Космос на связи

Космос на связи

Появление новых компаний-операторов спутниковых систем связи приведет к оживлению стагнирующего в последнее время  мирового рынка запусков коммерческих спутников на геостационарную орбиту (ГСО), полагают аналитики американской консалтинговой компании Teal Group.

По их прогнозам, в ближайшие 10 лет на ГСО может быть запущено 176 коммерческих спутников. Стоимость запуска одного тяжелого спутника на орбиту сейчас колеблется от 70 до 90 млн долларов.  На протяжении последних 3 лет в мире ежегодно на ГСО выводится в среднем 15 больших коммерческих спутников. В конце  90-х годов запускалось не менее 20. Снижение темпов произошло из-за перенасыщения рынка тяжелыми спутниками с большим сроком активного существования. Однако развитие рынка операторов спутниковых систем связи (в частности, появление компаний TerreStar Networks и WildBlue Communications) вновь сделает запуск геостационарных спутников наиболее доходной отраслью космической индустрии. 

Эксперты прогнозируют, что на долю 19  американских компаний-операторов систем связи DirecTV, Echostar, Loral Skynet, Panamsat и SES Americom придется около четверти всех запусков, 20% – на операторов Индии и Китая (см. график).

Для России, которая в прошлом году осуществила 36 космических запусков, установив новый мировой рекорд (США, например, запустили 16 космических объектов, Европейское агентство – 12), прогнозы обещают рост доходов в сфере оказания услуг по запуску спутников на ГСО с помощью тяжелых ракет «Протон» и ракет среднего класса «Союз».

В мире на космос работает более 1,1 тыс. компаний. По прогнозу журнала ВВС США Air Force, в ближайшие пять лет мир затратит на космические программы 500 млрд долларов. Кроме связи, хорошие перспективы для развития имеют такие области, как дистанционное зондирование Земли из космоса и основывающаяся на его использовании энергетика.