Проверка на честность

Редакционная статья

Проверка на честность

То, как в мире пытаются бороться с отмыванием доходов и финансированием терроризма, напоминает знакомый многим случай из медицины. Когда болезнь невозможно вылечить, несмотря на огромное количество разных лекарств. Так и с нелегальными доходами – более 50 лет в разных странах придумывают рецепты по борьбе с ними, создают FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering), международную группу по борьбе с финансовыми злоупотреблениями, а нечистые на руку и кошелек дельцы по-прежнему процветают. Естественное желание предпринимателя – получить максимум прибыли при минимуме затрат – сразу попадает в разряд криминальных, как только начинает нарушать налоговые и прочие законы той страны, в которой работает. Набить чемодан деньгами в наших условиях достаточно легко. Вопрос в том, что потом с этим чемоданом делать. Принесешь в банк – банкиры, которые уже ориентированы как своей службой безопасности, так и государственными спецслужбами, должны заинтересоваться (если они, конечно, честные банкиры) происхождением денег. Начнешь перечислять на карточку – та же ситуация. По сути, борьба с отмыванием доходов почти полностью прерогатива банковских учреждений. Так как эта деятельность входит в достаточно серьезное противоречие с обязанностью хранить банковскую тайну, во многих странах, активно борющихся с отмыванием денег, существуют нормативные акты, ограничивающие распространение банковской тайны и снимающие ответственность со служащих финансовых учреждений за сообщение сведений о клиентах органам по борьбе с финансовыми преступлениями.

Не секрет, что на каждый запрет найдется сразу несколько вариантов, как его обойти и избежать строгого банковского контроля. К примеру, смуфтинг, когда денежный депозит разделяется на меньшие суммы, не требующие предоставления отчета об их источнике. В международной торговле весьма популярен так называемый мини-войсинг: при ввозе товаров происходит подделка регистрации кредитных и таможенных деклараций, которые могут скрывать сделки при пересечении границы. Имущество, полученное незаконным путем, например украденный автомобиль, можно обменять в трансграничных или внутренних бартерных операциях, используемых для легализации. Межбанковская система электронной связи, которая используется для совершения платежей и передачи информации, может быть не включена в отчет по борьбе с отмыванием денег, а взяточничество банковских служащих облегчит маскировку крупных незаконных перемещений между счетами.

Эксперты, оценивая эффективность противодействия отмыванию денег, делят страны на три условные группы. Первая группа – страны, которые наиболее активно борются с финансовыми преступлениями (Германия, США, Франция, Великобритания). Во вторую же входят страны, заработавшие имидж «налогового рая» (офшорные территории), а также те, кто достаточно небрежно проверяет источники поступающего капитала (страны Южной Америки, к примеру). И третья, наиболее многочисленная группа, куда входят Казахстан и Россия – страны, в которых наблюдается недостаточно строгий и эффективный финансовый контроль, но которые предпринимают попытки поставить законодательным путем преграды на пути легализации денежных средств, имеющие на практике из-за ряда причин довольно незначительный эффект.

FATF уже давно требует, чтобы Казахстан обратил более пристальное внимание на борьбу с теневыми доходами. Круговорот нефтедолларов, любовь казахстанских бизнесменов к офшорам, практически непрозрачная информация о состоянии того или иного предпринимателя не могут не служить причиной подобных опасений. Легализация капиталов, которую Астана провела в 2001 году, по большому счету, закончилась неудачей – 500 млн выведенных в свет долларов – слишком небольшая сумма, учитывая, что теневой оборот оценивается в триллионы.

Законопроект, предусматривающий создание в стране финансовой разведки, спорный по многим параметрам. Цель действительно благая, но вызывает сомнения, что с принятием закона в существующем виде она будет достигнута. Наибольшие споры вызывает то, что этот институт, который будет наделен широкими финансово-запретительными полномочиями, войдет в структуру Генеральной прокуратуры. В связи с чем может возникнуть правовая коллизия – бизнесмены, уличенные в отмывании доходов, не смогут обжаловать это обвинение в прокуратуре, как того требует законодательство. Ведь прокуратура, собственно, их и обвиняет. Да, нас будут кормить обещаниями, что финансовая разведка станет полностью самостоятельным подразделением. Но мы-то знаем, что это будет не так.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики