Правда у каждого своя

Правда у каждого своя

«В день Страшного Суда самое сильное наказание от Бога понесут художники», – передает Ибн Масуд слова посланника Аллаха (Сахих аль-Бухари и Муслима, том второй, хадис 1682). Карикатуристам датской газеты и их незадачливым коллегам из других газет,  ад, похоже, обеспечен уже в этой грешной жизни. К 18 февраля «юмористические картинки» стоили жизни 37 людям. И это уже совсем не смешно.

Как во всяком конфликте, дело начиналось с мелких разногласий в формулировках, а заканчивается  едва ли не всеобщим мордобоем между представителями  участвующих сторон. Поляризация мнений налицо. С одной стороны, публикация карикатур  на Пророка (а точнее, карикатур с его участием) очень оскорбительна для любого мусульманина. Свобода слова – это не лицензия на атаку другой культуры или религии. По мнению некоторых, часть опубликованных карикатур  переходит грань юмора и сатиры и имеет расистский оттенок. Кроме того, подобные изображения «демонизируют ислам». С другой – отстаивается мнение, что публикация карикатур и шаржей неотъемлемая часть западной культурной традиции, что публикация имела место быть в светском государстве, которое не вмешивается в религиозные дела его граждан. Так же звучат упреки, что мусульманские лидеры, и особенно те, кто живет и проповедует в западных странах, не прилагают достаточных усилий, чтобы разрядить ситуацию и разъяснить своей пастве, что подобные способы выражения личного и общественного мнения  являются вполне допустимыми и законными в западном обществе.

Есть здесь и третья сторона – мнения тех мусульман, которые считают себя «умеренными». Они убеждены, что газеты должны публиковать подобные рисунки, чтобы люди могли составить о них свое собственное мнение. Что многие мусульмане в Европе только приветствуют дебаты, которые ведутся вокруг ислама, так как подобные дискуссии ведут к тому, что эта религия становится более «современной» и «терпимой».  Что мусульмане не нуждаются ни в чьей защите или покровительстве там, где идет речь об их религиозных воззрениях – они не малые дети и вполне способны отстаивать свои убеждения в открытых дебатах.  Что, к примеру, в Британии или той же злосчастной Дании много мусульман, которые вовсе не чувствуют себя смертельно оскорбленными этими юмористическими рисунками. Некоторые из них считают, что это безвкусно и не совсем тактично – не более того. Они понимают, что подобного рода инциденты являются  неизбежной платой за жизнь в «свободном обществе».

При таком многообразии мнений задаваться вопросом, какая из дебатирующих сторон права, занятие бесполезное, неблагодарное и контрпродуктивное. Потому что, как во всякой дискуссии, правы все. Только правда у каждого своя. Максимум, на что можно рассчитывать и к чему нужно стремиться в подобных дебатах, это взаимоуважение  и понимание того, что у каждого монастыря свой устав.

В ситуации с карикатурами, как мне кажется, нужно проводить линию раздела. По одну сторону будут толпы, громящие здания иностранных представительств, и награда в миллион  долларов за убийство любого автора карикатур.  Деяния  этой стороны не имеют ничего общего с исламом как таковым, а только используют его как удобное прикрытие. По другую – будут искренне верующие люди, которые озабочены тем, как символы их веры изображаются представителями других конфессий и  светской прессой. Они  имеют право на то, чтобы их мнение было услышано. Но они не опускаются до оскорблений, погромов, убийств и сжигания национальных флагов других стран.

Конфликт перешел из религиозной категории в категорию политическую. Собственно,  складывается впечатление, что именно так он и был задуман. Кто вспоминает, что началось все с невинного желания датского детского писателя объяснить датским детям, что такое ислам и кто такой Мухаммед? Какие датские дети?! Какая книжка?! Все на баррикады!

По мнению многих наблюдателей, как европейских, так и арабского мира, главными раздувателями карикатурной мухи в глобального слона были Саудовская Аравия, Иран и Сирия. Именно эти страны больше всех выигрывают от конфликта с Западом в данный конкретный момент. Иорданский социолог Шакер Набоулси говорит, что западная твердая позиция по иранской атомной программе, победа «Хамас» на выборах в Палестине, разоружение отрядов «Хесболлы» в Ливане, помноженные на общий кризис арабского мира, явились основными причинами «карикатурного взрыва».

Саудовская Аравия использовала карикатуры в качестве примера того, как Запад унижает и угнетает мусульман. Они послужили иллюстративным материалом на декабрьской встрече Организации исламской конференции в Рийяде, где принята резолюция по созданию наблюдательного совета против исламофобии. Одна из целей короля Саудовской Аравии Абдуллы – объединение всего мусульманского мира и его защита.

Именно поэтому его страна была первой, кто отозвал своего посла в Дании и начала бойкот датских товаров. Кроме того, министр внутренних дел Принц Наеф, используя карикатуры как повод, призвал все религиозные конфессии и институты, и особенно Ватикан, вступиться за ислам.

В течение нескольких последних недель иранская дипломатия вела активную работу в странах арабского мира, чтобы найти поддержку своей ядерной программы и подготовить контрнаступление для смягчения или ослабления американского и европейского давления. Благодаря вовремя всплывшим карикатурам иранские политики смогли вновь разыграть карту «угнетенного». И как дополнительный бонус Иран получил рычаг давления на Данию, которая будет председательствовать в Совете Безопасности ООН как раз в то время, когда там будет рассматриваться «иранское досье» и обсуждаться возможные санкции против Ирана.

Лидер ливанской «Хесболлы» шейх Хассан использует карикатуры для оказания давления на Францию, которая прекратила свои когда-то дружеские связи с этой организацией и призвала к ее разоружению. Именно эта обида, как полагают политологи, стояла за пламенной декларацией шейха, напечатанной в иорданской ежедневной газете «Аль-Сеяссахо»: «Сотни тысяч мусульман готовы принести себя в жертву, чтобы защитить священное имя Пророка».