Через Каспий напрямик

Начало эксплуатации железнодорожной паромной переправы из Актау в Махачкалу позволит увеличить объемы транспортировки отечественной нефти в российском направлении

Через Каспий напрямик

На минувшей неделе министр транспорта России Игорь Левитин и министр транспорта и коммуникаций Казахстана Аскар Мамин обсудили в Москве возможность подписания соглашения об организации прямого международного железнодорожно-паромного сообщения через порты Махачкала и Актау. Ранее начальник управления морской и речной деятельности федерального Агентства морского и речного транспорта РФ Вячеслав Гаврилов сообщил, что соглашения об открытии регулярной паромной переправы между портами Астрахани, Махачкалы и Актау проходят межведомственные экспертизы. Предполагается, что подписаны они будут в августе текущего года.

На пароме по морю

По своей специализации паромные суда разделяются на железнодорожные и пассажирско-автомобильные. Первые специализируются на перевозке железнодорожных вагонов и большегрузной колесной техники и, как правило, привязаны к определенным переправам (например, Баку Красноводск на Каспии, Ильичевск Варна на Черном море, Ванино Холмск в Татарском проливе, Клайпеда   Мукран на Балтике). Вторые хотя и имеют традиционные маршруты, более мобильны в их выборе, поскольку принцип "колеса море" осуществляется более простыми береговыми сооружениями, чем принцип "рельсы море".

Между Махачкалой и Актау будут плавать железнодорожные паромы. Начальник отдела коммерческой и грузовой работы Актауского международного морского порта Болат Жансугуров сообщил, что недавно российские специалисты побывали в Актау и осмотрели все причальные сооружения. Технически порты России и Казахстана готовы к приему железнодорожных паромов. Реконструирован паромный причал в Актау, построен причал в Махачкале. Заканчивается строительство четырех новых паромов на хорватской верфи "Ульяник". Общая стоимость проекта по запуску паромной линии составляет около 80 млн долларов. Строительство и эксплуатация паромов для перевозки грузов между портами Каспийского моря совместный проект группы "Промышленные инвесторы" и Махачкалинского торгового порта. Портом для базирования новых железнодорожных паромов выбрана Махачкала.

По словам Болата Жансугурова, в ноябре прошлого года в порт Актау для ознакомления и "примерки" причалов прибыл первый (головной) из четырех железнодорожных паромов типа "Махачкала-1", принадлежащий российской судоходной компании "Аншип".

Переправа рассчитана на паромы типа "Петровск", которые будут работать по ежедневному графику на маршрутах: Махачкала Туркменбаши и Махачкала Актау. Пропускная мощность железнодорожной паромной переправы составляет более 20 тыс. вагонов в год. Каждый паром вмещает 24 железнодорожных вагона. Г-н Жансугуров уточнил, что для регулярного принятия в порту новых железнодорожных российских паромов придется несколько изменить портовую инфраструктуру, так как по габаритам и некоторым параметрам новые суда не смогут обслуживаться в порту Актау.

Увеличить грузопоток

В настоящее время существует паромное сообщение между портами Оля (Астрахань) и Актау, которое было открыто в мае 2001 года. Паромы типа "Акварама" позволяют перевозить более 30 большегрузных и свыше 120 легковых машин, а также 60 пассажиров. По маршруту Актау Астрахань планировалось переправлять нефтяное оборудование, металлопрокат и нефтепродукты, зерно. Однако из-за малого объема пассажиро- и грузоперевозок сообщение проводится нерегулярно или практически отсутствует."Все мы ожидали, что паром будет постоянно курсировать, но здесь такая проблема: с одной стороны, непоследовательная политика со стороны судовладельца, с другой небольшой поток грузов. А чтобы эта линия существовала, нужно хотя бы какое-то время поработать себе в убыток, зарекомендовать себя", поясняет г-н Жансугуров.

Вся транспортировка будет проходить по транспортному коридору "Север Юг", который представляет собой смешанный (мультимодальный) маршрут: железная дорога море железная дорога море (или в обратном порядке с юга на север). По словам Болата Жансугурова, маршрут из Махачкалы в Актау уже опробован в техническом плане и рассчитан на перевозку в основном нефти. "Думаю, что эта линия будет запущена в этом году", говорит он. Полноценная перевозка нефти паромом по маршруту Актау Махачкала позволит сократить сроки обработки грузов и увеличить объем экспортно-импортных операций в целом. Коридор для транспортировки казахстанских энергоносителей через Махачкалу имеет все возможности к росту, российская сторона планирует увеличить мощности по перевалке казахстанской нефти в махачкалинском порту до 57 млн тонн в год.

[inc pk='473' service='table']
Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики