Яблоки на снегу

Роберто Бениньи в белых семейных трусах и муза-невеста в подвенечном платье, сочетающиеся браком под пение и аккомпанемент похожего на обезьяну в шляпе Тома Уэйтса, мучающего любимый рояль, напоминают сюрреалистическое шапито

Яблоки на снегу

В наш прокат выходит новое детище итальянского комика Роберто Бениньи «Тигр и снег». Воспев оду жизни в картине «Жизнь прекрасна», Бениньи продолжает восхвалять ее несомненные прелести, проступающие с наибольшей очевидностью в самых экстремальных ситуациях. Как и в прошлом фильме, режиссер исполняет главную роль, а его персонаж разлучается со своей возлюбленной. Обстановку нацистского концлагеря  сменяют декорации разгромленного бомбежками Багдада. Среди артиллерийских взрывов, всеобщей растерянности и хаоса экзистенциальный клоун вновь запускает свой иллюзион, давая понять ужимками, трюкачеством, нелепостью и беззащитностью большого ребенка, что смех сквозь слезы – самое сильное оружие.

Новый герой Бениньи – поэт, похожий скорее на клоуна, чем на поэта, Аттилио Де Джиованни (он назван так в честь поэта Аттилио Бертолуччи, отца кинорежиссеров Джузеппе и Бернардо Бертолуччи) живет в Риме, читает лекции о поэзии, пишет стихи и видит сны, в которых ему является возлюбленная муза. А однажды он встречает ее и наяву. Но прекрасное видение по имени Витториа ускользает, не желая иметь с посмешищем и растеряхой (Аттилио с реальностью не дружит: то чужой пиджак наденет, то выскочит в трусах на улицу) ничего общего.

Далее события начинают развиваться стремительно и странно. Витториа вдруг оказывается в Ираке вместе с другом Аттилио, иракским поэтом Фуадом, попадает под бомбежку и впадает в кому. Узнав об этом от Фуада, Аттилио спешит на помощь, едет под видом врача  Красного Креста в Ирак. Понять, что Витториа в коме, зрителю удается не сразу. Все обстоит так, как будто она умерла (и заключение врача есть, да и мух Аттилио с усердием отгоняет от тела). Слова и поступки Бениньи выглядят как нежелание поверить в смерть, сумасшедшее упорство и бунт против реальности. Это даже (если так можно выразиться в подобной ситуации) интригует, поворачивает сюжет в нетривиальное русло. Реакция окружающих, Фуада и врача больницы, разрешение остаться с Витториа предстает как гуманный акт сочувствия горю несчастного. Аттилио пытается создать все условия для любимой: отправляется на поиски  чудодейственного средства к восточным  целителям, сидит у ее кровати под больничной лестницей, отгоняя мух и воров, оседлав верблюда, едет неизвестно куда за физиологическим раствором, капельницей и лекарствами.

И вдруг бессмысленная и настырная суета нелепого человечка преображает суровую действительность – Витториа открывает глаза. Но реальность вновь вторгается в мечты и мешает соединиться влюбленным. Аттилио не может явиться к возлюбленной в порванных ботинках, идет к обувщику и, завернув за угол, попадает в очередную историю. Но ему ловко удается спастись и от рук базарных торговцев, и от взрыва на заминированой пустоши, и выбраться из лагеря военнопленных. Он находит общий язык с туповатыми американскими солдатами, явно не ожидавшими встретить в таком месте итальянского Байрона. В абсурдной ситуации войны и насилия, чтобы сохранить жизнь, Бениньи только и остается делать, что постоянно восклицать: «Я итальянец!».  Все это напоминает о печальной судьбе сотрудника итальянской спецслужбы Николо Калипари, который по ошибке был застрелен американскими солдатами в Ираке.

В общем, муза и провидение, а главное, верность самому себе, своим иллюзиям и идеалам помогают герою Бениньи выйти сухим из воды, спасти возлюбленную и остаться в живых самому. После оскароносной картины «Жизнь прекрасна» идея Бениньи  глобально не поменялась – жизнь по-прежнему прекрасна, наперекор страданиям, болезням и смерти. Человек ломается под влиянием жестоких обстоятельств: «не вынесла душа поэта...». Спокойный и мужественный Фуад (его играет Жан Рено) вешается, а суетливого и болтливого клоуна Аттилио не сломить. И его ждет награда – пробуждение любимой. Роберто Бениньи считает, что  ничто не свидетельствует об ужасах войны ярче, чем смерть невинных людей: «Как это происходит на каждой войне, слишком чувствительные люди часто сами губят себя. Поэты накладывали на себя руки с Пунических войн до Второй мировой. Они не могли вынести пошлости войны».

Героям удается преодолеть препятствия и выбраться из декораций жестких ирак-ских реалий, в мягкую европейскую действительность. События опять переносятся в Рим, но не в обычный, а сказочный, как из снов Аттилио, где экзотические звери гуляют по  улицам и, как снег, летит тополиный пух, а перед лобовым стеклом автомобиля возникает силуэт прекрасного тигра. «Тигр и снег» – так называется сборник стихов Аттилио. И в конце фильма зрителя ожидает еще один сюрприз: прекрасная и загадочная Витториа оказывается матерью двух дочерей Аттилио и его женой (ее и в самом деле играет жена Бениньи, актриса Николетта Браски). С какой нежностью и любовью глядит она, как на чудесного ребенка, на неменяющегося мужа, который все так же пытается влезть в чужой пиджак. Наследник Боккачо, Феллини, Пазолини и Бертолуччи, Роберто Бениньи действительно не меняется, оставаясь в неизменном амплуа трагического комика. Философический подстрочник таков: человек не меняется – сменяются лишь декорации жизни.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее