Сельского кино не будет?

18 миллионов тенге убытков – таков итог внедрения социального проекта по развитию электронных кинотеатров в сельских регионах. Бизнес и государство пока не находят общий язык

Сельского кино не будет?

Когда телеканал CNN объявил о закрытии кабельного канала, его убытки составили около 30 млн долларов. Канал о культуре не вызвал ожидаемого спроса, аналитики пришли к выводу, что телегигант допустил ряд маркетинговых просчетов, в частности переоценил возможности рынка. Проект просуществовал чуть более года. Нечто подобное сейчас происходит в Казахстане. Недавно созданная электронная сеть кинотеатров терпит значительные убытки, несмотря на повышенный спрос. Предприниматели столкнулись с непробиваемой бюрократией, которая не поддается классическому маркетинговому анализу.

В села через спутник

В 2003 году руководители компании «Жарык» разработали глобальный коммерческий проект по развитию электронных кинотеатров по всей территории Казахстана.

Сейчас такие киносети популярны во многих развивающихся странах с большой территорией, так как электронная доставка позволяет без существенных затрат обеспечить население высококачественным показом фильмов. Исключаются расходы на тиражирование пленки, идет единовременная трансляция во все кинотеатры. В рамках государственных программ электронная сеть кинозалов развивается в Китае, Индии, Бразилии. В ЕС с помощью новой спутниковой технологии хотят приобщить сельчан к европейскому кинематографу. В любом случае электронные киносети развиваются при прямой поддержке государства.

Компания «Жарык» решила поставить идею на коммерческую основу. Расчет складывался из следующих данных – в стране более 2 тыс. населенных пунктов, где кинотеатры будут рентабельны. От 994 сельских кинотеатров, существовавших по статистике в 1991 году, до нынешних времен дожило всего 64. В общем, наши сельчане от кинопроката отрезаны, а это 42% населения страны. Рынок по меркам Казахстана весьма объемный, конкурентов фактически нет.

По расчетам генерального директора компании Нурлана Алибаева, электронная киносеть должна была выйти на чистую прибыль в течение четырех-пяти лет при определенной помощи со стороны государства. «Мы просчитали общие затраты. Передающая станция – в Алматы, а сеть кинотеатров может быть сколь угодно большой, – объясняет г-н Алибаев. – Чтобы окупить затраты, необходимо запустить около 200 кинотеатров, если 300 – выходим на прибыль. Основные затраты – это приобретение оборудования для кинозалов, аренда спутникового ресурса и покупка лицензионных фильмов. В среднем исходили из расчета 200 мест в зале, хотя на самом деле сельские дома культуры и клубы имеют 600–700 кресел, но мы изначально взяли по минимуму. Пять сеансов в день – три дневных по 50 тенге за билет и два вечерних по 100 тенге – в среднем получается 75. В месяц один кинотеатр должен был приносить около 225 тыс. тенге».

Идею поддержали на словах…

Спрос на хорошее кино в селах превзошел ожидания – широкий формат и стереозвук зрители принимали с восторгом. На рынке спутниковой связи «Жарык» работает 15 лет, сотрудничает с республиканскими телеканалами, а также принимала участие в развитии кабельного телевидения «Алма ТВ». В техническом аспекте проект не вызывал особых проблем – все упиралось в нехватку капитализации. В качестве соинвестора электронной киносети выступил Национальный инновационный фонд.

На проведенной презентации во всех областных и некоторых районных центрах идею поддержали акиматы. Киносеть позволяла формировать на селе фактически новый рынок. Со временем каждый кинотеатр обрастает мини-бизнесами: продажа попкорна, игровые автоматы, кафе, интернет-залы, а это новые рабочие места и дополнительные поступления в местный бюджет, не говоря уже об улучшении социального климата.

На перспективу «Жарык» закладывала расширение продуктовой линейки – телеконференции, дистанционное обучение и ряд других IT-услуг. В компании рассчитывали, что сеть станет связующим информационного поля для удаленных населенных пунктов, следовательно, проект будет всестороннее поддерживаться местными чиновниками. Что планировалось изначально? Компания ставит оборудование, берет на себя затраты по спутниковому ресурсу, закупку лицензии, а акиматы занимаются организационной работой. К 2009 году 2000 кинозалов могли уже работать.

…на деле ничего не получилось

 «Жарык» приступила к внедрению цифровой спутниковой сети электронных кинотеатров под торговой маркой «NURL@N». Установили 113 электронных кинотеатров в 8 областях Казахстана. В 2005 году сеть заработала. «Мы покупаем лицензию с правом трехразового показа, и если фильм хороший, все население поселка его сможет посмотреть. Лицензия на фильм с тремя показами стоит от 500 долларов и выше. Последние новинки мы, конечно, не показывали, это очень дорого. Но все же старались транслировать достаточно свежее кино, “Троя”, например, “Авиатор”. Но такие фильмы уже дороже, стоят 1,5–2 тыс. долларов», – объясняет г-н Алибаев.

По его словам, общие затраты на сеть на первом этапе составили более трех миллионов долларов, но отдача оказалась гораздо ниже запланированной нормы. Сработали неучтенные факторы – отсутствие рыночной среды. Несмотря на поддержку министерств, проект начал «захлебываться». «Мы исходили из минимального сбора с кинотеатра – 10%, но мы и этого не получаем, – говорит Нурлан Алибаев. – У людей, которые работают в сельских клубах, рабочий день заканчивается в 18.00, после чего они закрывают зал и идут домой. Если клуб только отремонтирован, то его заведующий – на селе это солидная должность – не хочет, чтобы туда ходили сельчане, потому что, к примеру, аким собирается проводить совещание».

К концу года задолженность региональных домов культуры перед «Жарыком» составила около 18 млн тенге. По словам г-на Алибаева, пришлось поменять стратегию, компания не может охватить все регионы. «Нам нужны нормальные хозяева клубов. Нужно расшевелить среду, без поддержки государства этого не сделать. В противном случае киносеть как прообраз общественного телевидения прекратит свое существование.