Сценарий на завтра

Выступление Нурсултана Назарбаева подтвердило, что глава государства придерживается либеральных взглядов в экономике. Однако то, как пройдет модернизация политической системы страны, остается под вопросом

Сценарий на завтра

1 марта президент страны Нурсултан Назарбаев выступил на совместном заседании палат парламента с ежегодным Посланием к народу. Тезисы программной речи были проанонсированы заранее. С большой долей вероятности можно было предположить, что глава государства будет говорить про экономические реформы, сделает подарки бюджетникам (повышение заработной платы) и бизнесменам (снижение налогов), пожурит чиновников за слабую работу с населением, обличит коррупцию. Все эти тезисы оказались в Послании прописаны, что позволяет говорить о том, что документ все же получился политическим, в том смысле, что многие его положения обращены к различным группам населения. Однако «истинно политическая» часть, про политическую модернизацию, так в выступлении президента и не прозвучала. Хотя февральские события актуализировали тему политических реформ.

Повторение озвученного

Речь главы государства была построена примерно так же, как и в Послании прошлого года. Сначала – о стратегических направлениях: «Казахстан может и должен активно участвовать в многосторонних международных экономических проектах, которые способствуют нашей интеграции в глобальную экономику и опираются, в том числе, на наше выгодное экономико-географическое положение и имеющиеся ресурсы». По мнению президента, страна должна сделать ставку на создание и развитие производств, ориентированных на экспорт конечных продуктов, совместных предприятий в области нефтегазового, транспортного и других подотраслей машиностроения, металлургии, химии, агропромышленной сферы.

Потом последовали задачи в рамках основных целей. Это принятие антимонопольного закона, образование 2–3 авиационных хабов, которые должны связать Азию и Европу, сделав Казахстан транзитным государством. Для дальнейшей диверсификации экономики г-н Назарбаев потребовал полнее использовать механизмы денежной, кредитной и фискальной политики. Зал буквально взорвался аплодисментами, когда президент призвал разрушить монополию в металлургической и других отраслях промышленности. Означает ли это, что уже в ближайшее время страна станет свидетелем серьезного передела на металлургическом рынке? Аналитики расходятся в своих оценках относительно перспектив этой отрасли.

Читая Послание главы государства, чиновники отметят дальнейшее расширение и экспансию государства в международный высокотехнологичный бизнес, область культуры, деятельность неправительственных организаций. В настоящее время разрабатывается новая региональная политика, одновременно происходит дальнейшая централизация государственных функций – создается государственный холдинг по управлению национальными компаниями, будет создана управляющая компания для координации работы институтов развития (Инновационного и Инвестиционного фондов, Банка развития), будет проведена генеральная инвентаризация государственных активов. Планируется создание социально-предпринимательских корпораций (СПК), которые возьмутся за санирование и развитие нерентабельных предприятий в регионах. Непонятно, правда, будут ли они также работать с активами обанкротившихся частных компаний? «Пока обозначен только субъект – СПК, но законодательной нормативной базы нет, – говорит депутат Шаймерден Уразалинов. – Что это такое – не ясно. На первый взгляд – несколько вымученное, искусственное, нежизнеспособное образование».

Предприниматели в первую очередь обратят внимание на значительное снижение налоговой нагрузки уже в 2007 году: снижение НДС, социального налога, введение плоской шкалы подоходного налога, взимаемого у источника выплаты, то есть из бюджетов компаний. Конечно, эти меры будут только приветствоваться бизнес-сообществом, многие представители которого считают существующую налоговую нагрузку чрезмерно высокой.

Вспомнили о социальной значимости

Кроме налоговой нагрузки, в Послании говорится о необходимости снижения транзакционных издержек для бизнеса, связанных с административными барьерами и неисполнением контрактных обязательств. Для этого предлагается ввести институт персональной уголовной и экономической ответственности чиновников за ущерб, нанесенный тому или иному бизнесу, при их неадекватном исполнении своих обязанностей. Правда, конкретный механизм реализации такой ответственности необходимо еще разработать. Не секрет, что судебные органы, как правило, при разбирательстве конфликтов между государственными органами и другими экономическими агентами склонны отдавать приоритет интересам госорганов.

Национальная управленческая школа, создающаяся с участием иностранных преподавателей на базе Академии государственного управления, будет готовить государственных менеджеров, то есть проблема подготовки на мировом уровне менеджеров в области корпоративного управления остается открытой. Между тем в России рассматривается проект участия государства в создании бизнес-школы мирового уровня, или русского Гарварда.

В Послании этого года очень много говорится об интеграции в мировом бизнесе на более высоких уровнях добавленной стоимости, кроме экспорта сырья, в котором преуспел Казахстан. Задачу дальнейшего встраивания в мировой рынок, где у страны должна быть своя органичная ниша, предполагается решить через участие в капитале высокотехнологичных компаний, пусть даже в рискованных старт-ап-проектах, научных и исследовательских проектах, рынке интеллектуальной собственности, во встраивании в мировые транспортные и коммуникационные потоки, в облегчении трудовой миграции. Сотни тысяч нелегальных мигрантов будут легализованы, получат возможность зафиксировать и защитить свои трудовые права.

Для оралманов предлагается кроме принципа допуска в страну «по крови» также ввести квоту по профессиональным и образовательным требованиям и разработать программу адаптации. Социальная поддержка неадаптировавшихся к существующим условиям людей, и не только оралманов, будет направлена на содействие их адаптации путем переобучения и получения новой профессии. Предполагается создать механизмы участия бизнеса в профессионально-техническом образовании. Главное, чтобы эта инициатива президента не была трансформирована чиновниками в очередной добровольно-принудительный сбор или повинность того или иного материального характера.

Чтобы продолжать свое развитие в качестве столицы, Астана, по мнению президента, кроме статуса управленческого и промышленного центра страны, нуждается в формировании интеллектуальной и культурной среды, которая сложится вокруг академических и научных центров и будет привнесена собравшимися со всего мира учеными и специалистами. Уже идущий процесс экспансии казахстанских банков в соседних странах (Грузии, России, Киргизии), будет институционализирован посредством создания регионального финансового центра в Алматы. Основным приоритетом денежно-кредитной политики является сдерживание инфляции, то есть идея перехода к «инфляционному таргетированию» получила признание.

Объявлена также цена легализации капиталов, выведенных теневиками из экономики в предшествующие годы. Налог на легализацию составит 10%, в отличие от уже прошедшей ранее амнистии, которая была бесплатной. Для стимуляции оплаты 10-процентного «долга» будет организована совместная работа казахстанских и международных правоохранительных органов. Также в политическом блоке президент призвал усилить борьбу с коррупцией. Как средство предложил – в который раз за последние года четыре – усилить прозрачность действий государственного сектора.

В политическом направлении

В общем, по президентской «повестке дня», сегодня для Казахстана одним из основных вопросов является интеграция в мировую экономику на более высоких уровнях добавленной стоимости, для чего государство идет навстречу требованиям бизнеса, уменьшая налоговую нагрузку и создавая механизм персональной ответственности чиновников. Государство также готово поддержать бизнес деньгами и организационно через своих зарубежных представителей, институты развития, инфраструктурные проекты. Снижение налоговой нагрузки в ответ на многочисленные просьбы объединений и ассоциаций предпринимателей является зримым подтверждением готовности государства к диалогу с бизнесом. Но другой фактор, сдерживающий потенциал развития бизнеса, в том числе на мировых рынках, а именно дороговизна кредитных ресурсов, остается значимым.

В отличие от экономического и социального разделов, характеризующихся предельной четкостью вплоть до названия конкретных проектов и сумм пособий нуждающимся, в политическом разделе сказано лишь об общем направлении «масштабных политических реформ»

В отличие от экономического и социального разделов, характеризующихся предельной четкостью вплоть до названия конкретных проектов и сумм пособий нуждающимся, в политическом разделе сказано лишь об общем направлении «масштабных политических реформ»: приоритете стабильности, единства, межнационального согласия, недопустимости религиозного и политического экстремизма. Весьма жестко президент высказался лишь однажды. «Мы должны признать, что отсутствие глубоких традиций демократической культуры, восприятие свободы как вседозволенности вполне способны дестабилизировать страну, перечеркнуть все наши планы на будущее и отбросить нас далеко назад. Это урок, который мы извлекли из состоявшейся президентской гонки, – считает Нурсултан Назарбаев. – Одна из причин наших заблуждений – в том, что либерализм власти воспринимается упрощенно как ее слабость и неспособность наложить вето на те или иные “шалости” и “капризы” своевольных честолюбцев. Нам надо избавляться от иллюзий и заблуждений. Поэтому без оглядки на критику внутри страны и извне мы должны наряду с развитием демократических традиций предусмотреть достаточно жесткую систему их защиты. Надо наконец осуществлять суровый спрос за нарушение законов, должны быть определены меры ответственности за клевету, подкуп, насилие и, если нужно, пересмотрены соответствующие законы».

Лидер партии «Асар» Дарига Назарбаева говорит, что, возможно, общественно-политический истеблишмент и ожидал от президента озвучивания программы политической модернизации общества, но «такая цель и задача не ставились». Между тем последние события в политической жизни страны показывают необходимость скорейшего консенсусного решения вопроса политической модернизации, который уже пытаются решить путем «свободного творчества» отдельные представители политической и властной элиты страны.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики