Быстрее, доступнее, дешевле

ДГП НИИ математики и механики Казахского национального университета им. Аль-Фараби в рамках программы TEMPUS активно внедряет передовые технологии обучения

Вручение ноутбуков студентам по программе Tempus CAND, сентябрь 2012 г.
Вручение ноутбуков студентам по программе Tempus CAND, сентябрь 2012 г.

Как известно, Казахстан присоединился к Болонскому процессу. В связи с этим наиважнейшей задачей представляется гармонизация образовательного процесса в вузах страны в соответствии с общеевропейской моделью. «Программа TEMPUС Европейского союза как раз призвана способствовать налаживанию и укреплению сотрудничества между вузами ЕС и стран-партнеров», — пояснила координатор программы TEMPUС в Казахстане Шайзада Умурзаковна Тасбулатова. «Благодаря этому вузы стран-партнеров (в частности Казахстана) могут более эффективно разрабатывать новые и модернизировать существующие образовательные программы, методы преподавания, повышать качество учебного процесса, совершенствовать управление учебным заведением. Проекты могут быть направлены на решение вопросов, связанных с модернизацией структур и систем управления на национальном уровне, укрепление связей между высшим образованием и обществом. Одно из важных направлений модернизации высшего образования сегодня — внедрение и развитие электронного и дистанционного обучения», — уверена она.

В настоящее время на механико-математическом факультете выполняются два TEMPUС-проекта: Teaching Competency and Infrastructure for e-Learning and Retraining (CANDI), руководитель — д.ф.-м.н. Н.Т. Данаев, координатор проекта — Петер Лиеберзейт. Партнерами по этому проекту являются ведущие университеты Европы, Казахстана и Узбекистана: Университет Вены, Венский технический университет, Технический университет Мюнхена, Открытый университет Великобритании, Международный казахско-турецкий университет имени Х. А. Яссави, Национальный университет Узбекистана имени Улугбека, Ташкентский химико-технологический институт, Ургенчский государственный университет им. Аль-Хорезми. Второй проект — European-Russian-Central Asian Network of Master’s degrees Informatics as a Second Competence (ERAMIS) , руководитель — д.т.н. У.А. Тукеев, координатор проекта — Жан Мишель Адам, партнерами являются Университет Аликанте, Университет П. Мендеса Франса (Гренобль, Франция), Технологический университет Люблина, Университет прикладных наук Савойи, Техническая школа Берлина, университеты Казахстана, России и Киргизии.

Преимущества  дистанционного обучения

Со стремительным развитием техники полученные знания стали быстро устаревать. Компании начали вкладывать деньги в разработки дистанционных курсов лучших университетов мира, потому что это сильно экономило время на обучение и не отрывало сотрудников от работы.

Дистанционное образование привлекательно для многих прежде всего своей массовостью, общедоступностью, быстротой получения знаний, дешевизной.

Основные преимущества и отличия дистанционного обучения от традиционных форм обучения состоят в следующем.

  • Возможность заниматься в удобное для себя время в удобном месте и темпе, без отрыва от основного вида деятельности.
  • Возможность использовать электронные библиотеки, банки данных, базы знаний и т.д., общаться посредством электронной почты с преподавателями.
  • Мультидоступ к учебной информации повышает эффективность усвоения материала.
  • Равные возможности получения образования — независимо от места проживания, состояния здоровья, материальной обеспеченности или элитарности обучаемого.

Дистанционное образование оказывает позитивное влияние на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.

Курсы уже работают

В рамках проекта TEMPUS CANDI в тесном сотрудничестве с Венским техническим университетом и Техническим университетом Мюнхена разработаны и внедрены в среду дистанционного обучения КазНУ следующие электронные курсы: «Основы компьютерных наук», «Алгоритмы и структуры данных». В этом учебном году уже ведется обучение по новым дистанционным курсам: «Информационные технологии» для студентов 1-го курса по специальности «Информатика» и «Визуализация данных» для специалистов экономического профиля. Разработаны и внедрены в испытательную фазу курсы Software engineering на английском языке, а также курс «Моделирование процессов добычи и переработки нефти и газа» на русском языке. Радует то, что участники рынка ИТ уже проявляют к ним интерес, а также изъявляют желание дистанционно обучать своих сотрудников.

В центре — студент

Сегодня студенты имеют реальную возможность электронного обучения с помощью информационных ресурсов и технологий в рамках университета. Командой CANDI подготовлена виртуальная среда обучения, которая позволяет:

использовать различные мультимедийные инструменты — такие, как интерактивные задания и тесты, анимации, аудиозаписи, которые повышают степень восприятия студентами нового материала;

  • создавать сообщества, в которых студенты могут общаться между собой и с преподавателями;
  • контролировать студентам свое обучение, выбирать гибкий график.
  • расширить возможности получения студентами дополнительного образования.

В рамках проекта CANDI приобретено оборудование, в том числе ноутбуки, которые предоставлены студентам для прохождения дистанционных курсов. Это обеспечивает реализацию принципа дистанционного обучения: подключаться и заниматься в удобное для студента время, в удобном для него месте.

По существу, e-Learning в вузе меняет фокус учебного процесса, помещая в его центр студента, а не преподавателя. Конечно, от студентов требуются определенные усилия, чтобы научиться использовать Интернет не как инструмент для общения и развлечения, а как инфраструктуру для приобретения знаний. Поэтому самостоятельное обучение студента и контроль полученных знаний со стороны преподавателя дают хорошие результаты.

Контроль знаний

Одним из основных механизмов оценки полученных студентами знаний, умений и навыков является их контроль. Эволюция методов обучения влечет за собой совершенствование методов контроля знаний обучаемых. Сейчас традиционный и дистанционный способы обучения характеризуются ростом использования компьютеризированных методов и программно-технических средств контроля знаний.

Но как студенту проверить свои знания и умения, приобретенные в результате дистанционного обучения? Как преподавателю, проводящему определенный курс, проконтролировать учебный процесс и провести контроль знаний студентов?

При организации контроля учебной деятельности очень важным является вопрос: кто же будет оценивать знания студентов. Здесь возможны несколько вариантов.

1. Преподаватель. Это удобный вариант осуществления контроля, так как здесь происходит личный контакт преподавателя и студента.

2. Компьютерная программа. Поскольку многие контрольные задания, которые должны выполняться обучающимися, являются стандартизированными, то обрабатывать их может специальная компьютерная программа.

Для контроля знаний используются задания в виде ответов на вопросы, сочинения, эссе, а также различные виды тестирования: тесты со множественным выбором, альтернативным вопросом, числовым вопросом, вычисляемым.

Передовой опыт

В рамках проекта TEMPUS CANDI КазНУ им. Аль-Фараби сотрудничает с университетами Австрии, Великобритании и Германии, построившими собственную инфраструктуру дистанционного образования и накопившими немалый опыт. По мере выполнения проекта преподаватели и разработчики курсов получили возможность оценить сложность бесконтактной формы подачи материала и оценки знаний студентов. С уверенностью можно сказать, что классические подходы в образовании должны быть трансформированы с учетом новых требований как к методам преподавания, так и к самим студентам. Ведь сложность заключается еще и в том, что студент, не ощущая социальной составляющей процесса обучения, быстро теряет мотивацию заниматься. Например, в классическом вузе обсуждение материала студентами, личное общение с увлеченным темой преподавателем порой оказывают большее влияние, чем желание получить диплом. Основная роль иностранных партнеров состоит именно в том, чтобы передать знания о конкретной специфике и помочь отечественным преподавателям эффективно и быстро пройти путь трансформации. Так, например, весной 2012 года преподаватели Открытого университета Великобритании поделились опытом использования различных инструментов дистанционного обучения с точки зрения вовлеченности студентов и их успеваемости. В семинаре приняли участие не только участники проекта, но и преподаватели, заинтересованные в этой тематике.

Подводя итоги, можно сказать, что электронное обучение в Казахстане, в частности в КазНУ им. Аль-Фараби, занимает все большее образовательное пространство. По своей природе электронное обучение представляет собой технологию распространения знаний. Разрабатываемые инфраструктуры, электронные курсы дают возможность большому количеству студентов, а также молодым преподавателям из центральных и периферийных вузов повышать свою квалификацию, быть в курсе новейших технологий, овладевать новыми профессиональными навыками.

Включение национальных университетов Казахстана в процессы разработки и внедрения электронного обучения, сотрудничество с ведущими университетами мира, участие представителей промышленности гарантируют наилучшую инфраструктуру e-learning, высокий уровень содержания учебных программ и способствуют устойчивому внедрению новых форм обучения в жизнь.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики