Без крестиков и ноликов

Чтобы не потерять энергетическую независимость, Казахстану за 20 лет нужно увеличить нынешнюю генерирующую мощность вдвое, а также сократить износ. Около 40% всех инвестиций в двадцатилетней перспективе пойдет на сети

Без крестиков и ноликов

Как и в любом бизнесе, в электроэнергетике есть задачи краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Короткие задачи — это решение сезонных проблем: подготовка энергопроизводящих объектов к зиме, устранение неисправностей, текущий профилактический ремонт оборудования. Энергетики заняты решением таких задач постоянно, независимо от цен на энергоресурсы, стоимости тарифов, правил игры на рынке и общей экономической конъюнктуры. К среднесрочным задачам относятся модернизационные программы, которые находятся в прямой зависимости от перечисленных выше факторов. Длинные, или стратегические, задачи для энергетиков — наращивание производства электроэнергии и тепла и, соответственно, рост мощности предприятий.

Этот год для казахстанской энергетики, пожалуй, уникален тем, что впервые за двадцатилетнюю историю страны участники рынка и регулятор рассматривают и решают все эти задачи вместе.

Осенний смотр

Комитет государственного энергетического надзора и контроля (КГЭНК) МИНТ с конца лета мониторит готовность энергопроизводящих организаций и сетевиков к отопительному сезону и проводит их комплексные проверки по всей стране. Из сообщений КГЭНК явствует, что ситуация в большинстве регионов одинакова: износ оборудования и сетей критический, управления рисками нет никакого, и вообще организационная часть работы исполнительной власти и энергетических компаний поставлена крайне неудовлетворительно.

К примеру, в трех регионах (Алматинская область, ВКО и ЗКО) с различной обеспеченностью мощностями, ресурсами, сетями и структурой потребления одинаковые проблемы: «тепловые сети города крайне изношены, отмечены сверхнормативные потери тепловой энергии в сетях», «электрооборудование морально и физически устарело, необходима масштабная модернизация, однако на данный момент объемы замены устаревшего оборудования незначительны». В Текели магистральные тепловые сети изношены в среднем на 85%, внутриквартальные — на 90%. В Семее к тому же было выявлено, что имеющихся запасов топлива на энергоисточниках недостаточно для надежного электроснабжения региона.

При этом специалисты КГЭНК отмечают, что «в целом ремонтная кампания региональных энергопредприятий идет по графику». Напомним, что отопительный сезон по плану МИНТ в этом году начинается в северных, центральных и восточных регионах с 1 по 10 октября, в остальных — до 15 октября; последним городом, где дадут тепло, будет Кентау — 1 ноября.

Столь же оптимистично на ситуацию смотрят в правительстве. Докладывая о подготовке к осенне-зимнему периоду 2012–2013 годов, глава МИНТ Асет Исекешев заверил, что на начало сентября завершены ремонтные работы на 6 энергоблоках (67% от общего планового количества), 25 котлах (42%) и 12 турбинах (29%).

«На начало сентября текущего года на топливных складах энергоисточников накоплено 4,6 миллиона тонн угля, что на 36% больше уровня прошлого года. Также заготовлено 99 тысяч тонн мазута, что на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Максимум нагрузки в предстоящий осенне-зимний период ожидается на уровне 14,1 гигаватта, что на 5% больше показателя прошедшей зимы. Максимум генерации намечен в объеме 13,7 гигаватта», — подытожил министр.

Поле для вопросов

Активная модернизация энергетических предприятий (да и в целом субъектов естественных монополий; инструмент модернизации — предельный тариф) идет уже третий год. Однако программа введения предельных тарифов в обмен на инвестиции оканчивается в 2015 году, а необходимость в модернизации и наращивании мощности как производства, так и особенно передачи и распределения останется.

Главной новацией текущего года было принятие (после полугодового обсуждения и доработки) закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка» (подробнее о дискуссии вокруг этого закона см. "Игра на мощность", «Эксперт Казахстан» №4–5 (346) от 6 февраля 2012 года).

По закону, с одной стороны, ужесточался контроль за деятельностью энергопроизводящих организаций: все средства, полученные как прибыль от повышения тарифа должны были уходить на модернизацию оборудования; отклонение от норм каралось штрафом. Также к энергетикам должны были применяться штрафы за недостаточное обеспечение запасами топлива перед отопительным сезоном. Частными игроками эти меры восприняты как драконовские, тем более что эта часть закона начинала работать с момента опубликования.

Есть у участников рынка вопросы и к другой части закона — рынку мощности (см. подробнее в нескольких интервью данного спецприложения). Так или иначе июльский закон сформулировал новые принципы инвестиционной деятельности в казахстанской энергетике, и стал базой для планов развития энергосистемы страны.

Генерируя генерирующую мощность

В текущий период реализуется программа на 2010–2014 годы. О новом документе, регламентирующем развитие электроэнергетики РК до 2020 года с перспективой до 2030‑го, разговор зашел в марте этого года, когда г-н Исекешев представил правительству концепцию такой программы. В концепции отражены 4 главные задачи, стоящие сегодня перед отраслью: формирование единой энергосистемы, обеспечивающей энергобезопасность страны, снижение эконагрузки и вовлечение в энергетику возобновляемых источников; энергоэффективность и энергосбережение; развитие казсодержания.

Тогда же были оглашены некоторые индикаторы. В перспективе почти 20 лет в отечественную энергетику планируется вложить 9,5 трлн тенге (5,5 трлн вложат в генерацию, 1,4 трлн — в национальную электрическую сеть, 2,5 трлн — в региональные электросетевые компании). Производство за этот же период должно вырасти в 1,75 раза и составить 150 млрд кВт/ч. Только за счет мер по энергоэффективности и сбережению сэкономить удастся 26 млрд кВт/ч — это 30% генерации 2011 года. Десятую часть общего производства электроэнергии должны дать возобновляемые источники, 4% — энергия АЭС.

Тогдашний премьер-министр РК Карим Масимов наказал доработать программу и принять до середины мая. Однако на текущий момент сведений о принятии данной программы в открытом доступе нет, равно как и текста самой концепции (на сайте МИНТ есть документ на 2010–2014 годы, на сайте КГЭНК вместо концепции программы до 2020 года — пустышка). Вероятнее всего, затяжка принятия этого документа связана с неутихающими дискуссиями относительно того самого июльского закона об инвестиционной деятельности между госорганами и участниками рынка.

Восхождение ветра

Впрочем, предмет указанной дискуссии — лишь инструменты реализации целей, сформулированных программой. Общее видение развития отечественной энергетики уже есть в материалах научно-исследовательских институтов. К примеру, еще в ноябре прошлого года КазНИПИИ топливно-энергетических систем «Энергия», возглавляемый кандидатом технических наук Георгием ­Акопьянцем, подготовил обзор перспективы развития электроэнергетической отрасли РК до 2030 года. Этот документ в общих чертах повторяет индикаторы, заявленные МИНТ.

Согласно расчетам специалистов «Энергии», «крест» располагаемой мощности и максимальной нагрузки с учетом выбытия электрической мощности произойдет до 2015 года (см. график 1), если, конечно, не предпринимать энергичных мер по наращиванию мощности, о чем и говорит г-н Исекешев. Речь идет о 50%-ном росте генерирующей мощности по сравнению с 2010 годом, тогда как расширяющиеся мощности не дадут и 10% к итогу (см. график 2).

Качественных изменений в отечественной энергетике, согласно тому же документу, за 20 лет не произойдет. Как и сегодня, наибольший объем мощности и выработки дадут тепловые электростанции (ТЭС). Заметно вырастет совокупная мощность возобновляемых источников энергии, но общая доля их едва превысит 10% установленной мощности и 6% выработки (см. график 4). Установленная мощность АЭС, а на такую станцию закладываются в правительстве, будет равна 1,2 ГВт. То есть это будет либо одна станция с двумя блоками, либо 2 станции мощностью по 600 МВт.

Также в материале «Энергии» рассчитано, что от общего числа в 9,5 трлн тенге в сети будет инвестирован 41% этих средств, а конкретно в региональные электросетевые компании — 30% (см. график 5).

Резюмируя, можно сказать, что перед электроэнергетикой Казахстана стоят разноплановые задачи, от оперативности решения которых напрямую зависит экономическое развитие страны в длинной перспективе и социальная стабильность — в короткой. Последний вопрос с точки зрения государства является наиболее острым, если принять во внимание растущий тренд социальных протестов. Но если подготовку отопительного сезона можно несколько лет подряд форсировать, то к диалогу с участниками рынка относительно финансирования больших инвестпроектов следует подходить более обдуманно и взвешенно, имея временной люфт для пересмотра решений и калибровки методов взаимодействия.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики