Самолет заказывали?

Уровень благосостояния казахстанских граждан вырос до того пункта, когда оценка времени исчисляется ими в денежных единицах. Появление самолетов-такси для частных перевозок – яркий тому пример

Самолет заказывали?

По мнению международных экспертов, развитие авиации – это косвенный показатель политической и экономической ситуации в стране, поскольку  эта отрасль является системообразующим элементом и влияет на многие промышленные секторы экономики. По прогнозам Казахстан в ближайшие несколько лет переживет бум малой авиации. Однако анализ и выявление основных тенденций на местном рынке деловых перевозок затрудняется тем, что по нему нет официальной статистики. В этом сегменте авиации практически невозможно точно учесть объемы и характер западных бизнес-перевозчиков, а также компаний и частных лиц, использующих самолеты, зарегистрированные за границей. Поэтому, говоря о сегодняшней ситуации в «деловой» авиации в республике, можно лишь прибегнуть к экспертным оценкам менеджеров компаний-участников рынка.

Полный улет

Деловая авиация в классическом ее понимании – подотрасль гражданской авиации. По мнению сопредседателя наблюдательного совета компании International Jet Tour Рустама Абдулина, бизнес-авиация в Казахстане имеет хороший задел для своего развития, поскольку появляется все больше людей, которые готовы платить немалые деньги, получая взамен безопасность, комфорт, скорость и конфиденциальность при перелете.

Фактически до прошлого года услуги деловых перелетов в комплексе не предлагала ни одна компания. На рынке существовало несколько фирм, которые предлагали брокерские услуги, их деятельность сводилась к тому, что они формировали чартерные рейсы и продавали на них билеты. Однако обычная «линейная» авиация, а также корпоративные чартерные  рейсы уже не могли полностью отвечать потребностям бизнесменов в быстрых перемещениях.

В 2005 году происходит переломный момент, и внимание брокерских авиакомпаний начинает акцентироваться на персональных клиентах и расширении услуг. Такой пакет услуг включает в себя оформление виз, доставку до аэродрома, организацию проживания в отеле, обеспечение транспортом в месте назначения, питание, медицинскую страховку. В конце прошлого года совместно с казахстанско-российской компанией ЯК АЛАКОН International Jet Tour презентовал свои услуги широкому кругу потенциальных клиентов. Причиной такого тандема выступило желание первой компании открыть производство самолетов ЯК-58 в Казахстане, которые в будущем будут эксплуатироваться International Jet Tour как бизнес и туристические. Эти самолеты сравнительно недорогие, что, соответственно, удешевляет стоимость полета, а также хорошо приспособлены к казахстанским климатическим условиям.

Парадигма бизнес-авиации

Потребность в малых самолетах в республике на сегодняшний день составляет 375 единиц (парк замены). Рынок владельцев собственных самолетов растет, и, по некоторым данным, парк частных самолетов уже к 2007 году может составить 200 единиц. Эта тенденция наблюдается во всем мире. Сейчас, к примеру, чтобы купить «культовый» самолет Bombardier или другие самолеты того же класса, заказчикам приходится «вставать» в очередь до 2008 года. При этом предоплата на сегодняшний день составляет 1,5 – 2 млн долларов.

Мировой рост парка бизнес-джетов составляет 20-30%. Увеличивается и частота бизнес-рейсов. К примеру, количество деловых вылетов в Москве составляет 2-4 в день. В Казахстане же количество таких рейсов исчисляется 10 в месяц. Это неплохой показатель для начинающего рынка, однако реально развиваться эта отрасль может динамичнее, если изменится казахстанское законодательство в пользу уведомительной системы управления полетами. Дело в том, что нынешняя разрешительная система требует от авиакомпаний предварительного запроса, при этом никто не может дать гарантии, что самолету будет разрешено вылететь по определенному воздушному коридору. Уведомительная система, принятая в мировой практике, значительно упрощает процедуру регистрации и сокращает время на организацию полетов. «Наше небо пока принадлежит военным, и они не хотят упускать его из-под своего контроля. Минобороны говорит, что не хватает пунктов наблюдения и контроля за полетами. Но, на мой взгляд, все это можно отдать в частные руки, и таким образом дать толчок для развития бизнес-авиации», – говорит Рустам Абдулин.

Рентабельность малой авиации

Естественно, что первопричиной потребительского спроса на перелеты бизнес-рейсами является экономия времени. Казахстанские бизнесмены утверждают, что если эксплуатация самолета в силу каких-то причин приведет к потере времени, то рентабельность бизнес-перелетов можно поставить под сомнение. Те, кто уже пользовался услугами бизнес-джетов, говорят, что себестоимость часа перелета значительно ниже, чем стоимость их рабочего часа, в процентном соотношении работы всей его компании.

В мире существует усредненная оценка летного часа – от 700 до 7 тыс. долларов. Но это так называемый сухой перелет, который не включает в себя все затраты, связанные с высоким расходом и стоимостью топлива, зарплатой экипажа, навигационными и аэропортовыми расходами, затратами на амортизацию, а также дополнительными услугами авиаперевозчика. Существенную разницу в цене (почти в два раза) определяет также модель самолета. К примеру, полная себестоимость летного часа на самолете Як-40  может быть не выше 2,5 тыс. долларов, тогда как на самолетах класса Bombardier или Gulfstream составляет в среднем 4-6 тыс. долларов. Цены, предлагаемые казахстанскими перевозчиками, практически ничем не отличаются от мировых. Так, бизнес-рейс на Як-40 по маршруту Алматы – Астана – Алматы обойдется заказчику в 10,5 тыс. долларов, а на самолете Cessna Citation Х – более 20 тыс. Стоимость маршрута Алматы – Астана – Атырау – Алматы на Cessna составит немногим больше 40 тыс. долларов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики