Газовый фактор

Общий объем запасов газа в нашей стране выглядит внушительным, но ограничения трубопроводной системы и удаленность конечных рынков сбыта не позволяют использовать потенциал отрасли в полной мере

Газовый фактор

Разведанные запасы природного газа в Казахстане составляют 3,3 трлн кубометров, что составляет 2,2% мировых запасов, прогнозные запасы – 6–8 трлн кубометров. По уровню запасов Казахстан уже догнал Туркменистан и Узбекистан, быстро приближаясь к ним также по показателям добычи и экспорта. Однако следует учитывать, что более 70% газа является попутным, то есть сопровождает месторождения нефти, и сосредоточено на трех крупнейших нефтегазовых месторождениях: Тенгизе, Кашагане, Карачаганаке. Попутный газ нефтяникам выгоднее обратно закачивать в скважины для увеличения нефтеотдачи месторождений, чем производить его очистку и получать товарный газ или конечные продукты переработки. В итоге реальные запасы газа в стране более скромные по сравнению с заявленной цифрой общих запасов.

Газовые месторождения находятся на значительном расстоянии от крупных городов и не соединены с ними газопроводами, а экспорт газа из страны можно производить только через монопольную систему российского «Газпрома». Поэтому складывается парадоксальная ситуация: обладая избыточными ресурсами газа, Казахстан вынужден ежегодно импортировать более 2 млрд кубометров для внутреннего потребления, причем периодически возникает дефицит в крупных городах страны: Алматы и Шымкенте.

На определенной стадии технологического цикла добычи нефти возможности по обратной закачке попутного газа уменьшатся, и проблема его переработки встанет во весь рост. До недавнего времени до 3 млрд кубометров попутного газа сжигалось в факелах и списывалось в качестве технологических потерь, нанося значительный экологический ущерб. В атмосферу выбрасывались десятки тысяч тонн вредных веществ, но недропользователи предпочитали платить многомиллионные экологические штрафы. В декабре 2004 года парламентом страны приняты поправки к закону о нефти, предусматривающие запрет на разработку нефтяных месторождений без полной утилизации попутного газа. Однако в связи с невозможностью быстрого выполнения требований законодательства действие поправки неоднократно откладывалось.

Добыча газа растет быстрыми темпами, удвоившись всего за десятилетие и превысив порог 20 млрд кубометров ежегодно. Но это цифры добычи сырого газа, если же учесть, какая его часть принимает товарную форму, то внутреннее потребление в 2005 году составило около 6 млрд кубометров, экспорт – более 7 млрд кубометров. Около 4 миллиардов кубометров перерабатывается в сжиженный газ. При этом, как уже упоминалось, более 2 млрд кубометров газа импортируется.

Газовый пасьянс

Наибольшие доходы Казахстан пока получает от транспортировки транзитного газа. После разрыва единой союзной газотранспортной и добывающей сети идет довольно трудный и конфликтный процесс построения системы отношений между российскими и центральноазитскими поставщиками газа. Наиболее рациональной является схема взаимных поставок и замещений, по которой северные области Казахстана покупают газ в России, а южные области – в Узбекистане. Россия, в свою очередь, покупает казахстанский газ с побережья Каспия. Для организации и проведения этих схем поставок создано совместное предприятие «КазРосгаз», ежегодно направляющее до 7 млрд кубометров газа с Карачаганакского, Тенгизского и Толкынского месторождений для очистки на газоперерабатывающий завод в Оренбурге. Часть газа возвращается в Казахстан для реализации внутри республики, часть передается «Газпрому» для реализации на рынках дальнего зарубежья.

Сбыт на европейский рынок возможен только через «Газпром», который получает газ от стран Центральной Азии и транспортирует в Европу, продавая по более высоким ценам. Реэкспорт центральноазиатского газа «Газпромом» растет вместе с ростом потребления газа в Европе, однако у российской компании есть альтернатива – разрабатывать гигантское газовое месторождение на Ямале или же закупать более дешевый каспийский газ в Казахстане объемом до 60 млрд куб. м в год. В последнем случае потребуется строительство Прикаспийского газопровода.

Ключевую роль в транзите и экспорте товарного газа играет «КазТрансГаз» – дочернее предприятие «КазМунайГаза», обладающее газотранспортной системой протяженностью 10 тыс. км с годовой пропускной способностью до 190 млрд кубометров тремя газоперерабатывающими заводами общей проектной мощностью переработки 6,85 млрд куб. м газа в год и тремя подземными газохранилищами. За счет бюджетных средств уже построен газопровод для снабжения Кызылорды. «КазТрансГаз», будучи транспортной компанией, занялся добычей, приступив к разработке Амангельдинской группы месторождений (Жамбылская область), где в прошлом году добыто более 300 млн кубометров газа. Данный проект имел для компании больше социальную направленность, чем рыночный интерес – сказывается специфика монополиста, находящегося в государственной собственности. За счет амангельдинского газа обеспечиваются потребности населения Жамбылской области. «КазТрансГаз» также начал экспансию на зарубежные рынки: планируется покупка газораспределительной компании столицы Грузии Тбилиси – АО «Тбилгаз». Уже создано совместное предприятие «КырКазГаз» с передачей в доверительное управление активов киргизского участка магистрального газопровода Бухарский газоносный район – Ташкент – Бишкек – Алматы.

В настоящее время рассматриваются проекты по экспорту сжиженного газа через порты Азербайджана, Грузии и Украины, прорабатывается проект газопровода Казахстан – Китай мощностью до 10 млрд кубометров в год. Проект считался неэффективным, но после строительства нефтепровода Казахстан – Китай, который тоже называли «нереализуемым», проект аналогичного газопровода снова обсуждается. По данным PetroChina, в Китае прогнозируется двукратный рост спроса на газ в течение пяти лет, причем импорт природного газа к 2010 году составит 30 млрд кубометров, а к 2020 году эта цифра может достигнуть 120 млрд кубометров. Согласно разработанному технико-экономическому обоснованию новый газопровод пройдет параллельно нефтепроводу Казахстан – Китай по маршруту Атасу – Алашанькоу. Ранее рассматривались варианты прохождения газопровода через юг страны, Шымкент и Алматы, и даже экзотический маршрут через Астану при условии достижения договоренности с Россией по замещению газа.

Переработка газа как национальный кластерный проект

В целом потребление газа в мире растет лавинообразными темпами – за 40 лет общая добыча увеличилась в 11 раз. Активно растущая отрасль привлекает множество новых игроков, однако высокие входные барьеры связаны с необходимостью больших первоначальных инвестиций на всех этапах цепочки создания добавленной стоимости, жестким правительственным регулированием во всех странах, инфраструктурными ограничениями. Традиционно газовая отрасль консервативна, что во многом связано с жесткими требованиями безопасности. Тем не менее ожидается, что доля углеводородного газообразного топлива в мировом энергобалансе к середине XXI века может достичь 30%, и многие эксперты утверждают – развитие энергетики будет определяться именно газовыми технологиями. В оборот введен даже термин «эпоха метана».

Министерство энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР) планирует общее увеличение мощности переработки газа за счет реконструкций и нового строительства объектов переработки газа к 2010 до 28 млрд куб. м в год. Однако, по данным компании ExxonMobil, проведшей независимое исследование газовой отрасли страны, в Казахстане инвестиции в нефтехимию и сжижение газа в 1,5–2 раза менее выгодны, чем в странах Ближнего Востока или Латинской Америки, из-за худших климатических условий, удаленности от конечных потребителей, недостаточного уровня развития инфраструктуры – дорог, энергосетей, портов. Поэтому нефтехимическое производство может быть выгодно при условии использования готовой инфраструктуры. Следуя этой логике, «КазМунайГаз» купил 50-процентную долю в простаивавших предприятиях по производству полипропилена в Атырау и пластмассы в Актау, имевших готовые производственные площадки, оборудованные энергосетями, водоснабжением и коммуникациями, оставшимися в наследство еще с советских времен. С учетом входящего в состав «КазМунайГаза» Казахского газоперерабатывающего завода и Атырауского НПЗ МЭМР планирует развивать комплекс этих предприятий в качестве ядра национального нефтехимического кластера. В 2005 году правительство предоставило значительные налоговые льготы для нефтехимии: уменьшение суммы подоходного налога на 30%, а при сертификации предприятия по стандартам качества – на 50% со сроком действия до 10 лет. Однако для реализации масштабных проектов с нуля этого оказалось недостаточно – на предложенные правительством льготы международный и казахстанский бизнес в ожидаемых масштабах не отреагировал. Пришлось приступить к разработке Государственной программы по развитию нефтехимического производства, где, скорее всего, будут предусмотрены уже непосредственные вложения бюджетных средств.

Крупными иностранными компаниями планируется ряд инвестиционных проектов: строительство Карачаганакского газохимкомплекса, строительство нефтехимического комплекса в промышленной зоне Кашаганского месторождения, расширение перерабатывающих мощностей на Тенгизском месторождении, проекты утилизации газа Жанажольского и Урихтауского месторождений и другие. Ряд частных казахстанских компаний также заявлял о намерении заняться газопереработкой.

Что касается внутреннего потребления сжиженного газа – пропана и бутана, то в Казахстане прогнозируется быстрый рост потребления в коммунальном и коммерческом секторах. Ежегодное потребление жидкого газа в расчете на душу населения составляет 12 кг, в то время как в Венгрии, например, 22 кг. Казахстан также производит более 1 млн тонн жидкого газа в год, из которых около 70% экспортируется, причем бутан поставляется большей частью в Турцию, а пропан – в страны Восточной Европы. Основным экспортером сжиженного газа является «Тенгизшевройл». Ожидается, что к 2010 году ежегодная выработка сжиженного газа в Казахстане достигнет 3,2 млн тонн.

Другой интересный проект – добыча метана из месторождений угля. Запасы угольного метана сопоставимы по масштабам с запасами газа нефтегазовых месторождений. «Испат-Кармет», например, планирует промышленное использование полученного в угольных шахтах метана. По оценкам геологов, ресурсы метана угольных месторождений в Центральном Казахстане составляют 1,1–1,4 трлн куб. м. Перспективным направлением его утилизации является производство электроэнергии.

Государство и монополия

Если добыча газа ведется многими нефтяными компаниями, то транспортировка газа предельно монополизирована, хотя законодательных ограничений для строительства газопроводов частными компаниями нет. В сложившихся условиях отсутствия рыночной конкуренции четкое регулирование и установление прозрачных транспортных тарифов, режима налогообложения, технических и экологических нормативов очень важно для быстрого развития отрасли. Правительством признана потребность в оформлении государственного регулирования газовой отрасли на уровне специального закона «О газе». Предлагалось даже создать специальный уполномоченный орган – самостоятельное агентство.

Сегодня существуют сотни нормативных актов, регулирующих отрасль и зачастую противоречащих друг другу. Необходим единый закон или пакет комплексных нормативных документов, предусматривающих условия открытого доступа к транспортной инфраструктуре, условия сбыта газа на «последней миле» при доставке к конечному потребителю, четкие правила экспорта-импорта, покупки и перепродажи газа. МЭМР разработал концепцию единого закона РК «О газе», который бы кодифицировал все нормативные акты, действующие в отрасли.

При условии правильного регулирования и развития инфраструктуры, принятия комплексного законодательства о газе и построения взаимовыгодных отношений с соседними государствами Казахстан может в несколько раз увеличить объемы добычи и внутреннего потребления газа и стать в ближайшие пять-десять лет чистым экспортером газа.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее