Упавшее небо

«Координаты “Скайфолл”» Сэма Мендеса оказались достойным даром к юбилею Джеймса Бонда

Упавшее небо

Джеймсу Бонду в этом году пятьдесят, хотя полвека назад в «Докторе Но» он явился на свет мужчиной зрелым. Ему, конечно, дана редкая способность, не старея, переходить из тела в тело, но ведь и у души есть срок годности. Не пора ли на покой? Вопрос законный. Особенно с учетом того, что предыдущая картина «Квант милосердия», в которую было вложено немало средств и усилий, оказалась, по общему мнению, самой слабой частью бондианы. Финита ля комедия, настало время умирать — или, по меньшей мере, уходить на пенсию.

От этих мыслей невозможно избавиться на первых десяти минутах новой, 23-й и в то же время юбилейной, картины об агенте 007 «Координаты “Скайфолл”». Вот он, старичок, входит в конспиративную квартиру, полную трупов. Вот преследует по узким улочкам восточного города — кажется, турецкого? — злодея. Вот он в джипе — за рулем эффектная дама, которая годится ему в дочери, но чувства к Бонду испытывает явно не дочерние. Раздолбали машины — пересели на мотоциклы, погнали прямиком по крышам (теперь точно видно: Стамбул). Стоп, где-то мы это только что видели… Верно, погоня по стамбульским крышам — главный трюк недавней «Заложницы 2», для Бонда — седьмой воды на киселе, даже не вторичной, а третичной. Но вот они бросили мотоциклы и теперь сражаются на крыше поезда. Видели в тысяче фильмов, знаем. Далее Бонд усаживается за штурвал экскаватора, пытается атаковать соперника ковшом. Но и это уже было — кажется, у Спилберга в прошлогоднем «Тинтине». Сплошное дежавю.

Капитулируют и авторы фильма. Раздается выстрел. Джеймс Бонд падает с моста, даже не успев прихватить с собой соперника. Тонет. Умирает. Идут титры (нет, не финальные — начальные). И пока мы привычно наблюдаем за дизайнерскими красотами — на сей раз подводными — и красотками, баюкающими гибнущего 007, есть время задуматься. Например, осознать, что самая популярная британская певица Адель, выводящая рулады за кадром, и самый популярный британский спецагент, годящийся ей-то уже в дедушки, имеют нечто общее, а именно: недюжинный потенциал, который подчас используется не по адресу.

Многие песни Адели довольно примитивны, но поет она красиво. А у Бонда полным-полно дурацких фильмов, начиная с «Кванта милосердия». Но если за обоих возьмется Сэм Мендес, случится настоящее чудо. Как саундтрек «Skyfall» — один из лучших в истории франшизы, так и картина «Координаты “Скайфолл”» — настоящее восстание из мертвых. «Мое хобби — воскресать», — нагло заявит Бонд чуть позже в беседе со своим оппонентом, мегазлодеем Сильвой. Что ж, чтобы ожить, сначала надо умереть.

Первые минуты фильма полны жанровых клише, но в последующих двух часах их почти нет: смотришь раскрыв рот. Не подумайте, что Мендес, будучи оскароносцем (других таких заслуженных режиссеров в истории бондианы не было) и маститым театральным постановщиком, специалистом по Шекспиру и Чехову, оригинальничает. Напротив, он знает правила игры назубок. Есть и суровая начальница М, и оружейник-технарь Кью, даже влюбленная в агента 007 секретарша Манипенни, от которой в сериях с Дэниелом Крейгом вроде решили отказаться, мелькает в кадре. Погони, перестрелки, двойные агенты и угрозы терактов, которые в какой-то момент начинают осуществляться. Экзотические командировки в Шанхай, где Бонд преследует неуловимого киллера, впечатляющая сцена в казино Макао на китайский Новый год, где герой делает отчаянную ставку и бросает вызов гигантскому плотоядному варану (здесь что ни кадр, то цитата из предыдущих частей бондианы). И все-таки Мендесу удается невозможное: свежий взгляд на мифологию 007. Подобно вышеупомянутому Кью, он насильно приводит неотесанного Бонда в Национальную галерею и усаживает перед полотном Тернера. Если включить фантазию, в классике всегда можно найти источник для вдохновения и сотворить из нее нечто стопроцентно неожиданное.

К пятидесятилетию Мендес подарил своему герою вторую молодость. Никто не вечен, и вот уже Джеймс Бонд не проходит ни одного теста в родной MI6, а на подбородке щетина вся седая. Но Мендес позаботится о том, чтобы вновь выбрить его начисто, а потом отправить в детство. Из изнурительных поездок по всему миру — на родину в Великобританию, где (впервые в истории франшизы и впервые в творчестве англичанина Мендеса!) разворачивается действие «Координат “Скайфолл”». Из холодных объятий чужих красоток — в материнские руки всеведущей М. Для этого режиссера персонаж Джуди Денч никак не могла остаться обычным артефактом, как для его предшественников, ведь в его постановке она когда-то играла Раневскую: тут М — героиня центральная, ничуть не менее важная, чем сам Бонд. Выясняя отношения с родиной и семьей (какая еще может быть семья у агента-сироты, кроме коллег по работе), 007 встретится не с обычным негодяем, а со своим глумливым альтер эго. Колоритный на грани пародии Хавьер Бардем — бывший сотрудник MI6, решивший отречься от всех принципов во имя личного счастья. Того самого, чего решительно не хватает одинокому бедолаге Джеймсу.

А в финале — выяснение отношений не с мировым терроризмом, который утомил до зевоты еще три серии назад, а с самим собой, стареющим мальчиком с тоской в глазах. В ностальгическом порыве он стремится туда, где все начиналось: в Шотландию, на родину придуманного Яном Флемингом героя. Там и обнаружится смысл топонима Skyfall — «падающее небо». Ведь в Шотландии, как известно, нет политики и постылой актуальности, а есть лишь умопомрачительные пейзажи, старые замки, звездное небо над головой да таинственный закон внутри нас, который Джеймс Бонд в первый раз за 23 фильма попытается разгадать.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом