Охота на абонентов

На рынке кабельного телевидения намечаются существенные изменения. Несколько компаний одновременно объявили о своем намерении расширить услуги платного телевидения в Казахстане

Охота на абонентов

Монополии крупнейшего поставщика услуг кабельного телевидения «Алма-ТВ», с которым долго не решались конкурировать другие компании, похоже, приходит конец. В конце прошлого года сразу три оператора кабельного телевидения – компании «Секател», Digital TV и ICON – объявили о решении прокладывать свои сети в Алматы. Южная столица является самым перспективным регионом в Казахстане для развития отрасли. Здесь находится треть абонентов платного телевидения, по некоторым оценкам их число превышает 200 тысяч, всего же по республике число потребителей платного ТВ колеблется в районе 600 тысяч. Причем на пятилетнюю перспективу емкость рынка Алматы и ее окрестностей составит полмиллиона точек подключения к сети платного телевидения. В денежном эквиваленте годовой объем рынка абонентской платы за кабельное ТВ в городе превысит 6 млрд тенге.

Рекламный бонус

Зрители все больше отдают предпочтение платному телевидению. В первую очередь это связано с тем, что казахстанские телевизионные каналы не готовы предоставлять продукцию уровня топовых каналов России и дальнего зарубежья. К тому же операторы могут совмещать пакеты зарубежного телевещания с местными телеканалами. Еще одно преимущество ретрансляторов – они не связаны законом о СМИ и не подпадают под обязательное требование предоставлять эфирный продукт на двух языках, а также ограничивать ретрансляцию телепрограмм других телеканалов 50-процентной долей своего продукта.

Как отмечают специалисты, рынок платного телевидения в Казахстане ежегодно растет на 15–20% и в ближайшие пять лет увеличится до 1,5 млн абонентов. Ежегодный абонентский взнос за платное телевидение в республике в целом превысит 20 млрд тенге. Отрасль стала очень привлекательна для инвесторов, что отразилось и на количестве игроков этого рынка – на сегодня 65 операторов кабельного телевидения предоставляют свои услуги во всех крупных городах республики. Кабельное вещание составляет 4/5 легального рынка платного телевидения. Причем подавляющее большинство из них работает на локальных региональных рынках. Только два оператора имеют филиалы в других городах, «Алма-ТВ» ретранслирует в 6 городах, «Секател» в 4, в том числе и в Бишкеке. Правда, в соседней республике дела у компании идут вяло, развитию мешают бюрократические препоны, и число зарубежных абонентов не превышает тысячи человек.

Кроме абонентской платы операторы имеют возможность получать доходы от рекламной деятельности, где тоже имеется устойчивая тенденция роста – рынок телерекламы в год увеличивается на 50%. По данным компании Gallup Media Asia, только в первом квартале 2005 года рекламодатели затратили на размещение роликов на ТВ 72,6 млн долларов. В крупных городах рекламодатели охотно прибегают к услугам кабельного ТВ, чья аудитория интенсивно пополняется. За первые три месяца прошлого года за размещение роликов на российских телеканалах РТР, НТВ и Ren-TV, ретранслируемых оператором «Алма-ТВ», рекламодатели выложили 4,2 млн долларов.

Тарелки или кабель?

До последнего времени конкурентом «Алма-ТВ» выступало разве что спутниковое телевидение, которое стало доступно широкой аудитории благодаря продажам дешевых антенн китайского производства. Цена одного комплекта вместе с установкой не превышает 200 долларов, при этом отпадает надобность платить абонентские взносы.

«В Алматы и по региону, по нашим данным, осуществляется до тысячи продаж спутниковых тарелок в месяц. Покупка тарелки – это одноразовый денежный взнос со стороны потребителя. Но потом он пользуется спутниковым телевидением на свой страх и риск. Тем более что антенны у нас в основном продаются таких габаритов, что сигнал приема очень сильно зависит от погоды. Ветер, дождь, снег серьезно нарушают качество сигнала. Это очень неудобно. Другое – это ограниченное число бесплатных спутниковых ресурсов. Многие каналы пока еще находятся в открытом доступе, но их число в ближайшее время заметно сократится, – говорит начальник отдела аналитики компании «Алма-ТВ» Гульнар Аткешева. – Сейчас наблюдается тенденция того, что некоторые ведущие российские каналы начнут кодировать свои сигналы, такие как РТР, НТВ, Первый канал. И вскоре абонентам индивидуальных тарелок доступ к открытым каналам будет ограничен».

В первую очередь это связано с требованием ряда международных компаний. Российские телеканалы имеют право поставлять контент по приобретенным программам, фильмам или спортивным трансляциям только на территории России, в то же время российские спутники вещания покрывают большую площадь, включая и территорию Казахстана. Владельцы прав на трансляцию того или иного продукта ставят условия российским телекомпаниям, чтобы система спутникового распределения программ канала была закрыта.

Крупных же операторов спутникового телевидения, таких как «Кателко+» и «НТВ+», «Алма-ТВ» своими конкурентами не считает, поскольку их услуги рассчитаны на разные сегменты рынка. Индивидуальные комплекты солидных операторов спутникового телевидения не ориентированы на районы с массовыми застройками. Их продукт популярен в основном в тех районах, где нет возможности проложить кабельную сеть – это загородные коттеджные городки, жилые районы с частной застройкой.

Предел ассортимента

Начиная с 1995 года «Алма-ТВ» неизменно укрепляла свои лидерские позиции в южной столице. За 10 лет компания расширила спектр ретранслируемых каналов с 4 до 70 и обеспечила мобильную сервисную базу. Ее кабельная сеть охватывает фактически весь город. Поэтому для новых операторов было достаточно рискованно строить параллельную сеть. Строительство коммуникационной базы наиболее затратная часть проектов кабельного телевидения. В Алматы операторам приходится арендовать магистральные линии у компании «Казахтелеком» и уже от них вести провода в отдельные жилые комплексы. В общей доле затрат аренда кабеля составляет 10–15%. Для охвата основных районов города были необходимы инвестиции в несколько миллионов долларов.

Нерешительность операторов кабельного телевидения объяснялась просто – у компаний не было убедительных конкурентных преимуществ. Попытки некоторых казахстанских компаний оформить эксклюзивные права на ретрансляцию отдельных российских каналов оказались безуспешными. Пару лет назад один из казахстанских операторов спутникового телевидения пытался договориться с НТВ о привилегированном праве ретрансляции телеканала на территории Казахстана, но этому воспротивились другие казахстанские операторы, и сделка не состоялась.

До недавнего времени поставщики платного телевидения имели достаточно ограниченные возможности для расширения своих услуг, общедоступный ассортимент переведенных на русский язык телеканалов плюс несколько новостных и музыкальных. Продуктовая линейка операторов кабельного телевидения в основном представляет собой комбинацию пакетов, сформированных из 70 телеканалов. Причем подавляющее большинство из них российские. Лицензионная плата программодателю за право ретрансляции отечественным операторам обходится в среднем в 15–20 центов за абонента. В структуре затрат право на ретрансляцию зарубежных телеканалов составляет около 30%, поэтому включать в пакеты непереведенные узкотематические телеканалы нерентабельно.

Как правило, пакеты разделяются по ценовому принципу – чем больше платишь, тем шире телевизионный ассортимент. Поэтому с предложениями, аналогичными «Алма-ТВ», конкурировать сегодня в Алматы крайне сложно.

Тем не менее на это решилась компания «Секател», более известная в Актау и Астане. Число ее абонентов по республике превышает 10 тысяч. По мнению генерального директора компании Эмиля Байкова, как минимум треть потенциальных потребителей платного телевидения Алматы не подключены к сетям «Алма-ТВ», за эту аудиторию компания намерена бороться с другими конкурентами.

«Мы начали вхождение на рынок Алматы с элитных домов, потом увидели, что этот рынок небольшой. Он медленно развивается – новые дома не заселяются в должной мере. И поэтому пошли в другой сектор. Сейчас у нас построена небольшая сеть в районе «Алмагуля», и за год число наших абонентов в Алматы уже приблизилось к тысяче. Мы будем строить сети и в зоне охвата «Алма-ТВ». Когда появляется вторая компания, начинается определенный переток абонентов. Всегда найдется 15–20% недовольных абонентов, которые захотят поменять оператора», – говорит он. Опыт конкуренции с гигантом кабельного телевидения у «Секател» уже есть: в Актау компании легко уживаются уже 6 лет.

В качестве одного из конкурентных предложений для Алматы «Секател» подготовил своеобразные эконом-пакеты. «Рынок развивается, растет средняя зарплата. Нужно дать возможность абоненту за меньшую цену посмотреть то, что он действительно хочет смотреть. То есть организовать выбор так, чтобы зритель платил только за то, что смотрит. Надо использовать разные методы продвижения, но мы пока не готовы объявлять о своих планах, они обсуждаются», – объясняет Эмиль Байков.

Технологичное ТВ в массы!

Но конкурентная борьба на алматинском рынке кабельного телевидения не ограничится ассортиментными войнами, появляются новые, более технологичные предложения.

С октября прошлого года в Алматы начал вещание новый поставщик услуг –  Digital TV. Компания планирует реализовать интерактивную концепцию кабельного телевидения. Директор департамента маркетинга Каиржан Кожалы говорит, что уровень пользовательского спроса идет по пути объединения всех видов услуг телекоммуникационного доступа. «Мы сейчас строим мультисервисные интерактивные сети таким образом, чтобы они могли объединять услуги телевидения, телефонии, передачи данных. Просто смотреть телевизор жителю Алматы уже не столь интересно. Он хочет получать не только навязанный ему ТВ-пакет, но и иметь возможность самостоятельно выбирать каналы, телепрограммы. Самое главное – привлечь пользователя к активному применению различных интерактивных услуг, в том числе и видео по запросу, а также дать ему возможность самому формировать программу просмотра, – считает Каиржан Кожалы. – Сейчас есть технологии, которые позволяют сделать эти услуги доступными для массового потребителя. Переход телевещания в среду IP-протокола позволит передавать любые виды информации. К нашей сети можно подключиться как с телевизора, так и с компьютера. Мы хотим сделать так, чтобы человек мог иметь доступ в интернет не имея компьютера, посредством обычного телевизора».

Digital TV планирует охватить рынок, исчисляемый в 60 тыс. абонентов. По мнению менеджеров компании, для выхода на рентабельный бизнес достаточно иметь порядка 15 тыс. абонентов, и к этой стратегической цифре Digital TV собирается подойти уже в этом году. Впрочем, представители «Алма-ТВ» к амбициозным планам своих конкурентов и сверхтехнологичному телевидению относятся с прохладцей. По словам г-жи Аткешевой, для большого числа людей услуги кабельного ТВ являются достаточно дорогими. «Мы постоянно с этим сталкиваемся. Дополнительные технические услуги будут еще дороже. Соответственно, клиентская база поставщиков высокотехнологичных услуг будет значительно уже, чем у поставщиков традиционного кабельного ТВ.

Даже для универсального пакета требуется дополнительная приставка. Более широкий сервис, то же видео по запросу, подразумевает наличие дополнительной приставки, а это дополнительные затраты абонентов. Поэтому вопрос выхода на рынок с новым продуктом спорный», – считает она.

Один, и главный

Пример успешного развития интерактивного телевидения уже имеется и в ближнем зарубежье. В Москве широкополосная кабельная сеть «Стрим ТВ» имеет около 300 тыс. абонентов. Кроме пакета телеканалов в цифровом формате российский оператор предлагает такие услуги, как виртуальный кинозал, сетевые игры и интернет через телевизор, пакет радиоканалов и возможность формировать свой ТВ-контент. Причем их услуги вполне доступны для потребителей со средней зарплатой: просмотр фильма, недавно прошедшего в кинопрокате, обходится в 1,95 доллара, абонентская плата за неограниченный доступ к компьютерным играм составляет два доллара в месяц.

По технологическому пути собирается идти и компания ICON, чья сеть уже действует в трех новых жилых комплексах Алматы, но рассказывать о своей стратегии проникновения на самый перспективный регион новый кабельный оператор не захотел. Причина отказа очевидна – боязнь открыть стратегическую информацию для конкурентов. Вообще рынок кабельного телевидения достаточно закрыт, компании неохотно рассказывают о своих абонентах, дабы не вызвать коммерческие контрмероприятия со стороны других операторов.

Однако конкурентная борьба не ограничивается южной столицей. Та же «Алма-ТВ», которая, по некоторым данным, контролирует около 40% казахстанского рынка, планирует в этом году расширить свою филиальную сеть с 6 городов до 9. В том числе и в столице, где долгое время лидером являлась компания «Секател». Похоже, сектор кабельного телевидения в республике переходит в новую фазу своего развития, когда операторы начинают вести борьбу за каждого абонента, а не проглатывать пустующие рынки целиком, как это было раньше. Эта тенденция должна привести к генерации новых продуктов и, возможно, к удешевлению услуг.

Но на рынке кабельного телевидения может произойти и глобальный переворот, инициатором может выступить телекоммуникационный монополист «Казахтелеком». В прошлом году государственная компания запустила проект «Высокоскоростные городские сети Metro Ethernet» с пропускной способностью сети от 1 до 10 Гбит/сек под торговой маркой «Megaline». С помощью построенной сети «Казахтелеком» уже в ближайшем будущем планирует предоставлять своим абонентам услуги IP-телефонии, трансляцию видеопрограмм, наружное видеонаблюдение, видео по запросу и многое другое. Если компания с этим продуктом выйдет на рынок кабельного телевидения, вряд ли с ним кто-то сможет конкурировать в ближайшее время, так как ни одна отечественная компания не может выстроить сеть такого масштаба.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики