Кому достанется грузинская жемчужина

Победа в тендере по передаче в аренду Батумского торгового порта позволит казахстанским компаниям получить еще один выгодный актив в Грузии. Однако положительное решение грузинских властей по этому вопросу может быть сопряжено с множеством дополнительных условий

Кому достанется грузинская жемчужина

Министерство экономического развития Грузии начало прием заявок на участие в конкурсе по передаче в аренду на 49 лет полной (100-процентной) доли государства в ООО «Батумский морской торговый порт». Желающих много. Заявки уже подали бизнес-группы США, России, Великобритании, Турции, Дании, Германии и Казахстана. В соответствии с условиями конкурса стартовый объем арендной платы – 35 млн долларов, плюс средства, которые на момент передачи порта окажутся на банковских счетах в виде наличных в распоряжении батумского порта. Как сообщил «Эксперту Казахстан» источник в Министерстве экономического развития, главное условие тендера – привлечение и обработка по меньшей мере 6 млн тонн грузов ежегодно. «Это, кстати, меньше грузооборота порта – в последнее время он составлял почти 10 млн тонн», – сказал собеседник, отказавшись однако конкретизировать, какие именно компании уже подали заявки – список претендентов будет оглашен после окончания приема заявок 12 мая.

Однако в ход событий вмешались налоговые службы Батуми, проводившие многомесячную финансовую проверку порта, выявили нарушения. Их вердикт – руководство порта за последние 2 года скрыло от налогообложения около 3 млн лари (немногим меньше 2 млн долларов), и есть подозрения, что это еще не все. «Очевидно, предстоит более скрупулезно ознакомиться с финансовой деятельностью порта», – заявил журналистам главный следователь финансовой полиции Батуми Мамука Дарчия. Но в Министерстве экономического развития считают, что этот инцидент не отразится на интересах претендентов – для столь крупного хозяйственного объекта финансовое нарушение в 3 млн лари не является очень уж значительным, а сам порт – соблазнительный кусок для любой бизнес-группы.

Центр бассейна

Батумский порт по своему геополитическому нахождению и грузообороту считается одним из важных торгово-транспортных объектов Черноморского бассейна. Он напрямую связан с основной центральной автомагистралью Грузии и таможней Сарпи на турецко-грузинской границе, а выходящая из порта железнодорожная ветка соединяется с главным железнодорожным узлом Батуми. В Батумском порту могут пришвартоваться плавсредства практически любых типов. Большая половина (около 60%) обрабатываемых грузов – транзитные (для Азербайджана и Армении). Однако в последний год география услуг расширилась. Так, с ноября 2005 года через батумский порт осуществляются экспорт аммониума (полтора миллиона тонн в год) в США, импорт-транзитные операции растительных масел в центральноазиатские страны. Ну и, конечно, каспийская нефть.

Нефтепогрузочные причалы порта до 2008 года за 20 тыс. долларов в месяц взяты в аренду Батумским нефтяным терминалом, принадлежащим компании Naftrans Ltd., входящей в холдинг датского бизнесмена с неоднозначной репутацией Яна Бонде Нильсена, который в период правления Аджарией Аслана Абашидзе проявлял в автономной республике чрезвычайную активность. После «революции роз» новые грузинские власти пересмотрели почти все сделки, заключенные в эпоху одиозного аджарского правителя. Ряд из них был аннулирован, но с терминалами ничего сделать не удалось.

Основными конкурентами Батумского морского торгового порта на Черном море считаются украинские Одесса и Ильичевск, российские Новороссийск и Туапсе и грузинский Поти. Преимущества Батумского порта в том, что акватория портов Украины зимой замерзает, в российских портах часты сильные ветры, а кроме того, судовладельцы вынуждены платить деньги за пользование проходным каналом. В сравнении же с Поти Батуми, проигрывая перегрузочными мощностями, значительно выигрывает в проходных глубинах – здесь без проблем принимают крупнотоннажные суда.

Список потенциальных арендаторов

И все-таки кто главный претендент на «морскую жемчужину» Грузии, как его называл Аслан Абашидзе, Батумский порт? Учитывая более чем напряженные отношения с Россией, с изрядной долей уверенности можно предположить, что грузинские власти хоть и ставят во главу тендера экономические приоритеты, тем не менее сделают все, чтобы стратегический объект не достался северному соседу. США после конфуза электрораспределительной компании AES, вынужденной после многомиллионных вкладов в грузинскую энергетику все-таки уступить свой бизнес российскому РАО «ЕЭС», более чем осторожно относятся к приватизационным процессам в Грузии. Великобритания и Германия также особой активности в этом направлении не проявили. Вряд ли грузинские власти, предоставив батумский аэропорт Турции в качестве внутритурецкого, чем вызвали изрядный скандал, рискнут положить еще одно яйцо в ту же самую корзину. За Данией, очевидно, стоит все тот же Ян Бонде Нильсен, к которому хотя бы из-за дружеских отношений с Абашидзе власти, мягко говоря, доверия не испытывают и к тому же не исключают, что за всеми сделками датского предпринимателя в Аджарии может стоять сам изгнанный экс-председатель Верховного совета автономии.

Если принимать во внимание перечисленные обстоятельства и факты, наиболее вероятным будущим арендатором предстает Казахстан, заметно активизировавшийся в Грузии. И если это так, то, очевидно, речь может идти  о национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз», недавно отметившейся приобретением лечебно-оздоровительного комплекса Ликани, расположенного недалеко от Боржоми. Говоря об этом, грузинский премьер Зураб Ногаидели подчеркнул, что переговоры с казахстанской стороной продолжались несколько месяцев, а на объект претендовали еще 4 компании. «Правительство решило путем прямой продажи передать комплекс «КазМунайГазу», поскольку видит перспективу привлечения казахстанских туристов и инвестиций в Боржомский район», – заявил премьер, попутно сообщив, что президентская резиденция, расположенная там же, остается в распоряжении Грузии, а нормативный акт по передаче комплекса будет оформлен на днях. На скептический вопрос журналистов, внушает ли казахстанская компания доверие после того, как ее дочерняя структура «Казтрансгаз», не так давно затянув на несколько месяцев вопрос с приобретением в собственность тбилисских газораспределительных сетей «Тбилгаз» и тем самым нейтрализовав остальных потенциальных покупателей, в конце концов отказалась от сделки, Ногаидели призвал не «бередить прошлое».

Впрочем, в грузинских структурах не подтвердили, но и не опровергли, что на Батумский морской порт претендует именно «КазМунайГаз». Есть еще и группа инвесторов, при финансовом участии Банка ТуранАлем уже реализующая в Грузии несколько проектов. Другой фактор, который может помешать приходу любой, не обязательно упоминавшейся, казахстанской компании, может лежать в эмоциональной плоскости и носить «винную» подоплеку.

Как известно, Грузия очень болезненно переносит наложенное Россией эмбарго на свою винодельческую продукцию. Не менее болезненна реакция и на действия государств, которые сложившуюся на российском рынке ситуацию пытаются использовать в своих целях. В числе стран, изъявивших готовность занять образовавшуюся винно-коньячную нишу, – Казахстан. На подобные заявления, к слову, также прозвучавшие из Азербайджана, Армении, Таджикистана, грузинское руководство реагирует крайне нервно, считая их неэтичными, несовместимыми с политикой добрососедства и партнерства. «Нам впору ставить вопрос о выходе из СНГ. Если прежде пребывание в Содружестве хоть как-то обосновывалось какими-то экономическими целесообразностями, то теперь, я вижу, этого нет и в помине – очень много желающих половить рыбу в мутной воде», – заявила спикер парламента Нино Бурджанадзе.

И еще один фактор, который может сыграть значительную роль в сделке по Батумскому порту. В Тбилиси сейчас активно цитируют слова Нурсултана Назарбаева, якобы высказанные им на одной из закрытых встреч с журналистами во время визита в Москву. Говоря, в частности, об активизации казахстанского капитала в Грузии, Назарбаев заявил, что грузинские объекты в основном приобретаются с той целью, чтобы в будущем их продать или передать по более выгодной цене. В Грузии к подобного рода высказываниям относятся с очень большой настороженностью. А потому вполне резонно предположить, что договор по Батумскому порту будет составлен с множеством оговорок и условий, способных существенно ограничить деятельность хозяйствующего субъекта, а потому и снизить существующий интерес.

Тбилиси

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?