Повернулись лицом к человеку

Мелкие банки не могут результативно работать как универсальные фининституты в силу своей небольшой величины. Они повышают эффективность, сосредоточившись на узком сегменте бизнеса

Повернулись лицом к человеку

Несмотря на стагнацию кредитования в период кризиса и вялый рост после кризиса, банковский рынок не стоял на месте. Начиная с 2007 года, активно растут малые и средние банки и банки с иностранным участием. Эта тенденция с некоторой корректировкой наблюдается и сегодня: теперь преимущество — у малых банков и средних по размеру иностранных игроков (см. таблицу 2). В десятке лидеров по приросту активов мы не видим крупных банков из первой пятерки, на что есть, по крайней мере, две причины. Во-первых, высокая начальная база: согласитесь, трудно увеличить даже на 10% активы в два с лишним триллиона тенге. Во-вторых, продолжает ухудшаться ссудный портфель: на начало 2012 года у Казкоммерцбанка доля неработающих кредитов составляла более 34%, у Народного банка — 22%, по итогам восьми месяцев — 37% и 23% соответственно. За это же время увеличилась с 28% до 38% доля NPL в портфеле АТФ Банка и несколько снизилась у Альянс Банка — с 50% до 48%. Таким образом, крупные банки до сих пор не могут оправиться от последствий кредитного бума начала и середины нулевых. Тем не менее они продолжают кредитную деятельность, показывая положительную динамику с начала текущего года, за исключением Народного банка и АТФ (см. таблицу 8).

Интересный рынок

Еще один тренд — не новый, но усилившийся в этом году — в десятке лидеров по приросту активов два банка, специализирующиеся исключительно на розничном кредитовании: Хоум Кредит и KassaNova. О том, что розничный бизнес привлекает все больше игроков, можно судить не только по высокой динамике прироста потребительских кредитов (см. график 1), но и по заявлениям самих участников. Так, этим летом 21-й по размеру активов DeltaBank объявил о диверсификации своего ссудного портфеля и депозитной базы, а также об увеличении доли розницы и в кредитах, и в обязательствах. Стратегическая цель банка — нарастить свою рыночную долю. Чтобы увеличить базу фондирования, DeltaBank в феврале 2012 года разместил 20% от десятимиллиардного объема облигаций под 9,5% и планирует предложить рынку оставшуюся часть выпуска под более низкий купон.

[inc pk='27' service='table']

[inc pk='28' service='table']

[inc pk='29' service='table']

Наиболее крупным банком, стратегически развивающим именно розничный бизнес, является кaspi bank. Он показывал хорошую динамику даже в кризисные 2009–2010 годы, прирастая в среднем на 17–18% в год. По словам главы kaspi Михаила Ломтадзе, банк не ставит перед собой цели расти безумными темпами. «Мы выбрали розничный сегмент, потому что как раз в этом бизнесе можно создать конкурентные преимущества, которые сложно повторить. Другие выбирают, потому что бизнес интересный с точки зрения прибыльности или потому, что видят: у других получилось хорошо там работать. Наш банк целенаправленно работает в рознице, и наша стратегическая цель — быть номером один в этом сегменте».

Прямые конкуренты kaspi bank — названные выше Хоум Кредит и KassaNova, также выбравшие узкую сегментацию в качестве основы бизнеса. Кроме того, активно растет присутствие на этом рынке Евразийского банка, который для развития потребительского кредитования даже купил у банка SocieteGenerale его казахстанскую розничную структуру «Просто кредит».

Крупные банки также не гнушаются потребительским кредитованием. Розничный портфель Казкоммерцбанка по итогам первого полугодия прирос на 12% , тогда как весь кредитный портфель прибавил за тот же период около 3%.

Готовится запустить розничное подразделение Сбербанк, который стратегически сосредоточился на развитии корпоративного сегмента и довел долю корпората в портфеле до 80%. Для развития розничного бизнеса будет открыта «кредитная фабрика». Сейчас подразделение тестируется в пилотном режиме.

Призрак бума

По нашим ожиданиям, в розничный бизнес будут вовлекаться все больше банков по вполне объективным причинам. Главным образом из-за отсутствия длинного фондирования: банкам, обладающим короткой ликвидностью, выгоднее размещать ее в адекватные по срокам кредиты. «Для банка проще работать с краткосрочными кредитными продуктами, так как нередко перспективы и возможности долгосрочного рефинансирования неясны, что и происходит в настоящее время, с начала мирового экономического кризиса. В этих условиях розничный банк посредством потребительского кредитования предлагает возможность роста банковского сектора, так как большинство предложений по финансированию в этом случае являются краткосрочными, более удобными для рефинансирования», — уверен Бертран Госсар, управляющий директор АО «Евразийский банк», курирующий розничный бизнес и потребительское кредитование.

[inc pk='30' service='table']

[inc pk='31' service='table']

[inc pk='32' service='table']

Более важный аспект: розница — высокорентабельный сегмент, размер ставок по кредитам физлицам почти вдвое превышает проценты по корпоративным займам (см. график 2). Неслучайно банки KassaNova и kaspi входят в десятку лидеров по динамике прибыли (см. таблицу 4). Ну и нельзя забывать о диверсификации портфеля. Многие банки вполне сознательно увеличивают сегодня долю физических лиц в обязательствах, чтобы не зависеть от крупных клиентов. То же самое можно сказать и о кредитах населению — небольших по суммам и высокомаржинальных, в отличие от объемных кредитов бизнесу.

Вместе с тем выход в розницу — не такой простой процесс, как может показаться со стороны. Даже банк, который добился успехов в корпоративном кредитовании, не может вот так сразу начать выдавать займы населению, хотя, казалось бы, в потребительском кредитовании в основном — стандартные продукты. Для его развития внутри банка нужны совершенно другие технологии и инфраструктура, а также иные методы управления рисками.

Рост потребительского кредитования, с одной стороны, показывает уверенность населения в сегодняшнем дне, с другой — вызывает опасения: не возникнет ли новый кредитный бум на фоне нестабильности в мире. Аналитики не исключают повторения нового глобального кризиса. В 2008 году мировой экономический спад отразился на Казахстане и повлек за собой рецессию местной экономики. Как только появляются первые признаки экономического неблагополучия, желание покупать у людей резко снижается. А сокращение доходов оборачивается невозможностью (очень часто — нежеланием) выплачивать долги. Хотя доля просрочек по потребительским займам остается низкой — 7,4%, по данным Нацбанка, вопрос о рисках — вовсе не праздный. Бертран Госсар связывает возможность повторения некоторых прошлых ошибок со «способностью новых игроков уметь корректно управлять риском, свойственным данной деятельности». Что касается опытных в розничном кредитовании банков, то, кажется, у них с риск-менеджментом все хорошо.

«Оценка рисков — это суперважная работа для любого розничного банка. Риск невозврата возникает, если банки начинают выдавать кредиты направо и налево в гонке за объемами и прибылью. В нашем случае, даже если наши темпы роста будут снижаться, потому что конкуренты решили агрессивно зайти на рынок, мы будем искать другие пути увеличения нашего бизнеса. Но это увеличение ни в коем случае не произойдет за счет снижения требований к рискам», — уверяет г-н Ломтадзе.

[inc pk='33' service='table']

[inc pk='34' service='table']

По словам г-на Госсара, Евразийский банк несколько месяцев назад приобрел новое сложное программное обеспечение, которое включает в себя лучшие практики в части управления кредитным риском: инструменты скоринга, предсказывающие системы управления риском клиента. «Этот подход позволил банку достичь наиболее контролируемого и низкого уровня риска на рынке», — отмечает управляющий директор Евразийского банка.

Кризис не прошел бесследно для участников рынка, научив их более жестко оценивать свои риски и платежеспособность заемщиков. По словам главы АО «Казкоммерцбанк» Нины Жусуповой, в рознице вообще, помимо проблемных кредитов, есть большое количество откровенного мошенничества. «Все банки столкнулись с неспособностью людей рассчитать свои финансовые возможности. Особенно это относится к портфелю 2006–2007 годов», — сказала она на пресс-конференции по итогам шести месяцев 2012 года.

Нелидерский рост

Рост розничного бизнеса и вовлечение в него все большего числа участников вряд ли сможет как-то изменить расстановку сил на банковском рынке. Возможны перестановки среди игроков из четвертой-третьей десятки, меньше могут быть вовлечены в эти процессы банки из второй десятки. Показателен пример банка KassaNova. Начал он свою деятельность в 2010 году с 38-го места по размеру активов, к сентябрю нынешнего переместился на 32-е.

Все же потребительское кредитование крупными банками пока используется как дополнение к основному бизнесу — финансированию малого и среднего бизнеса, а также крупных клиентов. Даже сегодня, когда нет длинного фондирования и высоких доходов, лидеры рынка работают как универсальные банки с преимущественным развитием корпоративного бизнеса. Здесь хорошим стимулом для них являются государственные программы, направленные на поддержку бизнеса. Можно припомнить лишь одну программу для физических лиц — рефинансирование ипотечных кредитов 2009 года.

По мнению заместителя председателя АО ДБ «Сбербанк» Шухрата Садырова, кредитование физических лиц при всей своей прибыльности за счет высокой маржи останется нишевым сегментом. Сосредоточенность на рознице не позволит банку увеличить свою рыночную долю и пробиться в тройку, даже в пятерку лидеров. По определению банк, входящий в топ-пять, должен присутствовать в корпоративном бизнесе.

[inc pk='35' service='table']

[inc pk='36' service='table']

«Конечно, можно быть небольшим нишевым банком, развивать розничное кредитование и быть нацеленным на высокую прибыль. Да, такая бизнес-модель существует. Но если банк позиционирует себя как крупный универсальный банк и ставит своей стратегической задачей войти в тройку лидеров на банковском рынке страны — значит, он однозначно должен работать со всеми сегментами. В Казахстане невозможно не работать с корпоративным бизнесом и при этом быть большим банком: население большинства городов — 100–300 тысяч человек. Открывая отделение, мы должны загружать его бизнесом — малым, средним и крупным. И, как дополнение, розничным, иначе нет смысла расширять свое присутствие в регионах. Использовать сеть исключительно для ритейла — дорогое удовольствие», — считает г-н Садыров.

Розница пока остается весьма привлекательным бизнесом у небольших игроков, которым для работы в качестве универсального банка недостает ни фондирования, ни капитала.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности