Не конкуренты, а партнеры

В преддверии проведения Форума приграничного сотрудничества России и Казахстана, который должен состояться в Екатеринбурге осенью 2013 года, два ведущих университета этих стран начали обсуждение путей казахстанско-российского сотрудничества в сфере образования и науки

Галымкаир Мутанов
Галымкаир Мутанов

Формат проекта пока точно не известен, но совместная работа в научно-образовательной сфере уже ведется. Как выяснилось на встрече ректоров Казахского национального университета им. Аль-Фараби (КазНУ) Галымкаира Мутанова и Уральского федерального университета (УрФУ) Виктора Кокшарова, специально прилетевшего в Алматы, точек соприкосновения и общих направлений у вузов достаточно.

Начинать с образования

Как считает Виктор Анатольевич Кокшаров, повышение конкурентоспособности и модернизацию экономик России и Казахстана нужно начинать с самого главного — с образования. «Сколько бы мы ни говорили о модернизации промышленности и сельского хозяйства, все дело в кадрах. Есть большая потребность в квалифицированных специалистах. Надо вывести научные исследования и разработки на новый уровень и коммерциализировать их. Это задача университетов — значит, надо поднимать их уровень. Нужно, чтобы лучшие вузы Казахстана и России стали в один ряд с Массачусетским технологическим институтом, Стэнфордом, Беркли, Оксфордом и Гарвардом. Это можно сделать, не только сосредотачивая в них ресурсы, но и повышая уровень университетского менеджмента и управления, придавая тем самым новый импульс развитию образования и науки своих стран. Университеты, имеющие под собой основу и опыт, могут, конечно, добиваться этого в одиночку. Но лучше объединиться. Мы здесь не столько конкуренты, сколько идем в одной упряжке к одной цели», — уверен он.

Войти в топ лучших

В России можно выделить группу ведущих университетов: восемь федеральных (девятый будет создан на Северном Кавказе), а также двадцать девять национальных исследовательских университетов и еще два — особого статуса: Московский и Санкт-Петербургский. На все эти вузы президент и правительство обращают особое внимание и предоставляют им дополнительные финансовые и административные ресурсы для развития, требуя при этом быстрой отдачи. В Казахстане, как и в России, существуют университеты с особым национальным статусом, получающие поддержку со стороны государства. Согласно генеральному казахстанскому рейтингу вузов-2012, в тройку ведущих многопрофильных вузов Казахстана вошли Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби и Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова.

Но, помимо рейтингов внутри страны, существуют и авторитетные мировые рейтинги. Отдача от университетов должна заключаться не только в том, что вузы конкурируют между собой в России или в Казахстане и получили у себя в стране особый статус: они должны встать на один уровень с ведущими мировыми университетами, уверены ректоры.

Полгода назад президент России поставил перед вузами задачу: к 2020 году как минимум пять российских вузов должны войти в первую сотню одного из трех мировых рейтингов. В Казахстане к 2020 году ведущими мировыми университетами должны стать два вуза.

Казахский национальный университет им. Аль-Фараби в этом году занял 390-е место в рейтинге топ-400 QS WUR и по результатам предыдущего года (440-е место) продвинулся вверх на 50 позиций. Из казахстанских вузов его обогнал Евразийский национальный университет (369-е место). В этом же рейтинге Уральский федеральный университет среди российских вузов занимает шестое место и вошел в 500 лучших университетов мира.

Критерий критерию рознь

Но далеко не все критерии оценки вузов объективны и применимы в российско-казахстанских реалиях. Один из важных показателей ведущих мировых рейтингов — наличие нобелевских лауреатов среди выпускников. Нашим вузам до этого пока далеко, уверены их ректоры, более важным является наличие научной академической среды. Так, по словам Галымкаира Мутанова, в КазНУ за последние два года с целью обмена опытом побывали пять нобелевских лауреатов.

Существует и такой показатель, как трудоустройство выпускников по специальности, который, по мнению Виктора Анатольевича, абсолютизировать нельзя, так как его сложно объективно проверить. «Трудоустраивается 93 процента наших выпускников. Но это условный показатель. Никто не заставляет студента устраиваться на работу по конкретно полученной специальности. Если он устроился в смежной области — считать ли это устройством по специальности? Например, если философ или политолог стал маркетологом или пиарщиком — это по специальности или нет? Хорошо, если студент работает по специальности, но если он обеспечил себе карьерный рост, работая в другой области, тоже неплохо. Главное, что у него есть университетская база, давшая ему путевку в жизнь», — уверен он. По мнению ректоров, их вузы, сотрудничая и изучая накопленный позитивный опыт, помогут друг другу продвинуться выше по рейтинговой лестнице.

И физики, и лирики

Ректоры выяснили, что у университетов много сходных направлений развития в сфере естественных наук: нанотехнологий, химических технологий, фармацевтики и медицины, ядерной физики и энергетики. Хотя в обоих университетах развиты не только инженерно-техническая и естественнонаучная базы, но также и гуманитарное направление. Сейчас, в силу рейтинговых предпочтений, больше внимания уделяется естественно-техническому направлению. «Там делается больше публикаций. А гуманитариям опубликоваться в международных журналах сложнее. Впрочем, как и получить международное признание. Но это не значит, что мы откажемся от гуманитариев. Они не менее важная точка притяжения. У нас большой конкурс на гуманитарные специальности. Абитуриенты приходят с высокими баллами. Талантливых гуманитариев много», — поясняет ректор УрФУ. «К тому же инженер должен быть человеком высокой культуры и открыт инновациям — только в этом случае он сможет сделать значительные разработки и открытия», — считает Галымкаир Мутанов.

[inc pk='1098' service='media']

Вузы уже готовы к обмену студентами по семестровым программам и хотят направлять преподавателей для чтения курсов лекций, а также для совместных научно-исследовательских разработок. В Уральском федеральном университете есть оборудование, которое может быть использовано для совместных проводимых учеными двух университетов экспериментов. Есть материалы, наработанные в области нанотехнологий. Лаборатории университета оснащены современным оборудованием в области материаловедения и физической химии. По словам Виктора Анатольевича, государство вложило в техническое обеспечение университета большие средства: «Ежегодно из федерального бюджета только на цели развития поступает один миллиард рублей, что позволяет приобретать (более чем на 500 миллионов в год) новое оборудование. Мы покупаем современные научные приборы стоимостью 200–300 миллионов». Покупка оборудования всегда связана с обучением научно-технического персонала. Также ученые университетов могут делать совместные публикации в журналах, издаваемых вузами.

У университетов много интересных наработок и в области социальной работы. Например, кодекс корпоративного поведения, принятый в КазНУ. В УрФУ действуют своя государственная пенсионная программа, программа поддержки и улучшения жилищных условий, а также программа медицинского страхования сотрудников, развито студенческое самоуправление.

От знаний к компетенции

Ректоры признают необходимость единого национального тестирования выпускников школ и стандартизации системы высшего образования в рамках Болонского процесса.

«Если мы решились сказать А, надо сказать и Б. А мы решили перейти к двух- и трехуровневой системе подготовки специалистов. И мы идем по этому пути потому, что мы — в глобальном тренде и хотим конкурировать с международными университетами», — резюмировал Виктор Анатольевич. С ним согласился и Галымкаир Мутанов. На встрече было отмечено, что Болонская модель нацеливает на серьезное отношение к практике, что она ориентирована не на оценку знаний, а на усиление компетенции. Практика занимает львиную долю в процессе кредитного обучения. «Более 27 аудиторных часов ставить запрещено, остальные приходятся на практические и индивидуальные занятия», — пояснил ректор УрФУ. Поэтому вузы обязаны сотрудничать с промышленными предприятиями. Сейчас УрФУ совместно с Уральской горно-металлургической компанией создает мощный образовательный центр. Причем компания вкладывает один миллиард собственных средств. А университет со своей стороны — 70 миллионов рублей, которые пойдут на разработку учебных программ, обустройство лабораторий и покупку оборудования для научно-производственного объединения автоматики. «Прямо на предприятии мы создали классы подготовки магистров. И ребята, еще не получив диплома магистра, работают на предприятии конструкторами и инженерами. Они пишут свои магистерские диссертации в интересах предприятия», — рассказал ректор. УрФУ — многоцелевой вуз, в нем 382 направления. Поэтому Уральская горно-металлургическая компания — не единственный его партнер. Есть и другие: Газпром, Роскосмос, ОГК, НЛМ, МРСК и Росатом. В сотрудничестве с университетом заинтересованы и мелкие предприятия. «Сейчас происходит смена поколений, и мелкие предприятия тоже испытывают кадровый голод. Поэтому даже доплачивают преподавателям и выплачивают стипендии студентам», — описал ситуацию Виктор Анатольевич.

В обозримом будущем университеты планируют выходить на программу двойной аттестации, когда выпускники обоих вузов будут получать сразу два диплома — УрФУ и КазНУ, что, по мнению ректоров, многократно расширит возможности их трудоустройства. В прошлом году обучение в УрФУ выбрали 300 казахстанцев, в нынешнем их число снизилось до 50. В КазНУ, по словам его ректора, сегодня учатся около ста россиян.

УрФУ уже сотрудничает с Кустанайским и Карагандинским университетами, в том числе в рамках подготовки магистрантов сетевого университета СНГ, а также университета Шанхайской организации сотрудничества.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики