Руки для страны

Казахстанской системе профессионально-технического образования необходима глубокая реорганизация, так как вместо дефицитных рабочих специальностей она выпускает не востребованных рынком труда менеджеров, бухгалтеров и юристов

Руки для страны

При посещении строительных объектов, строящихся трубопроводов, вновь заработавших промышленных заводов часто можно услышать иноязычную речь, причем зачастую из уст простых рабочих, а не менеджеров и экспертов. Официальная квота трудовой иммиграции составляла 16,5 тысячи человек, однако в 2006 году Министерство труда и социального развития более чем вдвое увеличило квоту – свыше 40 тысяч человек. Они получают солидные зарплаты, например, квалифицированные строители и сварщики зарабатывают по 1-2 тыс. долларов в месяц. И это при официальной численности безработных в стране 660 тыс. человек и еще 2,5 млн, которых статистика стыдливо называет «самозанятыми». Одна из причин сложившейся ситуации – дефицит квалифицированных рабочих, которых приходится приглашать из-за рубежа. Конечно, часть мигрантов выполняет неквалифицированную работу с мизерной оплатой, но высокооплачиваемых иностранных рабочих также много.

ПТУ не того профиля

В Казахстане действует около 800 лицеев и колледжей профессионально-технического образования, ежегодно выпускающих более 100 тыс. рабочих и специалистов среднего звена. В числе прочих колледжи ежегодно готовят 15 тыс. специалистов в области экономики и права. Это только в Казахстане и некоторых других странах СНГ есть менеджеры и юристы со средним образованием, в других же странах мира управленцы и юристы должны иметь высшее специальное образование. Выпускников рабочих специальностей наши профессиональные лицеи и школы готовят в семь раз меньше по сравнению с выпусками вузов, то есть фактически мы получаем семь начальников на одного подчиненного. Если же учесть 65-процентный показатель трудоустройства выпускников лицеев и профшкол, то действительное соотношение потенциальных начальников и работяг десять к одному. Неудивительно, что на городских рынках малоквалифицированного труда часто можно встретить дипломированных инженеров, педагогов, налоговиков, в то время как предприниматели жалуются на отсутствие квалифицированных рабочих.

Игорь Шацкий, председатель совета директоров Ассоциации профессиональных строителей Восточно-Казахстанской области, утверждает, к примеру, что строительство и новые технологии настолько динамично развиваются, что учебные заведения не поспевают за ними. «Но это не вина их, а беда. Ведь материальная оснащенность учебных заведений оставляет желать лучшего. Сегодня мы готовы брать стопроцентно всех специалистов, потому что выбирать нам не из кого. Кроме того, мы должны вернуться к шефству предприятий над учебными заведениями, профориентационной работе в школах. Как ни печально, но сегодня школы ориентируют только на получение высшего образования. Я обошел все школы города Усть-Каменогорска и убедился в этом. А ведь 60% безработных составляют именно люди с высшим образованием», – говорит он.

Депутат мажилиса Михаил Трошихин считает, что сложившаяся ситуация «ведет к огромным потерям общественных средств, времени и усилий». «Часто, особенно в сельской местности, родители продают последнее имущество, скот, чтобы выучить детей, а они потом не могут устроиться по специальности. Ломаются судьбы, карьеры, выпускники вынуждены уезжать из страны. Надо выдавать образовательным учреждениям лицензии только на то количество выпускников, которое реально можно трудоустроить», – считает он. И действительно, по данным Министерства образования и науки, 3,7% выпускников колледжей и 2,1% выпускников лицеев выезжают по окончании обучения за пределы Казахстана.

«Выпускников готовим в основном для предприятий малого и среднего бизнеса. Что касается сотрудничества с крупными предприятиями, то оно на уровне мечтаний. Сейчас, увы, бытует мнение: зачем вкладывать деньги в подготовку специалистов, если существует армия безработных. Хотя и этот резерв истощается. Нельзя не учитывать и тот фактор, что когда экономика «лежала на боку», многие специалисты просто дисквалифицировались. И сегодня очень остро стоит вопрос квалификации рабочих кадров, уровень подготовки которых либо низкий, либо отсутствует совсем. Легче найти юриста, чем хорошего рабочего», – подтверждает директор колледжа им. народного учителя СССР Кумаша Нургалиева Марат Нургалиев.

Более трети учреждений профессионального образования в Казахстане частные. Тем не менее они не в состоянии адекватно реагировать на запросы рынка труда. Вместо этого они реагируют на запросы школьников и их родителей, которые желают видеть своих детей юристами, главными бухгалтерами или менеджерами корпораций. Но население должно изменить свой взгляд на профессию. Для этого как воздух необходимы публикации рейтингов, вакансий, уровней зарплат по тем или иным массовым специальностям.

Мониторинг рынка труда ведут акиматы, на балансе которых находятся государственные лицеи и колледжи. Ежегодно департаменты образования акиматов проводят кампанию по обзвону и сбору писем о будущих потребностях местных предприятий, как правило, наиболее крупных и стабильных. Полученные данные ни о чем не говорят, так как заявленные цифры потенциальных работодателей ни к чему не обязывают.

Вспомнить о бизнесе

Функции управления системой профессионально-технического образования разделены между профильным республиканским Министерством образования, департаментами образования акиматов и образовательными учреждениями. Министерство утверждает стандарты обучения, методики, количество учебных часов, выдает лицензии и т.д. Акиматы решают вопросы распределения республиканских средств на местах, управляют госзаказом на специальности, финансируемые за счет государственных грантов, утверждают руководство лицеев и колледжей. Руководство колледжей, лицеев организует собственно учебный процесс.

В этой цепочке нет бизнеса, нет государственных и частных компаний, являющихся конечными работодателями. Поэтому 70% предприятий, согласно опросу, проведенному ЦКТ «Репутация», испытывает потребность в выпускниках профтехшкол, для 26% предприятий эта потребность является неудовлетворенной, то есть фактически превратилась в дефицит, а 98% опрошенных убеждены в необходимости улучшения и развития существующей системы профтехобразования. По мнению предпринимателей, важнее всего повысить квалификацию преподавателей, обеспечить связь между обучением и производством путем организации производственных практик. Некоторые из них не верят в потенциал существующих школ и предлагают открыть новые, принять новые стандарты обучения. Причем большинство опрошенных признает необходимость смешанной формы оплаты обучения – и за счет государственных средств, и за счет частных – родителей и предприятий-работодателей. Бизнес готов платить, но платить пока некому. Поэтому многие компании, в первую очередь крупные иностранные и экспортно-ориентированные казахстанские предприятия, начали открывать собственные обучающие центры, например, хорошо известен центр подготовки рабочих нефтедобывающей компании «AJIP». «Богатырь Аксес Комир» создал учебно-курсовой комбинат, где обучение ведется непосредственно на производстве, ЗАО «КазТрансГаз» также планирует открытие собственного учебного центра.

Сегодня очень остро стоит вопрос квалификации рабочих кадров, уровень подготовки которых либо низкий, либо отсутствует совсем. Легче найти юриста, чем хорошего рабочего

Отсутствие связей с работодателями, в первую очередь финансовых вливаний с их стороны, привело к сокращению материально-технической базы профессионального образования, устареванию и аварийному состоянию зданий и оборудования. Направляемые государством и собираемые родителями средства достаточны только для оплаты труда сорокатысячной армии преподавателей. Отсутствуют мастера производственного обучения, способные обучать учащихся новым технологиям и знающие потребности современного производства. А так как до сих пор существует система «сам обучил и сам же экзамены принял», то объективной оценки качества обучения не существует. Министерством образования и науки создается ведомственное госпредприятие «Республиканский центр подтверждения и присвоения квалификации», но очевидно, что аттестация выпускников должна быть в руках действительно независимой общественной организации работодателей, например, торгово-промышленной палаты, как это принято в Германии, Франции и других странах, имеющих давние традиции индустриального производства.

Сами все сделаем

Поскольку нет институциональных механизмов связи между производством и образованием и нормативной базы, регулирующей этот процесс, лицеи и колледжи самостоятельно пытаются наладить контакты с работодателями. Например, заведующий кафедрой лицея №6 г. Алматы Бокенбай Хайруллин считает, что «основной проблемой является качество обучения – большинство предприятий оно не устраивает». «Поэтому мы запустили проект по социальному партнерству с компанией “CBC-TRANS”, официальным представителем автоконцерна IVECO. Теперь первокурсники проходят производственное обучение в цехах и мастерских компаний, учащиеся 3-го курса уже успешно работают», – объясняет он.

Директор ТОО «ЮКО» из Усть-Каменогорска Александр Юрченко говорит, что у него нет «большого удовлетворения» от нынешней системы профтехобразования. «В училищах очень слабый контингент. Оттуда выходят дети, а не рабочие. Рано они там начинают учебу после школы, соответственно, и рано заканчивают», – считает он, уточняя, что в колледжах ситуация все же лучше.

«В нашей области есть несколько новых проектов, созданных по причине развития некоторых отраслей, востребованности специалистов, – говорит Любовь Бирюкова, начальник отдела профессионального образования и подготовки кадров ГУ «Департамент образования ВКО». – Так, в 2009 году планируется создание государственного межрегионального центра для подготовки и переподготовки кадров для машиностроительной отрасли. Это будет суперкомплекс стоимостью 2,7 млрд тенге на 700 ученических мест. Его создание связано с кластером нефтегазового машиностроения в Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях, партнерами будут «Азия-Авто», Усть-Каменогорский машиностроительный завод, Павлодарский нефтеперерабатывающий завод и др.».

Заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Кадырбек Борибеков заявил о предстоящем открытии четырех крупных центров профтехобразования, готовящих специалистов остродефицитных специальностей, в различных регионах. Планируется общий рост бюджетного финансирования, внедрение кредитной системы обучения. В Государственной программе по развитию образования в 2005–2010 годах заявлено о «создании механизма стимулирования инвестиций частного сектора в сферу технического и профессионального образования за счет системы льготного налогообложения». Однако кардинальных изменений в структуре собственности, механизмах финансирования и обратной связи с бизнесом в реформе казахстанской системы профтехобразования не предусматривается. Предприниматели по-прежнему будут вынуждены открывать и содержать дорогостоящие учебные центры для подготовки массовых рабочих специальностей или же ввозить квалифицированные кадры из-за рубежа.

В подготовке материала принимала участие Ольга Сизова

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики