Никто не хотел уезжать

Иммиграция всегда была одним из вечных вопросов американской политики, как внешней, так и внутренней. Приближающиеся в ноябре этого года промежуточные выборы в Конгресс Соединенных Штатов в очередной раз всколыхнули иммиграционные дебаты

Никто не хотел уезжать

Новое иммиграционное законодательство США, которое главным образом коснется судьбы  многомиллионной армии нелегальных рабочих, сейчас находится в стадии активного обсуждения. Этим законом американские политики стремятся достичь трех целей. Первое – упорядочить и уменьшить поток незаконных иммигрантов через американо-мексиканскую границу. Второе – решить вопрос со статусом тех нелегалов, которые уже находятся в Соединенных Штатах. И третье – удовлетворить растущие потребности американского бизнеса в рабочей силе. Накал страстей достиг такого уровня, что в нескольких крупных городах Америки прошли многотысячные митинги как сторонников, так и противников нового закона.

В гости на работу

В законопроект вошли положения об усилении пограничного контроля путем инсталляции высокотехнологичного оборудования, увеличении числа пограничных патрулей, строительстве 700-мильной стены вдоль некоторых участков американо-мексиканской границы, а также об ужесточении наказания за организацию контрабанды рабочей силы. Кроме того, в нем предусмотрены более высокие штрафы для работодателей, использующих нелегалов (до 20 тыс. долларов за каждого незаконного работника), и принудительная проверка работодателем всех нанимаемых работников по специальной общенациональной компьютерной системе. Помимо этого законопроект запрещает предоставление нелегалам любого вида медицинской помощи, за исключением неотложной.

После принятия палатой представителей документ был отправлен в сенатский юридический комитет на рассмотрение и доработку. Комитет в целом согласился с предложениями по усилению пограничного контроля, но в то же время выступил с несколькими – весьма существенными – дополнениями и предложениями, касающимися экономической стороны иммиграции. Например, предлагается значительно увеличить ежегодное количество «Грин кард» (вид на жительство). Главным пунктом  предложений сенатского комитета является «программа гостевых рабочих», согласно которой по рабочим визам в США смогут ежегодно въезжать до 400 тыс. временных рабочих на срок до 6 лет. После «гостевой» работы они могут подавать прошение на получение вида на постоянное жительство. А еще через 5 лет – на получение американского гражданства.

Президент Буш в общем и целом поддерживает «гостевую программу». Упорядочение иммиграционной политики было одним из главных обещаний, с которыми он пришел в Белый дом в 2000 году. Правда, теракт 9/11 выдвинул на первый план другие приоритеты.

Эта же программа позволит легализоваться тем иммигрантам, которые уже живут незаконно в Штатах. Правда, для этого им предстоит зарегистрироваться в полицейских органах, заплатить штраф в 1 тыс. долларов, пройти проверку на предмет законопослушности и заплатить все налоги, которые они «задолжали» государству за период своего незаконного пребывания. Им выдается разрешение – рабочая виза – после чего они могут подавать прошение на получение вида на жительство и далее следовать «нормальным» путем натурализации. Критики закона называют эту программу амнистией.

Дебаты в сенате вращаются главным образом вокруг возможных экономических последствий увеличения числа трудовых мигрантов-иностранцев (по некоторым расчетам, их число может возрасти по всем категориям виз до 800 тыс. человек в год, сегодня их въезжает в 6 раз меньше). А наиболее эмоциональным является вопрос о легализации людей, проживающих сегодня на территории США незаконно.

Немного статистики

Существует два пути, следуя которыми, человек становится нелегалом: первый – незаконное пересечение границы; второй – невыезд из страны после окончания срока действия временной визы. В настоящее время в Соединенных Штатах находятся нелегально 11–12 млн человек, из них работают 7,9 млн. С 2000 года количество нелегалов в стране увеличилось на 850 тыс. человек. Впрочем, цифра в 11 млн – очень условна, по неофициальным оценкам, в стране от 9 до 20 млн нелегалов. При этом никто не может назвать точных цифр. 

Количество легальных иммигрантов на сегодняшний день составляет 13,1 млн  человек. В это число не входят те иммигранты, кто получил американское гражданство недавно, что называется, натурализовался. Основное число легальных иммигрантов приходится на держателей «Грин кард». Другой вид легально работающих иммигрантов – обладатели рабочих гостевых виз, которые выдаются обычно сроком на 2–7 лет. Получение такой визы спонсируется потенциальным работодателем.

По одному из недавних опросов, американское общественное мнение разделилось в отношении к нелегальной иммиграции на три группы. Одна треть считает, что незаконным иммигрантам должно быть позволено остаться в стране навсегда, другая треть – временно, а остальные (около 27%) – что они должны быть высланы домой. 70% опрошенных заявили, что незаконным жителям должно быть отказано в социальных пособиях и услугах. Примерно столько же американцев считают, что дети иммигрантов должны ходить в местные школы.

Нелегалы: выслать нельзя оставить

Противники законопроекта аргументируют свою позицию тем, что увеличение числа иностранных работников уменьшает шансы коренных американцев найти работу. Иммигранты соглашаются работать за гораздо более низкую заработную плату, без обязательных медицинской и социальной страховок. Если работодатели будут вынуждены нанимать в основном только американских граждан, им придется поднимать заработную плату.

Защитники законопроекта говорят о том, что без постоянного притока свежей рабочей силы темпы развития американской экономики значительно снизятся, и она не сможет конкурировать с энергичными экономиками Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии. Кроме того, иммигранты – а нелегалы особенно –  берутся за работу, которую коренные американцы делать не хотят. Это работа на сельскохозяйственных фермах, мясокомбинатах в качестве уборщиков и прислуги.

По мнению экономистов, нелегальные работники не особенно влияют на общеамериканский уровень зарплаты. Единственной социальной группой, которая могла бы ощутимо выиграть от уменьшения количества иммигрантов, являются молодые люди в возрасте 15–20 лет. Их заработок при отсутствии конкуренции со стороны нелегалов мог бы возрасти на 3–8%.

Без квалификации

Часто приводимый аргумент, что нелегалы берутся за ту работу, которую «легалы» не хотят делать, не выдерживает беспристрастной критики. По данным американского Центра по изучению иммиграции, иммигранты составляют большинство (около 60%) только в четырех квалификационных позициях из 473, официально признанных в США. Это каменщики, портные, сортировщики продукции и работники салонов красоты. Даже в тех отраслях, где доля нелегальных рабочих относительно высока, большую часть работающих составляют граждане Америки. Самый высокий уровень незаконно работающих приходится на сельское хозяйство и рыболовство – до 24%. В обслуживающем бизнесе, главным образом уборке помещений, занято около 17% нелегалов; на стройках их число не превышает 15% от общего числа занятых в индустрии; в пищевой промышленности только один из десяти работников делает это нелегально; примерно такая же пропорция в промышленном производстве. 

Впрочем, как полагают многие аналитики, ситуация может драматически измениться, и не в лучшую сторону, если американская экономика войдет в период регрессии. В любом случае влияние теневого сектора на заработную плату, цены и общее здоровье американской экономики гораздо меньше, чем влияние таких макроэкономических тенденций, как автоматизация производства и глобализация торговли.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики