Борьба за жизнь

Сборы по добровольному страхованию жизни занимают всего 2% в общем объеме страховых премий. Ситуация изменится, когда страховые компании начнут активную конкурентную борьбу за «мелкого» клиента

Борьба за жизнь

Начало года ознаменовалось примечательным событием на рынке страхования: «Казахинстрах» сообщил об открытии компании по страхованию жизни «Халык лайф». Учитывая, что к этому практически пустому сегменту рынка страховщики особого интереса до сих пор не проявляли, считая его неперспективным, приход новой компании говорит о том, что ситуация меняется.

Заместитель председателя правления «Казахинстраха» Иван Михайлов создание компании по страхованию жизни пока напрямую не связывает с серьезным поворотом к рознице, «Халык лайф» появилась, в первую очередь, в связи с принятием закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей». «Мы ее открываем потому, что, во-первых, у нас очень большой портфель по ответственности работодателя и нам, естественно, нужно отслеживать эти платежи и объемы, которые мы будем выплачивать. Раньше необходимости в компании, профилированной на страхование жизни, не было, поскольку правила возмещения по договору добровольного страхования ответственности работодателя были совсем другие», – говорит г-н Михайлов. Тем не менее вторым мощным рычагом для развития «Халык лайф» является пенсионный аннуитет – продукт не корпоративный.

Проблемы останутся в прошлом

В Казахстане на 1 декабря прошлого года лицензию на право заниматься страховой деятельностью имели 37 компаний, 12 брокеров, 30 актуариев и 36 аудиторских организаций. Но всего 3 из них работают в отрасли добровольного страхования жизни (по отчетности АФН, еще две компании, работающие по этому же классу страхования, не являются резидентами). Многие страховщики, мотивируя свою нелюбовь к ДСЖ, говорят, что основной причиной этого является законодательная норма, в силу которой страховая компания не может заниматься личным и другими видами страхования одновременно. А поскольку требования по капитализации к одной страховой компании уже достаточно высоки и будут повышаться в дальнейшем, то обслуживать исключительно ДСЖ невыгодно – платежеспособность населения низкая, рынок мелкий, пенсионные накопления недостаточны для покупки аннуитета, к тому же граждане идти к страховщикам по доброй воле не хотят. Все, конечно, отчасти так. Но есть и другой аспект, о котором профи говорят менее охотно, – инертность самих страховых компаний. Работать с розницей, то бишь с населением, трудно: тут страховщик должен быть и высоким профессионалом (граждане предпочитают не чтение договора, а разговор по душам, и чтоб все понятно было), и психологом, и просто приятным человеком. А школа агента Госстраха утеряна, да и специалистов, разбирающихся в особенностях отрасли страхования жизни, мало. Трудности с подготовкой высокопрофессиональных кадров – проблема всей страховой индустрии, связанная с отсутствием в РК научно-образовательной базы в области страхования.

По данным АФН, на 1 декабря 2005 года рост объема премий, собранных по отрасли «добровольное страхование жизни», составил 120,3% к уровню прошлого года. ДСЖ продемонстрировало гораздо более уверенные темпы роста, чем общее страхование. О чем это может говорить? Пока лишь о том, что рост получен, скорее всего, за счет «сопутствующего» банковского сервиса. Страхование жизни развивается благодаря ипотеке – для заемщиков обязательным является наличие такой страховки. Видимых и принципиальных перемен в политике страхового обслуживания не наблюдается – основным каналом реализации продуктов большинства СК остаются банки. Кроме того, если рассматривать ситуацию на рынке страхования жизни в абсолютных цифрах, то они впечатляют гораздо меньше, чем динамика: сбор премий по классу ДСЖ достиг 1,2 млрд тенге при совокупном объеме более 61,5 млрд тенге. И все же ДСЖ будет развиваться как продукт розницы, уверены эксперты.

Перспективная ниша

Корпоративный рынок для страховщиков практически исчерпан. Даже новые продукты вряд ли существенно увеличат сложившийся корпоративный сегмент, да и емкость банковских розничных продуктов, предполагающих страхование жизни, как, например, ипотека, имеет свой лимит.

Страховые компании хоть и были на первом этапе в основном учреждены банками, все же являются самостоятельными организациями. Для них продолжать получать заказ автоматически – значит оставаться в прямой зависимости от «родителя» и остановиться на определенном пределе.

Дальнейшее развитие и процветание страховых компаний лежит в двух направлениях. Во-первых, им предстоит осваивать незанятое пространство. Во-вторых, готовиться к конкуренции на внутреннем рынке.

Некоторые компании могут выбиться из общего ряда. Например, пойти за рубеж. Но бизнес на внешнем рынке возможен только в области перестрахования, поскольку оказание страховых услуг населению на территории иностранного государства сопряжено с большими проблемами, к которым в первую очередь относится разница в нормативно-правовой базе.

Именно поэтому на полупустые ниши внутреннего рынка и будет направлено внимание страховых компаний уже в ближайшей перспективе, склонны прогнозировать эксперты. И конечно, особая ставка будет сделана на страхование жизни. «Если промышленный сектор уже охвачен страховыми компаниями, то с людьми они еще не работают», – считает г-н Михайлов.

«Страхование жизни имеет очень хорошую динамику. Повторится ситуация, которая была в банковском секторе. Сначала банки активно работали только с корпоративными клиентами, на розницу не обращали внимания. Когда корпоративный рынок был исчерпан, банки начали работать с населением и розница стала предметом основной конкуренции», – говорит начальник методико-аналитического отдела страховой компании «Валют–Транзит лайф», третий год работающей в отрасли ДСЖ, Жанат Айтжанов. По его мнению, предпосылки для развития долгосрочного личного страхования в Казахстане созданы (пенсионные аннуитеты, растущее благосостояние населения), надо только совершенствовать условия по имеющимся продуктам страхования и разрабатывать новые, привлекательные для клиентов.

Преодоление барьеров

На самом деле не все зависит от желания или нежелания страховых компаний работать в таком особенно привлекательном для западных страховщиков сегменте. Законы рынка этот аспект в расчет не принимают. Если есть пространство, где можно заработать, компания, которая не хочет, просто не будет на нем существовать. Существенным тормозом в развитии долгосрочного добровольного личного страхования является несовершенство законодательной базы в этой области. «Аннуитетное страхование отнесено в законе к накопительному страхованию, хотя два периода из трех в аннуитете не являются накопительными и никак не регулируются законом», – считает г-н Айтжанов. Аннуитетное страхование разделено на три этапа: период накопления, отсроченный период (когда взносы поступать перестали, а выплаты еще не начались) и период выплаты (собственно аннуитет). Законом регулируется только накопительный период, два остальных – СК регулируют кто как хочет.

Второй минус, с которым приходится сталкиваться страховщикам, – порядок налогообложения страховых накоплений. Если в банках сумма, внесенная на депозит клиентом, при выплате не облагается налогом, то в страховании налогом облагается вся сумма накопления, включая чистый взнос. Это, конечно, снижает размер конечной выплаты и по сравнению с депозитом делает страховку непривлекательной. Кроме того, из-за отсутствия собственной (отечественной) базы страховой статистики существуют определенные трудности в расчете тарифов самими компаниями, что также сдерживает развитие отрасли добровольного страхования.

Все эти проблемы будут решаться – для этого требуется время. По мнению экспертов, массовую экспансию страховой индустрии на розничный рынок стоит ожидать уже в среднесрочной перспективе. В ближайшее время страховые компании, имеющие серьезный корпоративный сегмент, будут открывать «лайфы» под платежи работодателей по обязательной ответственности за «жизнь и здоровье» работников, затем, через два-три года, этим компаниям ничего не останется, как конкурировать за розничный рынок, предлагая продукты долгосрочного страхования.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики