Бонусы от нефти

С планомерным, но масштабным ростом нефтедобычи Казахстан вступает в острую конкуренцию с Россией за влияние на постсоветском пространстве. Наступает момент, когда наша страна начинает трансформировать свой экспортный потенциал не только в реальные промышленные активы, но и в политическое влияние

Бонусы от нефти

Уже в обозримом будущем России, возможно, придется изменить свои отношения с Казахстаном, роль которого на постсоветском пространстве неуклонно возрастает вместе с ростом добычи нефти и газа. Астана обещает экспортировать почти 108 млн тонн нефти в 2010 году и утроить нынешний объем поставок через десять лет.

Астана ускоряет темп переговоров с соседними странами, чтобы на волне спроса на свою нефть перевести ее транзит под собственный контроль. В преддверии заседания Межгоссовета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге ожидалось подписание соглашений между национальными нефтяными компаниями Казахстана и Украины, между НК «КазМунайГаз» (КМГ) и «Нафтагаз Украины». Пока подписано лишь общее соглашение, более подробное обсуждение которого отложили до лучших времен: в Киеве обострение политического кризиса. А еще раньше премьер-министр РК Даниал Ахметов вновь заявил об интересе Казахстана присоединиться к проекту Баку – Тбилиси – Джейхан. Иностранные собеседники обсуждают участие Астаны в их нефтеэкспортных проектах, в том числе таких, как трубопроводы Баку – Тбилиси – Джейхан и Одесса – Броды – Плоцк – Гданьск. Оба – в обход России.

Казахстанские власти вносят важные изменения в экспортную политику. Отличие нынешнего курса президента Назарбаева от прежних усилий в этой области состоит в расширении перечня требований и их адресатов. Если раньше речь шла о транспортных уступках со стороны Москвы, то теперь Казахстан претендует на часть активов. Кроме того, игроки нефтяного рынка, полагавшие, что смогут манипулировать восточнокаспийским экспортом по своему усмотрению, теперь, вероятно, окажутся под влиянием Астаны. Новая тенденция показывает, что в обозримом будущем роль Казахстана и связанных с ней компаний на инвестиционном рынке к западу от республики будет только возрастать.

Руками Киева

Казахстан начинает борьбу за свою новую политическую роль с пересмотра прежних взаимоотношений с Украиной – страной, максимально зависящей от чужой нефти и оттого уязвимой для внешнего влияния. В Украине уже несколько лет действуют предприятия, частью акций которых прямо и опосредованно владеет «КазМунайГаз». Среди них Херсонский перерабатывающий завод, СП «ТрансЮг», другие объекты. Теперь Астана хочет серьезно изменить вид своих активов в Украине, отказавшись от одних и получив другие.

Похоже, СП «ТрансЮг», созданное в 2003 году в равных долях компаниями «Укртранснафта» и КМГ, прекращает существование. Перед ним ставились задачи строительства новой 52-километровой ветки между черноморским терминалом «Пивденный» («Южный») и кременчугским трубопроводом, расширения этого порта на 8 млн тонн в год, поставок казахстанской нефти в Украину и далее. На переговорах в Астане Нурсултан Назарбаев и Виктор Ющенко решили передать все проекты новой структуре.

В образимом будущем роль Астаны и связанных с ней компаний на инвестиционном рынке к западу от Казахстана будет только возрастать

В Киеве полагают, что это будет новое СП с теми же участниками (или их «дочками»). Г-н Назарбаев утверждает, что такой вариант небезусловен: «Казахстанская сторона готова профинансировать строительство нефтепровода, который будет частной собственностью нашей стороны», но вместе с тем допускает создание совместного предприятия, то есть ставит степень участия Казахстана в проекте в зависимость от его привлекательности для каспийской страны.

Поскольку «Укртранснафта» и КМГ уже имели СП «ТрансЮг» с заявленными целями, очевидно, что создание нового предприятия вместо такого же существующего абсолютно бессмысленно. Обсуждение этой идеи оправданно только в одном случае – если Астана начинает новую широкомасштабную игру по переделу активов и влияния в Восточной Европе.

От Атырау до Адрии

Провозглашая свой интерес к доставке казахстанской нефти в Гданьск, Астана добивается преференций совсем в другом проекте. Владимир Школьник, экс-министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана, а теперь министр торговли и индустрии, говорил: «Большой интерес для Казахстана представляет проект интеграции нефтепроводов “Дружба” и “Адрия”. В ходе 5-го заседания нашей совместной межгосударственной комиссии украинская сторона выразила готовность оказать поддержку и содействие присоединению казахстанской стороны к данному соглашению».

Проект «Дружба – Адрия» инициирован Россией для создания трубопроводного маршрута нефти из России и стран СНГ на мировые рынки, включая североамериканский, через глубоководный хорватский порт Омишаль на Адриатическом море в обход пролива Босфор. Он предполагает поэтапное увеличение прокачки на 5, 10 и 15 млн тонн в год. Соглашение о трубопроводе подписано Белоруссией, Венгрией, Россией, Словакией, Украиной и Хорватией 16 декабря 2002 года. Но украинский парламент не ратифицировал соглашение и проект замер.

При нынешней расстановке сил Казахстан является бесправным наблюдателем, чей доступ к трубопроводу зависит от внешних сил, в первую очередь России и Украины. Согласие Астаны финансировать трубопровод от «Пивденного» означает возможность продолжения реверсного использования маршрута Одесса – Броды, что отвечает интересам России, чьи экспортеры его используют. Кроме того, Москва будет благодарна, если проект «Дружба – Адрия» сдвинется с места, поскольку он обеспечит выгодный путь в обход Босфора. А прогресс этого проекта зависит от Украины, пока что препятствующей интеграции, но готовой передумать, о чем говорит обещание помочь вхождению в него Астаны.

В свою очередь, министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков признается, что «использование Казахстаном существующей украинской инфраструктуры, как и участие в совместных проектах по развитию маршрутов транспортировки каспийских углеводородов в Европу, обеспечит нашим странам долгосрочное, экономически выгодное партнерство». То есть Киев платит уступками за приток казахстанской нефти, поскольку российская начинает обходить Украину, заполняя ее трубопроводы менее чем наполовину. Таким образом Казахстан создает ситуацию, когда уже Москва и Киев зависят от воли, намерений и поступков официальной Астаны. При этом «цену вопроса» будет назначать Казахстан, до сих пор мало что решавший в экспортных интригах.

Шансы Астаны

Вместе с тем казахстанское руководство, активно сотрудничая с Украиной, отправило Владимиру Путину не только завуалированное обещание о содействии в отношении проекта «Дружба – Адрия», но и явный сигнал. Назарбаев заявил после переговоров с украинским партнером: «Одесский нефтеперерабатывающий завод, как известно, российский. Мы были бы заинтересованы в приобретении этого нефтеперерабатывающего завода».

Тем самым президент Казахстана обозначил, что российские нефтяные собственники в Украине, в данном случае ЛУКОЙЛ, могут пострадать, если Москва не прислушается к пожеланиям Астаны. Немало российских нефтяников работает или желает работать в Казахстане, и тому же ЛУКОЙЛу не захочется рисковать своими большими проектами в нашей стране, если власти Казахстана предложат ему добровольно продать Одесский НПЗ или другие активы в Украине.

Трубопровод от «Пивденного», сам терминал и его будущие мощности, доля в возможном трубопроводе Броды – Плоцк, одесский завод – вот перечень активов, не считая политического влияния, на которые претендует Казахстан. Кроме того, в союзе с Киевом Астана хочет добиться от России квот в транзите и экспорте газа на европейский рынок. В частности, Украина получила предложение вложить несколько десятков миллионов долларов в разработку газосодержащих месторождений Казахстана для экспорта. Теперь все будет зависеть от итогов парламентских выборов в Украине. Виктор Ющенко теперь человек Астаны. Если блок Ющенко «Наша Украина» проиграет выборы, другие игроки могут нивелировать украинский козырь Астаны и у Казахстана останутся, даже с учетом китайского нефтепровода, непристроенными 40 млн тонн нефти. Удержится г-н Ющенко у власти, и у Казахстана появится не только возможность продать эти миллионы тонн, но и выторговать выгодные условия в вопросах транзита отечественной нефти и газа на мировой рынок через территорию России.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики