Что такое хорошо и что такое плохо

Что такое хорошо  и что такое плохо

«О хорошем не будем!» – такого девиза придерживается большинство изданий и электронных СМИ в мире. Советская пресса в свое время была достойным антиподом западной желтизны, откровенно культивируемого насилия и жестокости. И как же все поменялось за последние полтора десятка лет! Рынок наполнился безликими таблоидами – жалким подражанием все тому же Западу, их излюбленные темы выходят за грань нормального человеческого восприятия жизни. Все стали как будто толстокожими, а человеку с тонкой нервной системой зарезервировано место в психушке. Издатели утверждают, что хорошие новости не продаются – пресную прессу, по их словам, уже не желает наш разборчивый и искушенный читатель.

На экранах телевизоров, по сути, происходит еще большее давление на мозги. (Прессу хоть и читают, но мало, а телевизор смотрит каждый.) Самое смотрибельное время отдано либо многочисленным ток-шоу, где обсуждаются всевозможные человеческие пороки, либо оно занято показом фильмов, в которых орудуют отъявленные насильники и убийцы, процветает продажность, и под кисло-сладким соусом подается человеческое тело. Судя по наполнению рекламных пауз в прайм-тайм, бизнес уже давно и охотно нашпиговывает знаниями о своих товарах и услугах лишь разгоряченных адреналином и, похоже, уже зомбированных зрителей. Ему, похоже, совершенно все равно, в каком контексте пойдет его реклама.

В России года два назад впервые была поднята тема фильтрации газетных публикаций и телевизионных трансляций. И не общество подняло эти вопросы, а журналистское сообщество, заговорив о границах допустимого, об этике, о пагубном влиянии чтива и зрелищ на неокрепшую еще психику подрастающих поколений. С тех пор чернухи стало поменьше, но совсем она не исчезла. А учитывая, что Казахстан входит в информационное российское пространство, то весь негатив мы ощущаем по полной программе. Впрочем, наши СМИ иногда грешат еще больше, поскольку каких бы то ни было джентльменских соглашений на предмет той же самой фильтрации не существует. Этот вопрос некоторое время назад тихонько обсуждался в кулуарах, но до взятия обязательств дело не дошло. Иной раз кажется, что в стране идет настоящее соревнование, в котором каждый пытается превзойти своих конкурентов по глубине падения общественных нравов.

Однако есть добрая новость на рынке СМИ. «Не будем о плохом!» – эта отнюдь не креативная мысль пришла в голову сразу нескольким медиаменеджерам в разных странах и в разное время. И наметилась такая тенденция – создание позитивных. Так, например, в интернете набирает популярность американский сайт хороших новостей. HappyNews.com создан в техасском городе Остин компанией, поддерживающей несколько обучающих ресурсов. Глава компании решил, что людям требуется убежище от «неприятностей, которые вываливают на них газеты и телевидение». Он уверен, что сегодняшние СМИ представляют мир в искаженном свете, преувеличивая значимость плохих новостей. На сайте практически отсутствуют политические новости. Предпочтительные темы: здравоохранение, наука и искусство. Что интересно – за короткий срок у сайта появилась 100-тысячная аудитория, и она продолжает стремительно расти.

И это не единственный пример, когда средство массовой информации целенаправленно отказывается от раздражающих новостей. Подобные проекты – и в интернете, и на телевидении, и в прессе – существуют уже в ряде стран мира. Психологи говорят, что люди устали жить в страхе за себя, за своих детей, и потому у жизнеутверждающих СМИ большое будущее.

Из разряда хороших новостей – появление имиджевых проектов. Недавно в России учрежден круглосуточный англоязычный телеканал Russia Today, который будет отражать российскую позицию по главным вопросам международной политики и информировать аудиторию о событиях и явлениях российской жизни. Инициатор проекта экс-министр печати Михаил Лесин предложил эту идею еще в 2001 году. «Мы должны пропагандировать себя, а то так и будем выглядеть, как медведи, – говорил он тогда. – Сколько можно обманывать американцев относительно положения дел в России? Надо говорить правду». Впрочем, телеканал создан не только для информирования американцев, его зона покрытия – СНГ, Европа, Азия. И Russia Today вряд ли будет рассказывать всю правду: когда речь идет о формировании имиджа, не требуется рассказывать обо всем.

Подобный телеканал – CaspioNet – был создан в Казахстане много раньше, еще осенью 2002 года. Вещание ведется на трех языках: казахском, русском и английском. Этот телеканал могут принимать в странах Европы, Центральной Азии, Среднего Востока и северной части Африки. Его потенциальная аудитория – около 99 миллионов абонентов. Редакторат канала сразу четко очертил информационное поле: только основные политические и экономические события, спорт, культура, погода.

Тогда многим казалось: ну вот, создан лощеный канал, будто нет в стране проблем. Однако тенденция была угадана вовремя: плохие новости и без того есть кому тиражировать. К тому же для любого молодого государства  встает вопрос создания позитивного имиджа.

Впрочем, разве это забота исключительно новых государств? Формировать позитивное восприятие себя могут и развитые страны. Как известно, на создание репутации тратится много времени и усилий тысяч людей, а подорвать ее может одно событие.

Один только пример. Франция, имидж которой пострадал вследствие недавних уличных беспорядков, намерена восстановить его. Министерство туризма разработало специальную программу, призванную вернуть доверие иностранных туристов. Важной частью этого плана является активная рекламная кампания в разных странах мира. На реализацию данной программы правительство Франции планирует потратить 1 миллион евро.

В общем, не нужно стесняться позитива. Лично мне он нравится больше. Когда мне говорят: «Есть две новости: хорошая и плохая. С какой начать?», я неизменно сначала выбираю хорошую…