Через Каспий напрямик

Начало эксплуатации железнодорожной паромной переправы из Актау в Махачкалу позволит увеличить объемы транспортировки отечественной нефти в российском направлении

Через Каспий напрямик

На минувшей неделе министр транспорта России Игорь Левитин и министр транспорта и коммуникаций Казахстана Аскар Мамин обсудили в Москве возможность подписания соглашения об организации прямого международного железнодорожно-паромного сообщения через порты Махачкала и Актау. Ранее начальник управления морской и речной деятельности федерального Агентства морского и речного транспорта РФ Вячеслав Гаврилов сообщил, что соглашения об открытии регулярной паромной переправы между портами Астрахани, Махачкалы и Актау проходят межведомственные экспертизы. Предполагается, что подписаны они будут в августе текущего года.

На пароме по морю

По своей специализации паромные суда разделяются на железнодорожные и пассажирско-автомобильные. Первые специализируются на перевозке железнодорожных вагонов и большегрузной колесной техники и, как правило, привязаны к определенным переправам (например, Баку Красноводск на Каспии, Ильичевск Варна на Черном море, Ванино Холмск в Татарском проливе, Клайпеда   Мукран на Балтике). Вторые хотя и имеют традиционные маршруты, более мобильны в их выборе, поскольку принцип "колеса море" осуществляется более простыми береговыми сооружениями, чем принцип "рельсы море".

Между Махачкалой и Актау будут плавать железнодорожные паромы. Начальник отдела коммерческой и грузовой работы Актауского международного морского порта Болат Жансугуров сообщил, что недавно российские специалисты побывали в Актау и осмотрели все причальные сооружения. Технически порты России и Казахстана готовы к приему железнодорожных паромов. Реконструирован паромный причал в Актау, построен причал в Махачкале. Заканчивается строительство четырех новых паромов на хорватской верфи "Ульяник". Общая стоимость проекта по запуску паромной линии составляет около 80 млн долларов. Строительство и эксплуатация паромов для перевозки грузов между портами Каспийского моря совместный проект группы "Промышленные инвесторы" и Махачкалинского торгового порта. Портом для базирования новых железнодорожных паромов выбрана Махачкала.

По словам Болата Жансугурова, в ноябре прошлого года в порт Актау для ознакомления и "примерки" причалов прибыл первый (головной) из четырех железнодорожных паромов типа "Махачкала-1", принадлежащий российской судоходной компании "Аншип".

Переправа рассчитана на паромы типа "Петровск", которые будут работать по ежедневному графику на маршрутах: Махачкала Туркменбаши и Махачкала Актау. Пропускная мощность железнодорожной паромной переправы составляет более 20 тыс. вагонов в год. Каждый паром вмещает 24 железнодорожных вагона. Г-н Жансугуров уточнил, что для регулярного принятия в порту новых железнодорожных российских паромов придется несколько изменить портовую инфраструктуру, так как по габаритам и некоторым параметрам новые суда не смогут обслуживаться в порту Актау.

Увеличить грузопоток

В настоящее время существует паромное сообщение между портами Оля (Астрахань) и Актау, которое было открыто в мае 2001 года. Паромы типа "Акварама" позволяют перевозить более 30 большегрузных и свыше 120 легковых машин, а также 60 пассажиров. По маршруту Актау Астрахань планировалось переправлять нефтяное оборудование, металлопрокат и нефтепродукты, зерно. Однако из-за малого объема пассажиро- и грузоперевозок сообщение проводится нерегулярно или практически отсутствует."Все мы ожидали, что паром будет постоянно курсировать, но здесь такая проблема: с одной стороны, непоследовательная политика со стороны судовладельца, с другой небольшой поток грузов. А чтобы эта линия существовала, нужно хотя бы какое-то время поработать себе в убыток, зарекомендовать себя", поясняет г-н Жансугуров.

Вся транспортировка будет проходить по транспортному коридору "Север Юг", который представляет собой смешанный (мультимодальный) маршрут: железная дорога море железная дорога море (или в обратном порядке с юга на север). По словам Болата Жансугурова, маршрут из Махачкалы в Актау уже опробован в техническом плане и рассчитан на перевозку в основном нефти. "Думаю, что эта линия будет запущена в этом году", говорит он. Полноценная перевозка нефти паромом по маршруту Актау Махачкала позволит сократить сроки обработки грузов и увеличить объем экспортно-импортных операций в целом. Коридор для транспортировки казахстанских энергоносителей через Махачкалу имеет все возможности к росту, российская сторона планирует увеличить мощности по перевалке казахстанской нефти в махачкалинском порту до 57 млн тонн в год.

[inc pk='473' service='table']
Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее