Банки, на выход

Казахстанские и российские банки нуждаются в расширении площадок для ведения бизнеса и повышении его рентабельности. Именно этими причинами обусловлен процесс проникновения их на соседние рынки

Банки, на выход

Российский «Сибакадембанк» открыл в Алматы представительство. Казахстанский Банк ЦентрКредит получил разрешение на открытие представительства в Москве. Обоснования предпринятых шагов у обеих сторон одинаковые – быть в гуще стремительно развивающегося регионального сотрудничества, идти за «кровным» корпоративным клиентом на новый рынок. И хотя об агрессивной конкуренции, как основном мотиве экспансии, напрямую не говорится (звучит более лояльное – мониторинг рынка), эта цель лежит на поверхности. Выход первой тройки казахстанских банков на внешний рынок явление привычное, банков, следующих за ними, – более редкое, но неудивительное на фоне прецедента, заход же российских банков в Казахстан – событие довольно неожиданное. Насколько серьезно угрожает казахстанской банковской системе приход иностранных банков, и насколько адекватным ответом «пришельцам» является выход отечественных банков на внешний рынок?

Не ждали

Примечательно, что заход иностранных банков на казахстанский рынок до недавнего времени рассматривался чисто гипотетически. Высказывалось мнение, что реальная конкуренция извне отечественным банкам не грозит в силу отсутствия интереса иностранного банковского бизнеса к «мелкому рынку», во-первых, и высокой конкурентоспособности казахстанских банков, во-вторых.

Что касается первого, то получение российским «Сбербанком» в конце прошлого года лицензии на покупку

100% акций казахстано-американского Texakabank, открытие представительства «Сибакадембанка» и объявление  «Внешторгбанком» планов прийти в Казахстан уже в первой половине 2006 года, делает это утверждение  безосновательным. Иностранные банки в Казахстан пошли, и это только начало.

Что касается второго аргумента, то конкурентоспособность казахстанской банковской системы может быть проверена только на деле. Такие плюсы, как  высокие рейтинги, переход на международные стандарты и так далее, являясь теоретическим преимуществом, на практике могут не выдержать конкурентного столкновения с менее продвинутыми, но более агрессивными российскими банками, которые не боятся рисковать. Кроме того, пришедшие банки имеют сопоставимую с первой тройкой-пятеркой казахстанских банков «массу». Например, чистые активы «Сибакадембанка» на 1 января 2006 года составили 985,9 млн долларов, капитал – 137,1 млн долларов, прибыль по итогам 2005 года – 34,9 млн долларов. По словам председателя совета директоров Игоря Кима, в конце текущего года банк планирует увеличить все эти показатели в три раза. «Сибакадембанк» является частью банковского альянса, совокупные активы которого составляют 2 млрд долларов, капитал – 200 млн долларов. «Силы» серьезные, и это при том что «Сибакадембанк» все же является региональным. Собственный капитал «Внешторгбанка», например, составляет примерно 3 млрд, «Сбербанка» – около 5 млрд долларов.

Плюсы и минусы

Конечно, у российских банков в сравнении с казахстанскими есть объективные минусы, главный из которых – дорогое фондирование. Реально конкурировать, особенно в ритейле, тому же «Сибакадембанку» при ставке привлечения заемных средств в 12% и более, тогда как  казахстанские банки покупают кредиты под 5,5-9%, трудно. Однако российские банки активно нарабатывают опыт внешнего заимствования, а значит, и кредитную историю, повышают рейтинги, что будет влиять на удешевление займов. Привлечению клиентов будут также способствовать новые продуктовые линейки и более смелый маркетинг. В России получить краткосрочный кредит в банке проще, чем в Казахстане. Вот и генеральный директор «Сибакадембанка» Кирилл Брель, не раскрывая конкретных планов относительно конкуренции на рынке казахстанского ритейла, тем не менее говорит: «Мы ничего не исключаем».

Казахстанские банки, по всей вероятности, уже очень скоро почувствуют  на себе внешнюю конкуренцию, в которой повышение качества обслуживания клиента –  основной инструмент конкуренции внутренней (поскольку остальные  условия примерно одинаковые у всех отечественных  банков), может оказаться не таким уж эффективным.

Выигрывает потребитель

Казахстанские банки выходят в СНГ также с целью реализовать свои конкурентные преимущества. Что касается первой тройки игроков – тут все понятно. Отечественный рынок для них действительно тесноват, и они в состоянии  составить серьезную конкуренцию банкам СНГ и Восточной Европы. Копать вглубь на внутреннем рынке, когда есть возможность снимать сливки  с большей поверхности на внешнем, им не интересно. 

Что касается банков поменьше – тут свой резон. В первую очередь, продавать кредиты под более высокие проценты просто выгодно. Кроме того, работающие за рубежом средние банки находят свой сегмент клиентуры. Например, если российские банки заберут у казахстанских клиента, готового рисковать на высоких прибылях, то казахстанские у российских – тех, кто предпочитает железно гарантированный минимум. Тем не менее выход средних банков за рубеж пока носит челночный характер – перепродажа более дешевых кредитов. Полем основной конкуренции для них будет оставаться внутренний рынок.

По мнению главы Народного банка Григория Марченко, взаимопроникновение банков – процесс естественный, как любой рыночный процесс, и позитивный, поскольку развивает конкуренцию, в результате которой жизнеспособное предприятие растет и развивается, слабое – уступает место другим. При классическом развитии ситуации ее итогом должна стать истина – от конкуренции выигрывает потребитель.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом