О «необычных» компаниях

Редакционная статья

О «необычных» компаниях

Есть несколько версий, для чего создается холдинг по управлению акциями национальных компаний. Во-первых, власть проявляет недовольство недостаточной транспарентностью естественных монополий, большинство из которых и являются национальными компаниями. Незначительные дивиденды акционерам и правительству; непрозрачные схемы поставок продукции и услуг; раздутые бюджеты, которые никак не хотят сокращаться. Нурсултану Назарбаеву, который является автором идеи о кураторстве за деятельностью этих компаний, нужна жесткая вертикаль. Что получалось до текущего момента? Нацкомпании формально подчинялись министерствам и агентствам, но по сути своей были министерством в министерстве со своими рычагами влияния на принятие государственных решений и со своими людьми в кабинете министров и парламенте. В конечном счете создание холдинга должно способствовать изменению роли национальных компаний.

Время перемен наступило, хотя скептики могут возразить, что нацкомпании, в принципе, нормально работают: многие из них получают прибыль, создают новые рабочие места и реализуют производственные проекты, то есть работают как обычные компании. Тогда как должно быть по-другому: они должны быть «необычными» компаниями. Сейчас у них не хватает самого главного – нацеленности на реализацию стратегии роста экономики. А ведь они системообразующие предприятия в своих отраслях. Их практически оградили от конкуренции, но оградили ведь не для того, чтобы они наполняли свои карманы сверхприбылью, а были генераторами экономической мощности. В идее создания холдинговой надстройки есть много от идеи корпоративной сплоченности.

В принципе, госхолдинг как идея, как средство отстроить национальные компании, конечно хорош. И, пожалуй, только при таком варианте, особенно если будет привлечен действительно серьезный иностранный менеджмент, операция по наведению порядка может закончиться удачно. Однако не слишком ли это малая цель? Возможно, на предыдущем этапе, когда, собственно, и возникла идея создания подобного холдинга, она была достаточной. Однако сейчас мы вроде бы обрели новую цель, «национальную идею» – прорыв в 50 наиболее конкурентоспособных государств мира. Значит, задачи госхолдинга должны быть иные. В частности те, о которых говорил президент – активный трансферт технологий и инноваций через покупку пакетов акций как компаний мировых лидеров, так и начинающих высокотехнологичных компаний на мировых рынках, активная поддержка экспансии казахстанского бизнеса в сопредельные страны, оздоровление собственных предприятий через выкуп акций, кризис-менеджмент, основанный на развитии на их базе новых технологий, а затем их выгодная продажа.

Все эти цели вряд ли можно достигнуть лишь путем оздоровления финансового и корпоративного управления естественных монополий и сырьевых компаний. Решение этих задач требует иных концептуальных подходов. Более того, если говорить об управлении госактивами, разве только с нацкомпаниями у нас плохо обстоят дела? О непрозрачности и слабой эффективности институтов развития в бизнес-среде да и на различных государственных уровнях не говорит разве что ленивый. А как обстоят дела с государственными миноритарными пакетами акций, находящимися в управлении у частных компаний сырьевого сектора, вообще толком ничего не известно. Кроме того, существует национальная компания «Казахстан инжиниринг», объединяющая активы машиностроительных предприятий страны. Может, если мы говорим о начале фазы активной промышленной политики, диверсификации экономики, есть смысл объединить в холдинг именно эти активы и именно на этой базе создать госхолдинг, который, используя финансовые возможности институтов развития, а также технологические возможности отечественных предприятий, будет решать задачи как поддержки казахстанского экспорта, так и импорта знаний и технологий, превращая тем самым Казахстан в страну с реально диверсифицированной экономикой. Он также может стать реальным инструментом возвращения части перспективных сырьевых активов, прежде всего в горнодобывающей отрасли, которые в свое время были проданы. Причем путем цивилизованным, с помощью выкупа пакетов акций, в том числе и на мировом фондовом рынке.