Новый король медиапространства

В последнее время участились нападки на информационные интернет-ресурсы со стороны «традиционных», газетных, СМИ, опасающихся в скором времени быть забытыми читателями и рекламодателями

Новый король медиапространства

В начале февраля группа издателей газет, журналов и книг из Европы вновь обвинила владельцев различных интернет-поисковиков и каталогов, предоставляющих специализированные сервисы по поиску новостей, в том, что те удовлетворяют запросы читателей, собирая на сайтах газет, журналов и новостных агентств материал, выдавая затем пользователям по заданным запросам не только заголовки, но и краткое содержание материалов и фотографии. «Google, Yahoo и другие поисковые сайты не являются новыми благодетелями общества, предоставляющими информацию, они, несомненно, коммерческие и очень прибыльные организации, а вовсе не Робин Гуды», – считает президент Международной ассоциации газет Гевин О'Рейли. Издатели, грозящие подать в суд на поисковики, требуют от них денежной компенсации, однако пока не могут определить ее размеры.

Вечные обвинения

Осенью 2005 года Ассоциация американских издателей и Гильдия авторов США подали иски на Google с обвинением в нарушении авторских прав писателей, чьи книги были размещены в сети без их ведома (см. "Писатели пошли в расход",). До того, в марте прошлого года, французское информационное Агентство France Presse (AFP) также подало иск на компанию, в котором обвиняло Google в несанкционированном использовании материалов агентства, в частности, фотографий на новостном поисковом ресурсе Google News. AFP потребовало от интернет-компании компенсацию в размере 17,5 млн долларов. Одновременно французское агентство добивалось судебного запрета на размещение своих материалов. Google удалила фотографии и заголовки статей AFP со своего новостного сервиса. В то же время в компании отметили, что большинство онлайновых новостных ресурсов предпочитает сотрудничать с Google News, поскольку индексация материалов теоретически увеличивает посещаемость их сайтов. «Это не что иное, как газетный киоск с возможностью поиска, и он предоставляет замечательные возможности, – считает директор учебных программ школы журналистики при Северо-Западном университете и бывший редактор Time.com Янис Кастро. – Но мы привыкли говорить: «Это хорошая газета; это слабый материал». Поиск же выдает все в одном цвете и одного размера, никак не сортируя материалы по качеству... Лучшие из них соседствуют с теми, которым до лучших очень далеко».

Почему так часто звучат претензии именно в адрес Google? Технология, которая используется компанией, создана таким образом, что она сама, без человеческой помощи, ищет и выводит новости. «Google News представляет собой необычную службу новостей, которая работает без вмешательства человека, исключительно на основе компьютерных алгоритмов», – говорят представители компании. Yahoo News, которую также обвиняют в нарушении авторских прав, тоже ищет новости, но образует для этого партнерство с поставщиками материалов, которые наполняют ее службу.

Если еще пару лет назад традиционные СМИ были настроены более-менее лояльно по отношению к своим цифровым конкурентам, то сейчас они пытаются давить на них, чувствуя возрастающую с каждым днем конкуренцию. Это, пожалуй, похоже на предсмертную агонию. По мнению некоторых аналитиков, бумажные средства массовой информации, в частности газеты, которые более всего страдают от интернета, так как являются наименее визуально насыщенной и наименее ориентированной на молодую аудиторию информационной средой, доживают свои последние годы.

Эксперты медиа рынка давно советовали издателям обратить свои взоры на сеть

Вот и приходится им всеми возможными способами отдалять время выхода своего финального выпуска, а обвинения в нарушении авторских прав – это лишь один из таких способов. Уже сейчас СМИ «старой формации» теряют доходы как от рекламы, которая перетекает в сеть, так и от продаж. По данным Advertising Bureau (IAB) и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, объем рынка интернет-рекламы в 2005 году составил 12 млрд долларов, тогда как в 2004 году эта цифра была равна 9,6 млрд. Только за III квартал прошлого года доходы от рекламы в сети составили 3,1 млрд долларов, увеличившись на 33,9% по сравнению с аналогичным показателем 2004 года. Расходы на онлайн-рекламу постоянно растут и в Европе, в частности во Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании. По данным аналитиков компании eMarketer, в 2005 году его объем достиг 2 млрд евро, что на 38,8% больше, чем в 2004 году. eMarketer прогнозирует, что в нынешнем году прирост рекламных бюджетов, выделяемых на онлайн, в этих странах составит немногим более 200 млн евро. Стоит отметить, что в 2003 году объем рынка интернет-рекламы не превышал 1,1 млрд евро.

В аналитическом отчете компании Goldman Sachs говорится, что 2005 год стал худшим годом для газетного бизнеса со времен рецессии 2001–2002 годов. Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что и в нынешнем году каких-либо существенных изменений к лучшему не ожидается. Рекламные обороты в национальном и торговом секторах практически не продемонстрировали роста, лишь сектор текстовых коммерческих объявлений (classified), как печатных, так и онлайновых, продемонстрировал прирост в 4–5%.

Goldman Sachs снизила прогноз роста рекламы в бумажных СМИ на 2006 год с 4 до 3,5%. При этом отмечается, что рост в национальном секторе останется рекордно низким (1%), в торговом секторе будет на уровне 2,5%, и только текстовые объявления продемонстрируют рост на 3,6%. Обороты онлайновых версий средств массовой информации вырастут, по прогнозу аналитиков, на 25%, правда, от онлайновой рекламы газетный бизнес получает всего 5% своих доходов.

Считается, что к концу 2006 года падение тиражей станет очень заметным. Эксперты полагают, что газетный бизнес достиг некоей «критической точки», после которой начнется резкое укрепление позиций онлайновых медиа.

Из скептика в фанатика

В принципе, о том, что бумажные СМИ с распространением интернета потеряют свою актуальность, говорили уже давно. Многие эксперты медиарынка настойчиво советовали издателям обратить свои взоры на сеть, те обращали, но как-то вяло. Например, в начале прошлого года Руперт Мердок, медиамагнат, возглавляющий корпорацию News Corp. и всегда скептически относившийся к интернету, на ежегодной конференции Ассоциации главных редакторов газет США (ASNE) призвал издателей обратить пристальное внимание на интернет-бизнес, так как «новое поколение» потребителей уходит в этот сектор, уделяя все меньшее внимание традиционным бумажным газетам. Он заявил, что менеджеры газетного бизнеса «сидели и смотрели», в то время как ситуация на рынке серьезно менялась, и, если газетный бизнес не среагирует на ситуацию и не будет активнее использовать интернет-технологии для доставки своей продукции и размещения рекламы, он может «остаться позади».

Сам же Мердок незадолго до этого объявил о сокращении сектора бумажной прессы News Corporation, при этом расширив интернет-сервисы. Весной 2005 года в News Corp. создан интернет-департамент, на базе которого работают системы медиасайтов. Летом корпорация приобрела интернет-холдинг Intermix Media, ей помимо прочего принадлежит сайт Myspace.com – пятый по посещаемости ресурс среди интернет-пользователей США, занимающийся поддержкой среды для построения интернет-сообществ на базе блогов и других информационных сервисов. Планировалось, что после вхождения выкупленных сайтов в корпорацию, их главной функцией станет привлечение внимания аудитории к продукции телеканалов Fox TV.

Обратили свой взор на интернет-ресурсы и российские медиакорпорации. В ноябре 2005 года издательский дом «Секрет фирмы» приобрел одно из наиболее посещаемых в Рунете интернет-изданий – «Газета.Ру». По словам главного редактора ИД «Секрет фирмы» Александра Локтева, «будущее за структурами, имеющими интегрированное представительство в сети и в оффлайне». Он полагает, что бумажные СМИ необходимо издавать до тех пор, пока они читаемы и привлекают рекламодателей, при этом усиливая позиции в интернете, «аккуратно балансируя между оффлайном и сетью, постепенно смещая акцент в пользу последней».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее