Самолет заказывали?

Уровень благосостояния казахстанских граждан вырос до того пункта, когда оценка времени исчисляется ими в денежных единицах. Появление самолетов-такси для частных перевозок – яркий тому пример

Самолет заказывали?

По мнению международных экспертов, развитие авиации – это косвенный показатель политической и экономической ситуации в стране, поскольку  эта отрасль является системообразующим элементом и влияет на многие промышленные секторы экономики. По прогнозам Казахстан в ближайшие несколько лет переживет бум малой авиации. Однако анализ и выявление основных тенденций на местном рынке деловых перевозок затрудняется тем, что по нему нет официальной статистики. В этом сегменте авиации практически невозможно точно учесть объемы и характер западных бизнес-перевозчиков, а также компаний и частных лиц, использующих самолеты, зарегистрированные за границей. Поэтому, говоря о сегодняшней ситуации в «деловой» авиации в республике, можно лишь прибегнуть к экспертным оценкам менеджеров компаний-участников рынка.

Полный улет

Деловая авиация в классическом ее понимании – подотрасль гражданской авиации. По мнению сопредседателя наблюдательного совета компании International Jet Tour Рустама Абдулина, бизнес-авиация в Казахстане имеет хороший задел для своего развития, поскольку появляется все больше людей, которые готовы платить немалые деньги, получая взамен безопасность, комфорт, скорость и конфиденциальность при перелете.

Фактически до прошлого года услуги деловых перелетов в комплексе не предлагала ни одна компания. На рынке существовало несколько фирм, которые предлагали брокерские услуги, их деятельность сводилась к тому, что они формировали чартерные рейсы и продавали на них билеты. Однако обычная «линейная» авиация, а также корпоративные чартерные  рейсы уже не могли полностью отвечать потребностям бизнесменов в быстрых перемещениях.

В 2005 году происходит переломный момент, и внимание брокерских авиакомпаний начинает акцентироваться на персональных клиентах и расширении услуг. Такой пакет услуг включает в себя оформление виз, доставку до аэродрома, организацию проживания в отеле, обеспечение транспортом в месте назначения, питание, медицинскую страховку. В конце прошлого года совместно с казахстанско-российской компанией ЯК АЛАКОН International Jet Tour презентовал свои услуги широкому кругу потенциальных клиентов. Причиной такого тандема выступило желание первой компании открыть производство самолетов ЯК-58 в Казахстане, которые в будущем будут эксплуатироваться International Jet Tour как бизнес и туристические. Эти самолеты сравнительно недорогие, что, соответственно, удешевляет стоимость полета, а также хорошо приспособлены к казахстанским климатическим условиям.

Парадигма бизнес-авиации

Потребность в малых самолетах в республике на сегодняшний день составляет 375 единиц (парк замены). Рынок владельцев собственных самолетов растет, и, по некоторым данным, парк частных самолетов уже к 2007 году может составить 200 единиц. Эта тенденция наблюдается во всем мире. Сейчас, к примеру, чтобы купить «культовый» самолет Bombardier или другие самолеты того же класса, заказчикам приходится «вставать» в очередь до 2008 года. При этом предоплата на сегодняшний день составляет 1,5 – 2 млн долларов.

Мировой рост парка бизнес-джетов составляет 20-30%. Увеличивается и частота бизнес-рейсов. К примеру, количество деловых вылетов в Москве составляет 2-4 в день. В Казахстане же количество таких рейсов исчисляется 10 в месяц. Это неплохой показатель для начинающего рынка, однако реально развиваться эта отрасль может динамичнее, если изменится казахстанское законодательство в пользу уведомительной системы управления полетами. Дело в том, что нынешняя разрешительная система требует от авиакомпаний предварительного запроса, при этом никто не может дать гарантии, что самолету будет разрешено вылететь по определенному воздушному коридору. Уведомительная система, принятая в мировой практике, значительно упрощает процедуру регистрации и сокращает время на организацию полетов. «Наше небо пока принадлежит военным, и они не хотят упускать его из-под своего контроля. Минобороны говорит, что не хватает пунктов наблюдения и контроля за полетами. Но, на мой взгляд, все это можно отдать в частные руки, и таким образом дать толчок для развития бизнес-авиации», – говорит Рустам Абдулин.

Рентабельность малой авиации

Естественно, что первопричиной потребительского спроса на перелеты бизнес-рейсами является экономия времени. Казахстанские бизнесмены утверждают, что если эксплуатация самолета в силу каких-то причин приведет к потере времени, то рентабельность бизнес-перелетов можно поставить под сомнение. Те, кто уже пользовался услугами бизнес-джетов, говорят, что себестоимость часа перелета значительно ниже, чем стоимость их рабочего часа, в процентном соотношении работы всей его компании.

В мире существует усредненная оценка летного часа – от 700 до 7 тыс. долларов. Но это так называемый сухой перелет, который не включает в себя все затраты, связанные с высоким расходом и стоимостью топлива, зарплатой экипажа, навигационными и аэропортовыми расходами, затратами на амортизацию, а также дополнительными услугами авиаперевозчика. Существенную разницу в цене (почти в два раза) определяет также модель самолета. К примеру, полная себестоимость летного часа на самолете Як-40  может быть не выше 2,5 тыс. долларов, тогда как на самолетах класса Bombardier или Gulfstream составляет в среднем 4-6 тыс. долларов. Цены, предлагаемые казахстанскими перевозчиками, практически ничем не отличаются от мировых. Так, бизнес-рейс на Як-40 по маршруту Алматы – Астана – Алматы обойдется заказчику в 10,5 тыс. долларов, а на самолете Cessna Citation Х – более 20 тыс. Стоимость маршрута Алматы – Астана – Атырау – Алматы на Cessna составит немногим больше 40 тыс. долларов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее