже не стремится обменять свой фотоаппарат с разрешением 4 мегапикселя на 7–8-мегапиксельный, тем более что количество мегапикселей мало влияет на качество фотографии. И последнее: многие производители действительно пересматривают свою роль на рынке цифровых фотокамер.

Одни заключили соглашения, как вышеназванные Sony и KonicaMinolta (однако, как показало время, этот союз перерос в нечто большее), а также Samsung и Pentax. Последние намерены осуществлять совместную разработку цифровых зеркальных фотокамер. Samsung, согласно подписанному в ноябре прошлого года соглашению, будет поставлять Pentax свои процессоры, а также поделится технологией их взаимодействия с другими устройствами бытовой электроники (принтерами, телевизорами и т.д.), а Pentax раскроет Samsung секреты технологии Penta Prism. Кроме того, объективами Pentax будут оснащены будущие камеры Samsung.

Другие производители сконцентрировались на производстве зеркальных цифровых фотоаппаратов, частично отказавшись от обычных «мыльниц». Как, например, компания Olympus, которая 3 месяца назад заявила, что прекратит производство MP3-плееров  и сократит долю выпуска компактных цифровых камер в своем ассортименте с 72 до 40% до 2010 года. Доля же цифровых зеркальных фотокамер верхнего ценового сегмента вырастет с 3 до 30%. Целью данных перемен является повышение рентабельности производства. Общая прибыль группы Olympus за первое полугодие 2005 года составила 2,17 млрд иен (18,5 млн долларов), тогда как в 2004 году этот показатель был равен 6,71 млрд иен.

 «Мыльница» или камерофон?

Почему все больше производителей сосредотачиваются на производстве цифровых «зеркалок»? Во-первых, потому что темпы роста рынка цифровых «мыльниц» значительно сокращаются, так как он уже близок к насыщению. Во-вторых, компактные ЦФК сейчас все больше заменяют мобильные телефоны со встроенными фотоаппаратами. Если раньше их всерьез никто не воспринимал, то теперь, когда производители, скорее, выпускают не телефоны с фотоаппаратами, а совсем наоборот, они стали составлять серьезную конкуренцию «мыльницам». 

Год назад Samsung выпустила первый камерофон с 7-мегапиксельной фотокамерой и набор профессиональной оптики к ней. «Создание мобильного телефона с 7-мегапиксельной камерой знаменует собой новые стандарты в производстве телефонов. И я надеюсь, что наши технологические разработки будут только способствовать росту конвергенции в производстве мобильных телефонов, – отметил президент управления телекоммуникаций и исполнительный директор компании Samsung Electronics Ки Тэ Ли. – Очень важно продолжать наши разработки, выпуская инновационные продукты».

И у производителей мобильных телефонов началась «гонка вооружений». В декабре прошлого года компания  Gigabyte анонсировала мобильный телефон, оснащенный 7-мегапиксельной фотокамерой.

Согласно отчету IDC цифровые фотокамеры еще будут рассматриваться в течение длительного времени как компьютерная периферия, ограничивая их развитие. Действительно, покупке цифрового фотоаппарата отдают предпочтения те, у кого есть компьютер или соответствующее оборудование для печати снимков. Сейчас многие компании стали выпускать цветные принтеры, которые могут печатать фотографии напрямую с камеры, без подключения к ПК.

Причем такое оборудование производят не только ключевые игроки: Canon, Fujifilm, HP, Olympus, Seiko Epson и Sony, но и малоизвестные компании. В 2004 году компания HP решила уменьшить объем инвестиций в основные продукты, такие как простые струйные принтеры, и увеличила расходы на перспективные – цифровую фотографию и цифровое издательство. Кроме того, планировалось увеличить доходы от предоставления услуг, например заказ печати фотографий через интернет и лицензирование технологий печати HP. Целью этих нововведений было желание удвоить к 2014 году прибыль данного подразделения. Поэтому его руководитель Вайомеш Джоши решил увеличить продажи группы сопутствующих продуктов и услуг с 20 до 60%. С этой целью принтерное подразделение HP начало вкладывать большие средства в многофункциональные устройства, а также в цифровую фотографию, цифровые издательские технологии и широкоформатную печать.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики