Смутные перспективы рыночной экономики

Существует мнение, что базар в нашей стране стал недопустимо большим, поэтому все чаще озвучивается предложение цивилизовать розничную торговлю, попросту закрыв рынки. Однако это может привести к социальному взрыву

Смутные перспективы рыночной экономики

Противники рыночной, в прямом смысле этого слова, формы торговли называют базары «криминальным монстром, раковой опухолью, поразившей страну» и требуют их немедленного закрытия. При этом они упускают из вида, что базары, совокупный розничный товарооборот которых в 2005 году составил свыше 1 трлн тенге ( около 10 млрд долларов), играют не последнюю роль в экономике страны. Кроме того, они обросли солидной инфраструктурой, включающей в себя предприятия общественного питания, бытовых услуг, автотранспортных перевозок, армии охранников, уборщиков и грузчиков. То есть рынки сегодня представляют собой серьезную силу, обладающую финансовыми средствами. Поэтому о решении проблемы единым росчерком пера речи быть не может. Но цивилизовать рыночную торговлю и ввести ее в рамки правого поля необходимо в ближайшее время.

Постигли искусство продавать

В предыдущие годы рынки развивались исключительно по принципу количественного роста. Их число во всех городах страны увеличивалось в геометрической прогрессии, а товарооборот ежегодно рос на 40–50%. Сейчас в Казахстане действуют более 1000 базаров, а общее число торгующих на них составляет более 300 тыс. человек. Очевидно, что ресурсы количественного роста сегодня практически исчерпаны и рынки должны переходить на новую качественную ступень. Но механизмы такой метаморфозы пока не вполне понятны ни представителям властных структур, ни самим торговцам, занятым на рынках. Это вызывает у предпринимателей ощущение некоей неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне.

Юрист Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг (АРПТСУ) Казахстана Марияш Кабикенова говорит, что в течение 15 лет «шопники» были сдерживающим социальным и экономическим фактором. Только благодаря им удовлетворялся спрос населения на товары ежедневного потребления. И сегодня на рынках приобретают вещи около 70% жителей Казахстана. Заметим, что это наиболее социально уязвимые категории граждан, те, чей уровень доходов находится на довольно низком уровне. Все эти годы рыночные торговцы добросовестно платили налоги, независимо от того, выдавались им на руки фискальные чеки или нет. Исполнительный директор АРПТСУ Жибек Туриханова добавляет: «Несправедливо, если государство сейчас вынесет решение о немедленном сносе всех рынков. В этом бизнесе заняты, как правило, женщины, которые ничего не просят у государства, а зарабатывают деньги для своих семей. Сейчас, когда государство вдруг заговорило о том, что надо цивилизовать отношения в этой сфере, для этих женщин не предложена альтернатива. Многие потеряли квалификацию и уже не смогут работать по прежним специальностям. Но они научились торговать, овладели всеми тонкостями искусства реализации товара. А это очень важный элемент экономики. Согласитесь, что ни один из семи лоббируемых государством кластеров не сможет существовать без системы сбыта своей продукции. Вот этих людей и нужно сделать своеобразным замыкающим звеном кластерной цепочки, поручив им реализацию готового продукта».

Правовой нигилизм

Основным аргументом в пользу упразднения базаров, является то, что вокруг них наросла мощная криминальная структура. Но причина кроется в первую очередь в том, что деятельность рынков выпадает из общего правового пространства и строится по непрозрачным схемам даже на уровне «государство – предприниматель». Далее по нисходящей используется тот же алгоритм установления отношений в звеньях «предприниматель – администрация рынка» и «предприниматель – клиент».

Отрицание законных схем ведения бизнеса начинается уже на этапе прохождения груза через границу. Член экспертного совета Министерства юстиции Казахстана Геннадий Шестаков рассказал «Эксперту Казахстан» о действующих сегодня способах нелегального провоза товаров через границу: «Самым примитивным из них во все времена была и остается контрабанда, ее размеры в Казахстане оцениваются в сумму порядка 3 млрд долларов. По полулегальным “серым” схемам ввозится товаров еще на 3 млрд долларов. За товары, ввозимые таким образом, владельцы платят минимальные отчисления государству, основной куш в размере от 4 до 10 тыс. долларов с фуры достается таможенникам в виде взятки. Сегодня, даже если предприниматель хочет разорвать круг правового беспредела и пытается на законных основаниях заплатить все таможенные сборы, по пути следования рискует быть несколько раз разутым и раздетым. У него нет стимулов, чтобы проводить груз по легальным схемам, поскольку, заплатив на таможне, он получает возможность дальнейшего беспрепятственного проезда по республике».

По прибытии в Алматы предприниматель с благословения властей начинает нарушать налоговое законодательство. Это происходит во время уплаты налогов через администрацию рынков посредством системы разовых талонов, введенной еще Виктором Храпуновым (экс-акимом города). Такой порядок по сути своей противоречит налоговому законодательству и является самым основным препятствием к установлению прозрачности в этой сфере деятельности.

Не прерывается тенденция выхода за границы законности и в отношениях между предпринимателями и администрациями рынков. Так, до сих пор не установлены земельные отношения, человек ставит свой контейнер на легально арендованную землю, платит за электроэнергию, уборку территории. При этом он еще вынужден платить владельцу базара в качестве взяток около 1000 долларов, а за контейнер в хорошем месте – 4–5 тыс. долларов, за то, что ему позволят существовать на этом рынке. Это помимо тех сумм, которые идут по официальным схемам. А замыкает этот круг потребитель, который покупает несертифицированный товар, не имея права на его возврат или обмен.

Идеальные взаимотношения

Геннадий Шестаков убежден, что только государство, включив сферу рыночной торговли в четко очерченные правовые рамки и упорядочив схемы ведения торговли, в состоянии одолеть мощные криминальные структуры, сложившиеся вокруг рынков. Для этого нужно легализовать отношения предпринимателя с таможенной и налоговой службами, а также с владельцами рынков.

Начать следует с простой переписи и регистрации людей, занятых в этой сфере. Но этому препятствует крайне низкая правовая культура, а также вполне понятное недоверие к властным структурам. Считается, что проблемы при взаимодействии с государственными органами несоизмеримо серьезнее, чем выгоды от обретения статуса легальности. Зарегистрировавшись как предприниматель, торгующий регистрирует и свою собственность. Налоговый комитет сейчас решает, каким образом определить стоимость его торгового места. Имея правоустанавливающие документы на собственность, предприниматель сможет получать под нее банковские кредиты, страховать свое имущество.

Людей нужно срочно выводить из системы разового талона, исключив администрацию рынка из списка заинтересованных. Даже если налоговые платежи будут производиться на месте, то можно установить кассовые аппараты, куда предприниматель будет заносить свой РНН, дату и пр. И таким образом формировать базу данных для всех уполномоченных государственных органов.

Некоторые эксперты считают, что имеет смысл перейти на патентную схему, а далее, если бизнес будет динамично развиваться, переходить на систему упрощенного налогообложения. И, подчеркивают все специалисты, обязательно нужно установить фискальные кассовые аппараты на каждом торговом месте.

Пожары, которые совсем недавно бушевали на одном из крупнейших рынков Алматы, уничтожили огромные состояния и выявили несовершенство установленных взаимоотношений с базаркомами. Когда торговцы попытались заставить администрацию рынка возместить ущерб, выяснилось, что они элементарно не были зарегистрированы, договоров не было, и, соответственно, их имущество было не застраховано. При этом торговцы исправно платили все положенные взносы и платежи. И все же они оказались абсолютно незащищенными в правовом поле. Если бы у них были договоры аренды с указанием прав и обязанностей подписывающих сторон, с прописанными обязанностями администрации при сдаче имущества на ответхранение, они смогли бы по суду возместить свои потери. Отношения между предпринимателями и владельцами рынков должны регулироваться системой публичных договоров. Причем платить все сборы нужно в одно место одноразовым платежом, и только безналичным способом.

Понятно, что не все предприниматели смогут пройти через разрешительную систему. Но, как сказал один казахстанский бизнесмен, если ты не можешь правильно оформить свое дело, как же ты будешь его успешно вести?

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики