Инвестиции в кадры

Редакционная статья

Инвестиции в кадры

В нашей стране родители традиционно стараются дать детям высшее образование, иногда даже идя при этом на лишения и унижения, продавая имущество и влезая в долги. Естественное стремление устроить своего ребенка в большом городе на престижной работе стало массовым и обернулось переизбытком дипломированных специалистов. Не будем обсуждать качество полученных дипломов и вдаваться в тонкости массовой психологии – это тема другого разговора. Но в результате сложившейся тенденции секретарь или няня с высшим образованием становятся нормой. С одной стороны, это нерационально – нужно ли обучать человека интегралам и сопромату пять лет, чтобы он работал потом на уровне «подай-принеси»? С другой – ключевая функция образования, в том числе и высшего, – социализация, развитие личности. Недаром статистика показывает, что наркоманов, алкоголиков и прочих асоциальных типажей среди граждан, получивших высшее образование, гораздо меньше.

Но обманываться большими цифрами той же статистики не следует – классические индустриальные рабочие специальности тоже не очень востребованы. Стабильно работающих больших машиностроительных предприятий не так много, и они давно уже научились готовить для себя необходимое количество рабочих с нужной квалификацией.

В сфере сервиса и услуг востребованы повара, официанты, парикмахеры, работники автосервисов и другие специалисты такого же рода, которых можно обучать прямо на рабочем месте, кстати, американцы так зачастую и делают.

Однако есть отрасли действительно с массовым спросом на квалифицированных рабочих, где необходимо систематическое индустриальное обучение с хорошо развитой материально-технической базой. Это отрасли, связанные с транспортом и его безопасностью, строительство, обслуживание техники в сельском хозяйстве, связь, электроэнергетика.

Очевидно, что система профессионально-технического образования сегодня недоинвестирована, что государственных средств на ее полноценное развитие не хватит, если даже вкладывать миллиарды тенге в строительство новых учебных центров и новомодных центров «независимой» аттестации персонала. В то же время есть примеры колледжей и лицеев, акционированных и приватизированных, которые выжили, развились и остались на рынке. Почему бы не продолжить акционирование системы профтехобразования? Рынок отсеет ненужные специальности, перепрофилирует существующие колледжи, дотируемые местными бюджетами, привлечет в качестве партнеров заинтересованных бизнесменов и ассоциации предпринимателей с помощью продажи пакетов акций, приглашений в попечительские советы, других форм партнерства. А чтобы избежать превращения колледжей в сдающиеся в аренду бизнес-центры, казино и гостиницы, достаточно ввести требование по сохранению профиля деятельности приватизируемого предприятия в течение пяти лет, как это и практикуется сегодня Госкомимущества.

Значимый фактор, влияющий на выбор трудового пути молодежи – обязательный призыв на военную службу. Юноши стремятся в институт, чтобы избежать призыва. Девушки стремятся вслед за ними, чтобы выйти замуж. Выпускники же профтехучилищ после армии зачастую меняют и профессию, и место жительства. Некоторые крупные работодатели вынуждены опекать своих учеников профтехучилищ даже в армии, чтобы затем они вернулись к ним.

Наиболее рациональными в этом треугольнике образовательных отношений – государство – родители – бизнес, являются, как всегда, предприниматели. Сопоставляя издержки, полученные результаты и свои возможности, бизнесмены заключают договоры с наиболее адаптированными образовательными учреждениями, проводят подготовку и переподготовку рабочих самостоятельно, приглашают мигрантов, в том числе нелегальных, ищут нужных им людей где только возможно. Они просят власть обратить внимание на эту проблему – почему государственная система профтехобразования не соответствует запросам предпринимателей, а система обратных связей на рынках труда не работает? И если мы не хотим еще большего наплыва нелегальной иммиграции, следует к ним прислушаться.