Рынок лизинга: крутое пике

Рынок лизинга чутко реагирует на кризисное и посткризисное снижение инвестиций в обновление производства. Основными драйверами рынка остаются лизинг сельхозтехники и автотранспорта

Рынок лизинга: крутое пике

В 2011 году рынок лизинга Казахстана продолжил свое падение, которое длится вот уже третий год подряд. Сокращение объемов инвестиций в экономику снизило спрос на лизинг: объем новых сделок в 2011 году сократился почти в три раза по сравнению с пиковым 2008 годом. Такое сокращение бизнеса поменяло ориентиры лизинговых компаний: за последние три года средний размер контракта снизился в 3,4 раза, удвоилась доля более стабильного и массового сектора — автотранспорта, а объемы с крупным бизнесом сократились с 78% до 45% всего объема новых сделок.

Также третий год подряд снижается объем нового бизнеса (без учета данных КазАгроФинанс). В 2011 году падение составило почти 20% (в 2009 и 2010 годах уменьшение объема нового бизнеса составляло 55,4% и 5% соответственно). Основная причина падения объемов нового бизнеса — снижение динамики инвестиций в обновление основных средств, наблюдаемое в стране с 2008 года.

За 2011 год общая стоимость оборудования по новым сделкам снизилась на 6,2% (без учета данных АО «КазАгроФинанс»). Впрочем, годом раньше динамика снижения существенно замедлилась: 47,7% в 2010 году против 40,7% — в 2009-м.

Доля регионов в совокупном объеме новых сделок выросла с 45,7% до 73,9%. За 2011 год доля Алматы в новом бизнесе существенно уменьшилась, доли же северных регионов страны, наоборот, растут, что связано с увеличением объемов новых сделок в сегментах сельскохозяйственной техники и машиностроения.

Качественно изменилась структура нового бизнеса по сегментам экономики. Хотя лидером в отраслевой структуре нового бизнеса все еще является традиционно капиталоемкая сельскохозяйственная техника (40,1%), существенный прирост в абсолютном выражении показали легковые автомобили и автобусы, строительная техника и машиностроительное оборудование.

Посткризисное сужение

Рынок лизинга Казахстана в посткризисный период претерпевает радикальные изменения: существенно уменьшилось число активных игроков, снижаются объемы нового бизнеса, численность сотрудников исследуемых компаний сократилась на 30% за последние три года. Основная причина — снижение объемов инвестиций в экономику, в первую очередь в основные средства, то есть предметы лизинга.

Согласно данным Агентства РК по статистике, коэффициент обновления основных средств в республике с 2008 по 2011 годы снизился почти на треть: с 18% до 12,6%. Замедление в обновлении основных средств вызвано сокращением объемов инвестиций в экономику, и оно, в свою очередь, обусловило уменьшение спроса на предметы лизинга. При этом, поскольку львиную долю совокупного спроса на основные средства в Казахстане традиционно формируют средние и крупные компании, такие фундаментальные изменения в экономике естественным образом отразились на объемных характеристиках рынка лизинга (см. график 1).

Так, объем нового бизнеса казахстанских лизинговых компаний без учета данных государственного оператора поддержки сельского хозяйства, компании «КазАгроФинанс» (1), снизился за последние три года почти в три раза, а стоимость оборудования по новым заключенным сделкам уменьшилась еще больше — в 3,4 раза: с 30,4 млрд тенге в 2008 году до 8,8 млрд тенге в 2011 году. В результате с учетом того, что количество сделок за три года не изменилось, средняя стоимость оборудования по одной сделке в 2011-м составила уже не 42,7 млн тенге, как это было в восьмом году, а 12,4 млн тенге.

Таким образом, становится очевидным, что в результате кризиса лизинговый рынок в условиях снизившегося количества крупных клиентов и сделок разворачивается в сторону сделок меньшего объема, которые характерны для МСБ и розницы. Этот тренд подтверждается данными, предоставленными участниками исследования структуры нового бизнеса (2) по клиентам за 2010–2011 годы. Если в 2010 году доля крупного бизнеса в новых сделках составляла 78,2%, то в 2011-м она снизилась до 44,8%, уступив первое место компаниям среднего бизнеса, доля которых составила почти 49%.

Финансовый директор «Халык Лизинг» Арман Шарипов в связи с этим отметил: «Крупному бизнесу сейчас лизинг неинтересен. В связи со снижением процентных ставок в банках кредиты от банков являются предпочтительней для крупного бизнеса, так как это дешевле». Не в пользу лизинговых компаний, по его мнению, и тот факт, что лизингодатели в основном привлекают финансирование в банках. По данным анкетирования компаний, более 70% в источниках финансирования составляют займы. Это означает более высокие проценты для лизингополучателя, при этом снижение процентных ставок по кредитам, наблюдаемое в последнее время, сказывается на стоимости заимствования для лизинговых компаний с определенным временным лагом, который в зависимости от условий соглашения с банком может превышать один год.

В таких условиях лизинг для крупного бизнеса, безусловно, не является привлекательным инструментом. Однако он представляет интерес для компаний сектора МСБ — в силу их более ограниченных по сравнению с крупным бизнесом возможностей для фондирования, а также более мягких требований со стороны лизинговых компаний.

Снижение требований к лизингополучателям также стало одним из последствий снижения спроса на лизинг. Избыток ликвидности, снижение спроса и происходящее на этом фоне обострение конкуренции среди лизинговых компаний приводит их к необходимости быть менее требовательными к клиентам.

В результате сделки с МСБ в абсолютных показателях выросли почти в два с половиной раза — с 2,4 млрд тенге в 2010-м до 5,8 млрд тенге — в 2011-м. При этом объемы по крупному бизнесу снизились от 13,1 млрд тенге до 5,3 млрд тенге.

Снижение объемов нового бизнеса, закрытие ранее заключенных договоров, а также списание безнадежных за последние два года привели к сокращению текущего портфеля исследуемых лизинговых компаний (без учета данных КазАгроФинанс). На конец 2011 года он составил 69,4 млрд тенге (см. таблицу 1) и снизился за год на 15,4%, а относительно пикового 2009 года — на 18,4%.

[inc pk='22' service='table']

Лидеры рынка

Тройка лидеров рынка (по компаниям, участвующим в исследовании) по объему нового бизнеса в 2011 году: АО «КазАгроФинанс», АО «ЛК «Астана-Финанс» и АО «Темiрлизинг». В сумме на эти компании пришлось 85,6% объема новых сделок.

Первое место на рынке лизинга по объему новых сделок (32,4 млрд тенге) стабильно удерживает АО «КазАгроФинанс» (см. таблицу 2).

[inc pk='23' service='table']

1. Мы не учитываем данные КазАгроФинанс, поскольку в силу специфики своей деятельности эта компания не подвержена рыночным тенденциям.

2. Данные о структуре нового бизнеса по группам клиентов не предоставили ТОО «Astana Motors Leasing» и АО «Темiрлизинг».

АО «КазАгроФинанс» — лизинговая компания, реализующая проекты по сельскохозяйственной технике, была создана для реализации государственной политики поддержки аграрного сектора республики путем обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к финансовым средствам. Доля крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 66,9%, что было характерно для компании и в предыдущие годы.

На втором месте по объему новых сделок (6,1 млрд тенге) — АО «ЛК «Астана-Финанс». Рост объема новых сделок за указанный период составил 72,1%. Доля рынка компании увеличилась с 9,8% до 12,7%. В течение 2011 года объем новых сделок ЛК «Астана-Финанс» стабильно увеличивался; при этом стоит отметить, что в III-м квартале наблюдался положительный скачок в размере 4,5 млрд тенге — он связан с ростом заключенных сделок в сегменте «сельскохозяйственная техника».

АО «БРК-Лизинг» потеряло позиции и опустилось на четвертое место (по итогам 2010 года было второе место). Это связано с уменьшением новых сделок в сегменте «железнодорожная техника». АО «БРК-Лизинг» является основным оператором государственной программы «Производительность- 2020». По этой программе было одобрено семь проектов общей стоимостью более 54 млн долларов, доля участия составляет 57,4%. Согласно стратегии, компания планирует в 2012 году одобрить долгосрочное лизинговое финансирование предприятий на сумму более 30 млрд тенге. Трансформация структуры объема нового бизнеса связана с изменением стратегии АО «БРК-Лизинг». Представители компании этот факт комментируют следующим образом: «В 2011 году основной задачей была реструктуризация проблемных лизинговых сделок, а также велась подготовительная работа к привлечению качественных проектов по программе «Производительность-2020». Учитывая объем уже одобренных и финансируемых лизинговых сделок, компания прогнозирует существенный рост лизингового портфеля в 2012 году.

Структура рынка в разрезе текущего портфеля почти не изменилась, основные игроки сохранили свои позиции. Как и в прошлом периоде, крупнейшим игроком на рынке остается АО «КазАгроФинанс» с долей 60,3% (см. таблицу 3). В позиционной структуре рынка лизингодателей с 2008 года наблюдается перераспределение между компаниями второго эшелона. Пять из восьми компаний показали отрицательную динамику по итогам 2011 года. Максимальное уменьшение текущего портфеля за 2011 год наблюдается у АО «БРК-Лизинг» (–24,7%).

[inc pk='24' service='table']

Первое место на рынке лизинга по количеству новых сделок также занимает АО «КазАгроФинанс» с долей 64,9% от рынка (см. таблицу 4). За 2011 год количество сделок с участием компании выросло на 64,4%. Второе место заняло ТОО «Райффайзен Лизинг Казахстан» с увеличением числа сделок на 107,9%.

[inc pk='25' service='table']

Где какой спрос

В силу отсутствия сведений этот раздел подготовлен без учета данных АО «КазАгроФинанс».

Прежде всего следует отметить, что анализ территориального распределения лизинговых сделок в Казахстане, по нашему мнению, может носить достаточно субъективный характер в силу одной особенности: заключение договоров лизинга производится с головным офисом, который зачастую компании предпочитают размещать в Алматы либо в Астане, а само производство — в регионах.

Этот факт следует учитывать и при рассмотрении того, что доли этих городов являются крупнейшими в территориальной структуре сделок по итогам 2011 года, а также оценивая динамику: двукратное снижение доли Алматы в структуре новых сделок — с 54,3% до 26,1% (см. графики 3, 4) и рост доли Астаны — с 19,5% до 25,1% в 2011 году.

Помимо Алматы и Астаны, наибольший объем сделок лизинговых компаний приходится на сельскохозяйственные Костанайскую и Северо-Казахстанскую области — там традиционно формируется спрос на лизинг сельскохозяйственной техники, а также машиностроительного оборудования. Работают в этих областях преимущественно лизинговая компания «Астана-Финанс» и «БРК-Лизинг». Третьей крупнейшей областью, создающей спрос на лизинг оборудования, является нефтеносная Западно-Казахстанская область.

В целом диверсификация по регионам улучшилась: на 1 января 2012 года индекс Херфиндаля–Хиршмана (HHI) составил 0,16 (на 1.01.2011-го HHI=0,35). Тройку лидеров по сделкам в Алматы за 2011-й год составили компании «Лизинг групп», «Темiрлизинг» и «Astana Motors leasing». Суммарно названные компании обеспечили 69,4% новых сделок, приходящихся на южную столицу.

Сегменты оборудования

При расчете структуры нового бизнеса лизинговых компаний не учитывались данные АО «Лизинг-Групп», АО «Халык-Лизинг» и «КазАгроФинанс», так как они не были предоставлены.

Сегменты оборудования — предметы лизинга — также в 2011 году претерпели существенные изменения. В целом существенно улучшилась диверсификация по отраслям: значение коэффициента HHI (Херфиндаля — Хиршмана) на начало 2012 года было 0,22, что лучше показателя на начало 2011 года, который составил 0,31.

В первую очередь следует отметить более чем двукратное увеличение доли автотранспорта. Здесь наиболее заметно в 2011 году вырос объем сделок с легковыми автомобилями — на 141%, а также автобусами и микроавтобусами — на 80%.

Рост сделок с легковым автотранспортом вызван увеличением объемов реализации автотранспорта в целом по стране, что, по мнению генерального директора ТОО «Райффайзен Лизинг Казахстан» Егора Журавлева, связано с отменой режима импорта легковых автомобилей на льготных условиях физическими лицами в середине 2011 года. Если в период действия режима приобретать автотранспорт компаниям было выгодней через частных лиц, то после окончания его действия они переориентировались на приобретение автотранспорта у дилеров.

По данным консалтинговой компании «Qncepto», в 2011 году продажи у автодилеров составили 44636 автомобилей, что на 107,03% превышает показатели 2010 года. Из них 54% пришлось на российских производителей, 17,5% — на казахстанские автосборочные предприятия, 18,4% — на производителей дальнего зарубежья, и 10% — на Узбекистан и Украину.

Рост объемов реализации автотранспорта продолжился и в 2012 году. По данным «Qncepto», объем реализации за 8 месяцев 2012 года вырос на 125% к соответствующему периоду прошлого года. Столь динамичный рост объемов реализации автотранспорта делает этот сегмент для лизинговых компаний одним из наиболее перспективных.

Также одним из наиболее перспективных сегментов остается лизинг сельскохозяйственной техники. В 2011 году этот сегмент увеличился по сравнению с предыдущим годом на 24,4 п.п. и составил, без учета данных КазАгроФинанс, самую большую долю в структуре портфеля новых сделок казахстанских лизинговых компаний: 40,1%, или 4,6 млрд тенге.

Практически весь объем сделок в этом сегменте из предоставивших соответствующие данные лизинговых компаний обеспечила ЛК «Астана-Финанс». Эта компания активно работает в направлении лизинга для сельского хозяйства, являясь лизинговым партнером ведущих дилеров сельскохозяйственной техники.

Фактически «Астане-Финанс» приходится конкурировать с государственной КазАгроФинанс. Через этого оператора государство предоставляет фермерам льготное финансирование на приобретение техники. По данным с сайта КазАгроФинанс, финансирование осуществляется под 4% годовых (эффективная ставка) за счет бюджетных средств под 8% — за счет собственных средств и под 10,4% — за счет привлеченных на рынке капитала.

Для сравнения: лизинговая компания «Астана-Финанс» осуществляет финансирование под ставку 6 мес. LIBPOR +11,535%, или около 12%. Столь существенная разница в процентных ставках рыночных лизинговых компаний и КазАгроФинанс, с одной стороны, существенно снижает возможность входа на этот рынок большего количества игроков, с другой — такое положение продиктовано острой необходимостью в обновлении основных фондов фермерских хозяйств.

Впрочем, рост цен на продовольствие во всем мире, который происходит на фоне превышения объемов потребления над производством сельскохозяйственной продукции, повышает инвестиционную привлекательность этой отрасли. Так, согласно данным Агентства РК по статистике, динамика инвестиций в основные средства в сельскохозяйственном секторе превышает среднее значение по Казахстану (см. таблицу 5).

[inc pk='26' service='table']

Рост инвестиционной привлекательности сектора АПК предопределяет дальнейшее функционирование лизинга сельскохозяйственной техники как одного из наиболее перспективных сегментов оборудования для лизинговых компаний Казахстана.

Впрочем, кризис в лизинговой деятельности, который наблюдается последние три года, внес существенные коррективы в структуру предметов лизинга.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?