Мюзикл про Освенцим

Мюзикл про Освенцим

Тема разделенной Кореи не утихает в южнокорейской поп-культуре. Северокорейский режиссер Юнь Сун Сан, бежавший на Юг в 1994 году, осмелился взяться за художественное осмысление не только исторического прошлого, но и современных социально-политических реалий КНДР – нарушение прав человека. Режиссер выбрал необычную художественную форму – мюзикл. Его тема «Йодук» – лагерь в Северной Корее, который воспринимается корейцами как Освенцим. Для осуществления своего замысла Юнь Сун Сан предложил ростовщику почку (которой он должен будет лишиться в апреле, если не вернет долг) в качестве обеспечения займа в 20 тыс. долларов. Большим препятствием возвращению суммы для постановщика  могут стать не только проблемы с властями и поиск театральной сцены (уже два театра отказались выпустить мюзикл, а Юнь получил анонимные телефонные звонки с угрозами и официальные письма от властей, недовольных содержанием мюзикла), но и сами зрители. Сейчас в Сеуле популярны легкие адаптированные версии бродвейских шоу. «Корейцы любят мюзиклы, но ходят на них получать удовольствие и отдыхать, – говорит Ким Юнь Хан, студент театрального вуза, играющий в «Йодуке» охранника. – А это тяжелая история». Но «Йодук» вполне может оказаться корейским вариантом «Отверженных», историей, которая, несмотря на свой трагизм, прекрасна. Сам Юнь не считает, что «Йодук» повергнет зрителей в депрессию. «Он заставит их понять, какая счастливая жизнь у них здесь», – считает режиссер.

Около полудюжины бывших узников «Йодука» живут в Южной Корее, и со многими из них Юнь встречался, работая над либретто. Американский Комитет по правам человека полагает, что в лагере содержится более 40 тыс. заключенных. Сюжет «Йодука» повествует об известной актрисе из Пхеньяна, попавшей в политическую немилость из-за того, что ее отец встретился со своим южнокорейским братом, которого не видел с Корейской войны 1950–1953 годов. По законам КНДР такие контакты – это преступление, а наказывать за преступление одного члена семьи можно всех. Актрису забирают с репетиции и вместе с отцом увозят в «Йодук». Там она знакомится с человеком, который сжег фотографию Ким Чен Ира, и другими политическими преступниками. В конце ее насилует охранник, она беременеет и вешается. Это вымышленная история, но она правдоподобна, говорят перебежчики из КНДР.