По туринскому счету

Полученная прибыль от проведения Олимпиады в Турине вновь подтвердила, что спортивные игры – это не только волнующее зрелище для всей планеты, но и выгодное вложение капитала

По туринскому счету

Несмотря на пессимистичные прогнозы, звучавшие до начала Игр в Турине, мол, организаторам соревнований не удастся вернуть вложенные в проведение Олимпиады финансовые средства, – итоговый финансовый подсчет оказался в пользу итальянского бюджета. По данным оргкомитета Игр и мэрии Турина, на проведение Олимпиады было потрачено 707 млн евро, а заработать на Олимпиаде удалось 974,4 млн евро.

Одна из самых больших затрат в Турине – обеспечение необходимой инфраструктуры. На это ушло 163 млн евро, на оплату технических приспособлений – 257 млн евро.

В качестве примера сложного архитектурного сооружения можно привести уникальный пешеходный мост, который соединил главную Олимпийскую деревню с главным пресс-клубом и международным телецентром. Для монтажа его арки использовались специальные краны, купленные в Бельгии. Однако времени на такие масштабные мероприятия как всегда не хватает, и организаторам пришлось на скорую руку завершать некоторые объекты. В результате здание, в котором располагался телевизионный центр для трансляции зимних Олимпийских игр, частично обрушилось под тяжестью снега за неделю до их открытия.

Плати и смотри

Организаторы быстро исправили неполадки в телецентре и получили прибыль с продажи прав на телетрансляцию около 470 млн евро и 15 млн с продажи лицензий.

В свою очередь телеканалы не скупились на оплату лицензий, подняв таким образом численность аудитории телезрителей – свыше трех миллиардов телезрителей смотрели прямые репортажи из Турина. Общий объем трансляций составил около 13 тыс. часов, причем увидеть их можно было не только на экране телевизора, но также с помощью интернета и мобильных телефонов. Американская телевизионная компания NBC, желая получить долгосрочный эксклюзивный контракт, выплатила 3,5 млрд долларов за права на трансляцию пяти Олимпийских игр, с 2000-го по 2008 год.

От продажи билетов на олимпийские соревнования получено 69,4 млн евро. Всего за две недели XX зимней Олимпиады было продано 900 тыс. билетов. Больше всех билетов купили американцы. На втором и третьем местах – Германия и Франция. К этому количеству следует прибавить 30 тыс. билетов, купленных желающими полюбоваться на тренировки спортсменов в одном из олимпийских сооружений Турина.  Однако аналитики говорят, что финансовый успех игр никогда не основывался на зрительской аудитории. И Олимпиада в Турине в этом смысле не была исключением. Львиная доля финансирования, помимо телетрансляции, пришлась на крупных корпоративных спонсоров.

Холодный расчет спонсоров

Спонсоры поддержали Игры щедрой суммой в 420 млн евро, что составляет 39% от общей суммы прибыли. Как только стало ясно, что зимние Игры 2006 года будут проводиться в Турине, их сразу же окрестили «Олимпиадой Агнелли» – в знак влиятельности семьи, контролирующей FIAT как в городе, так и далеко за его пределами.

В последние годы FIAT переживал глубокий кризис, так как марка утратила привлекательность по всей Европе, наживая себе репутацию бренда с плохим качеством и частыми поломками. Убытки компании превысили 1 млрд евро, поэтому когда Турин выиграл право принять у себя XX Олимпийские игры,  FIAT ухватился за подарок судьбы, и выступил в качестве одного из четырех лидирующих официальных спонсоров Италии. Банковская группа Sanpaolo IMI, коммуникационная компания Telecom Italia и ее дочерний оператор мобильной связи TIM – три других итальянских спонсора, которые подписали контракты на спонсорскую поддержку в 50 млн долларов с каждой компании. Пятьдесят мелких компаний на условиях корпоративных спонсоров были провайдерами услуг и провизии первой необходимости.

Иностранные корпоративные спонсоры также заняли солидную нишу, некоторые из них являются давними друзьями Олимпийских игр. Прибыль  в размере 173 млн долларов поступила от 11 мультинациональных компаний, подписавших сделки по спонсорству зимних Игр 2006 года и летних Игр 2008 года в Пекине, среди них McDonald's и General Electric.

Bank of America очень скрупулезно подходит к вопросу о спонсорстве, а его руководство намерено провести анализ эффективности вложений в Олимпийские игры. После Турина они подсчитают, как много клиентов, депозитов и кредитов банку удалось привлечь благодаря олимпийскому спонсорству. По предварительным данным, банк получил достаточную имиджевую поддержку, чтобы говорить о возможном продолжении олимпийского движения.

Но существует разница между маркетинговыми планами компаний внутреннего рынка, как, например, Bank of America, и мировыми корпоративными тяжеловесами, как Visa и Coca-Cola Co., которые участвуют в программе Международного олимпийского комитета (МОК) – «Олимпийские партнеры». Такая сделка дает компаниям эксклюзивные маркетинговые права по всему миру во время зимних и летних Игр, равно как и право использовать олимпийские кольца для своего маркетинга и брендинга. Компания Coca-Cola, согласно контракту, заключенному еще в 1928 году, будет выступать партнером Игр до 2020 года.  

Кто на новенького?

Coca-Cola активно продвигает олимпийские традиции в странах СНГ, в том числе и в Казахстане. Так, спонсором олимпийского бала, куда приглашаются спортсмены-победители Олимпийских игр,  на протяжении нескольких лет выступало представительство «Кока-Кола СНГ Сервисез Лтд». Не исключено, что компания может стать одним из главных спонсоров, если Алматы будет утвержден МОК на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года.

Владимир Смирнов, известный казахстанский олимпийский чемпион по лыжным гонкам, исполнительный директор заявочного комитета «Алматы-2014», говорит, что Алматы сможет хорошо заработать на проведении Игр. Не считая нематериальных активов, таких как престиж государства, компенсация МОК покроет около 35-40% затрат Казахстана. Кроме того, спортивные комплексы международного уровня, которые будут построены в случае проведения Олимпиады, позволят вырастить Казахстану не одно поколение сильных спортсменов.

Несмотря на оптимистичные заверения и других казахстанских олимпийских чемпионов о том, что у Алматы есть шансы на проведение Игр, эксперты говорят, что основная борьба за Олимпиаду-2014 пойдет между австрийским Зальцбургом и южнокорейским Пьончангом. Заявки в МОК отправили также Россия (Сочи), Болгария (София), Швеция (Остерсунд), Франция (Аннеси), Грузия (Боржоми) и Испания (Хака). Казахстан ввязался в интересную игру, смысл которой заполучить зимние Олимпийские игры. Вряд ли нам удастся осилить это с первого раза, если другие страны с более развитой инфраструктурой и благополучной экологической ситуацией уже бьются за эту честь много лет. Напомним, у Сочи нынешняя попытка заполучить Олимпиаду уже третья, а Испания выдвигает свой город Хака на зимнюю Олимпиаду уже шестой раз подряд. 

Так что Казахстану, очевидно, придется еще подождать и не спешить с подсчетами возможных прибылей от Олимпийских игр. При этом нужно иметь в виду, что сами по себе Олимпийские игры не приносят финансового успеха, это зависит от руководства страны и способности национальных компаний и организаторов правильно распорядиться ресурсами. Хороший пример продемонстрировали японцы: летние Олимпийские игры 1964 года привели к фактической реконструкции Токио и стоили около 2 млрд долларов. С той Олимпиады началось превращение Токио в элитный город.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности