Перенос центра тяжести

В течение двух последних лет Министерство экономики и бюджетного планирования Казахстана неоднократно заявляло о подготовке нового этапа налоговой реформы. Каковы ее цели и задачи, «Эксперту Казахстан» рассказывает директор департамента налоговой политики и прогнозов Минэкономики Вера Кнюх

Перенос центра тяжести

– Вера Андриановна, президент в своем Послании объявил, что необходимо одновременно снижать налоги и в то же время повысить социальные выплаты и зарплату бюджетникам. Насколько эти цели коррелируются между собой?

– Мировые эксперты говорят, что одновременно снижать налоги и повышать расходы – это себе дороже. Мы не хотим резко снижать налоги, никакой отдачи в долгосрочной перспективе от этого не будет. Поэтому концепция предусматривает постепенное снижение. По НДС, например, мы предполагаем плавное снижение до уровня около 10% к 2010 году. Кстати, по малому бизнесу предусмотрена программа специальных мер. Например, налоговый режим по упрощенной декларации, но для того чтобы пользоваться этим режимом, существуют определенные ограничения. С 2007 года предполагается сделать единую шкалу по упрощенной декларации для всех – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

– Сейчас эта ставка находится в пределах 3–7%, какой она станет в 2007 году?

– Она будет или на минимальном уровне, или на уровне, близком к минимальному, к тем же 3–4%. Сказать что-то определенное сложно, поскольку сейчас мы как раз занимаемся расчетами. Кроме того, предполагается снижение на 1% НДС, а также снижение социального налога на 30% и введение плоской шкалы индивидуального подоходного налога на уровне 10%.

– Какова общая сумма выпадающих доходов от снижения всех трех налогов? И компенсируют ли увеличение собираемости налогов выпадающие доходы уже в 2007–2008 году?

– Если сравнить налогооблагаемую базу по действующим ставкам с той, которая будет, то это будут 35 млрд тенге потери по НДС. По социальному налогу, если взять предполагаемый с 2008 года фонд оплаты труда и 30-процентное уменьшение налога, то получится 120 млрд тенге. То есть общая сумма потерь бюджета за 2007–2008 годы от снижения налогов составит около 200 млрд тенге (11% доходной части бюджета образца 2005 года. – «ЭК»).

– В 2004 году был введен регрессивный порядок вычисления социального налога. То есть чем выше зарплата у сотрудников предприятий, тем меньше ставка налога…

– Пока мы провели очень грубые подсчеты. Но уже видно, что эффект есть – около 10 млрд тенге фонда оплаты труда легализовано. Вообще, такая легализация крайне важна для физических лиц при ипотеке, пенсионных накоплениях. Чтобы заинтересовать бизнесменов в легализации фонда оплаты труда, мы и ввели регрессивную шкалу. Максимальные отчисления составляют 20% на 1 работающего при заработной плате до 15 МРП. При оплате труда от 40 до 600 МРП с нарастающим итогом – уже только 7%. На сегодня в среднем по стране общий процент изъятия – 15,8%.

Однако мы предполагаем значительное увеличение фонда оплаты труда. В 2005 году он составлял более 1,3 трлн тенге, в 2006 году ожидаем более 1,6 трлн, в 2007 году, когда произойдет объявленное президентом увеличение зарплаты бюджетников, – 2,2 трлн, а в 2008 году – более 2,5 трлн тенге. Если оставить ставку в среднем 15,5%, то суммы будут тяжелы для работодателей. И они уйдут в тень. Тут важно понять еще одну вещь. Снижение социального налога даст возможность покончить с «конвертным» способом выплаты зарплаты, а значит, снизить базу теневой экономики. Кроме того, это принципиально важно и для дальнейшего продвижения налоговой реформы, которая предполагает перенос центра тяжести налогообложения с юридических лиц на физические.

– Когда это планируется осуществить?

– Сейчас мы готовимся к введению всеобщего декларирования. Концепция предполагает не одномоментный, а поэтапный переход, поскольку сделать это будет очень сложно, и мы это понимаем. Надо подготовить прежде всего налоговые органы. Давно уже шел разговор о декларировании доходов всех физических лиц. Для этого надо сначала увеличить фонд оплаты труда, зарплату. В Послании президент сказал, что мы должны идти к уровню зарплат стран Восточной Европы. При этом все расходы физического лица на образование, здравоохранение, строительство, крупные покупки будут относиться на вычеты при документальном подтверждении. Это предполагает установление контрольно-кассовых аппаратов для получения документов, подтверждающих его расходы. Сейчас этого не делается. Вероятно, будет установлен какой-то лимит по отнесению на вычеты. Но сейчас, до 2008 года, мы должны всех приучить получать документы – справку, чек, что будет способствовать уменьшению наличного оборота, а значит, сузит поле теневой экономики.

– Насколько мне известно, и сейчас часть расходов граждане могут отнести на вычеты…

– Основные изменения были внесены в 2004 году. Например, на вычеты относятся вознаграждения по ипотеке, правда, оформляемой только через Жилстройсбербанк.

То есть перед начислением подоходного налога из доходов граждан бухгалтерия предприятия может вычитать суммы, направленные на погашение вознаграждения по жилищным займам, полученным физическим лицом в ЖСБ на ремонт, приобретение, строительство жилья. А также по накопительному страхованию.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности