Менеджмент

Менеджмент

По ту сторону прилавка

Книга Сэма Уолтона написана от первого лица. Она полностью соответствует типичной американской истории о мальчике, чье детство пришлось на годы Великой депрессии, а семья увидела мясо на столе, только когда «отец поменял ручные часы на борова». Автор без ложной скромности приводит выдержки из газеты о своих деяниях, начиная с юности: как он в тринадцатилетнем возрасте спас тонущего мальчика, позже стал лидером военизированной студенческой организации и заодно общества по изучению Библии. Попав по окончании колледжа в магазин на работу стажером, Уолтон начал свое пятидесятилетнее восхождение к званию самого богатого человека в мире, владеющего гигантской сетью супермаркетов.  Оказывается, система скидок тестировалась на  продаже дамских трусиков, а открытие собственного магазина произошло в результате потери франчайзингового магазина, который заинтересовал владельца арендованного помещения. Не было бы счастья, да несчастье помогло…

В книге описывается история успеха «Уол-Март», ставшей самой крупной и эффективной торговой сетью в мире: как развивались сбытовая и закупочная политика, технологии логистики и закупок недвижимости, как поглощался рынок и выпускались акции компании. Но самое главное, по мнению покойного ныне Уолтона, – это отношения партнерства с сотрудниками магазинов, грузчиками, шоферами, поставщиками. «Мы собираем своих сотрудников в пятницу в семь часов утра, выкрикиваем «вопилки», поем песни и поднимаем немыслимый шум». После каждого собрания акционеров 2500 сотрудников компании приходили домой к Сэму Уолтону на грандиозный пикник. Книга также насыщена житейскими советами и рассказами, например, как автор и его жена воспитывали детей.

Вторая книга Дона Тейлора и Джинн Арчер рассказывает о том, как небольшому розничному предприятию выжить в борьбе против порождения Сэма Уолтона. Она так и называется «Учебник по конкурентной борьбе с сетевым гигантом». Книга состоит из ряда практических советов, выкованных в результате почти биологической борьбы за выживание. Например, один из владельцев маленького частного магазина проводит в торговом зале по восемь часов ежедневно, лично общаясь с покупателями.

После прочтения книги  складывается впечатление, что почти единственным оружием мелких розничных магазинов против сетевых супермаркетов является преимущество в сервисе.

В итоге жестокой борьбы в США, если судить по этим двум книгам, в супермаркетах посетителей на входе приветствует специальный сотрудник, а кассиры называют покупателей по именам. Менеджеры торговых залов лично благодарят тех, кто делает покупки свыше 100 долларов. Испорченные вещи заменяются в течение дня, а при случае в магазин можно вернуть даже то, что вы там не покупали.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее