Выйти на публику

Все больше средних предприятий реального сектора в качестве альтернативы банковским кредитам привлекают деньги под свои облигации. И хотя бумаги банков и аффилированных с ними организаций все еще превалируют в листингах KASE, несырьевой бизнес уже занимает солидную долю

Выйти на публику

В 2005 году доля компаний нефинансового сектора составила почти четверть (24,5%) от общего объема корпоративных размещений. По мнению специалистов, число небанковских эмитентов в 2006 году будет расти. Если в первом квартале прошлого года из семи выпусков облигаций пять пришлись на ипотечные, то в нынешнем, кроме банковских, на рынке появились бумаги строительных и торговых компаний. В феврале этого года облигации АО «НГСК КазСтройСервис» включены в листинг «А», компания по производству стройматериалов ТОО «Кзаци» разместила свои облигации категории «В». На рынок выходят как компании с государственным участием – АО «Досжан темир жолы», ТОО «Караганды Жарык», АО «Мангистауская РЭК», так и частные, представляющие разные секторы экономики, – АО «Орнек XXI», АО «Казахстан Кагазы». Буквально на днях решением биржевого совета KASE 500 тыс. простых акций негосударственного телекоммуникационного АО «ASTEL» были включены в листинг «В».

От размещения акций до IPO

Привлечение относительно недорогих денег с фондового рынка – главная, но не единственная цель, которую ставят перед собой компании, включая свои бумаги в листинг биржи. Для одних предприятий через KASE лежит путь на западные рынки, для других необходимость листингования является частью требований зарубежных партнеров. Выход на фондовый рынок свидетельствует о достижении определенного уровня развития и снижает стоимость кредитных средств. Например, уже упоминавшаяся компания ASTEL, размещая свои акции, решает две задачи: привлечь инвестиции в развитие телекоммуникационного сервиса и показать прозрачность своей деятельности.

Компания «Казахстан Кагазы» провела международный аудит и вышла в листинг «А». По словам генерального директора Баглана Жунусова, это было концептуальное решение, которое даст импульс для дальнейшего развития предприятия. «Мы поняли, что компанию можно развивать операционно сколько угодно, – говорит г-н Жунусов. – Однако нельзя пренебрегать инвестиционным наращиванием. Возникло желание диверсифицировать бизнес и начать проекты по расширению производства. А это возможно сделать за счет долгосрочных дешевых денег». Компания разместила 4 млрд облигаций со сроком обращения 5 лет стоимостью 1 тенге и привлекла 4 млрд тенге. Эти деньги пойдут на модернизацию производства и покупку оборудования. «Казахстан Кагазы» стала одной из первых отечественных компаний, вышедших и на российский фондовый рынок.

В ближайшем будущем, по словам г-на Жунусова, компания планирует осуществить облигационную программу и привлечь в общей сложности 10 млрд тенге. Первый выпуск – 3,5 млрд облигаций со сроком обращения 5 лет под 9% годовых на первый купонный период, со второго периода ставка будет плавающей. Вряд ли не только «Казахстан Кагазы», но и любая другая компания смогла бы получить единовременный кредит в казахстанских банках на столь крупную сумму да еще и под такой низкий процент. По данным Нацбанка, средняя ставка вознаграждения по кредитам составляет 13,5%.

Готовится к выходу на фондовый рынок, причем на листинг «А», и Abdi-company. Это крупная торговая сеть по продаже канцелярских и бизнес-товаров. Компания уже выполнила все листинговые требования. Пока планируется эмиссия облигаций, в будущем возможна торговля акциями.

Однако выход на фондовый рынок торговой сети скорее исключение, нежели правило. Опросив менеджеров известных в Алматы торговых домов и салонов, мы убедились, что они пока не видят нужды в дополнительном финансировании за счет размещения своих ценных бумаг. Президент компании Astana Group Нурлан Смагулов заявил: «Нам сейчас интересно работать как частной компании, быстро принимать решения, работать в том темпе, в котором мы сегодня работаем. Бизнес должен быть отлаженным». В то же время он отметил преимущества фондового рынка, в частности IPO. По его мнению, размещение акций даст возможность правильно оценить компанию, создать профессиональную управляющую группу, позволит собственникам отойти от оперативного управления бизнесом и разделить риски с другими акционерами. Пока Astana Group не готова к размещению своих акций, но г-н Смагулов не исключает в будущем IPO компании.

Узнать себе цену

Большинство предпринимателей пока предпочитают ставший у нас традиционным способ заимствования – банковские кредиты, несмотря на дороговизну денег и существующие трудности с порядком оценки залогов.

Что дает компании выход на фондовый рынок? В первую очередь, конечно, дополнительные денежные средства для развития бизнеса: на покупку новых активов или модернизацию производства. Причем деньги, привлекаемые путем размещения ценных бумаг, остаются на сегодня самыми дешевыми в мире. К тому же при этом не требуется залогового обеспечения. Но заимствование средств не единственная цель, которую ставит перед собой грамотный менеджер, принимая решение о листинговании. По мнению аналитика российской компании «Атон» Владимира Катунина, листинг позволяет, во-первых, узнать рыночную стоимость компании, во-вторых, увеличить ее. Это происходит после того, как предприятие выходит на постоянные торги и привлекает внимание инвесторов. Хорошая ликвидность вместе с открытостью компании повышает ее цену, к чему должны стремиться акционеры. Это, кстати, удешевит финансирование в местных банках, а также в перспективе даст возможность выйти на международные рынки. Рыночная оценка в дальнейшем может стать базисной при принятии стратегии слияния/поглощения или продажи компании. Кроме того, считает аналитик, листинг приводит к лучшему пониманию бизнеса при сопутствующей реструктуризации активов и долей акционеров.

По словам генерального директора компании «Казахстан Кагазы», повысив инвестиционную привлекательность посредством листинга, собственник получает возможность продать бизнес за хорошую цену. «Я думаю, что любой предприниматель, начиная бизнес, должен заранее продумать, как из него выйти, – говорит г-н Жунусов. – Например, я создал предприятие с целью его будущей продажи».

Правду и только правду

Плюсов много, но есть один большой минус для наших средних (да и крупных) предприятий, перевешивающий все преимущества фондового рынка, – необходимость раскрытия информации о компании. А если предприятие даже готово на это пойти, перед ним встанут другие проблемы.

Стереотип АО в том, что им легче собрать все необходимые документы в банке и рассчитываться некоторое количество лет, а не занять этот капитал на рынке

Исполнительный директор АО «Казкоммерц Инвест» Ирина Кушнарева, характеризуя казахстанские компании, в качестве основных минусов отметила слабый уровень менеджмента, отсутствие долгосрочной стратегии бизнеса и неготовность собственников раскрыть финансовую информацию. Отчетность компаний, по ее мнению, не всегда отражает реальное состояние дел, следовательно, при анализе деятельности компании необходимо учитывать дополнительные факторы, влияющие на бизнес, сложную структуру собственников и связанные с этим риски. Чтобы выйти на фондовый рынок, таким компаниям требуется реструктуризация, разработка стратегии развития, четкое определение задач и размера финансирования. Мешают и такие субъективные причины, как недостаточная информированность компаний о возможностях выхода на рынок.

Все это может стать непреодолимым препятствием для многих потенциальных эмитентов, а нужно еще пройти ряд процедур и выполнить требования листинга, провести финансовый, технический и юридический аудит, что предполагает дополнительные затраты времени и средств.

По словам президента Gala Invest Consulting Галины Шалгимбаевой, зарегистрировать эмиссию своих ценных бумаг в уполномоченном органе нетрудно. Сложности в основном связаны с включением бумаг в листинг KASE. Требования биржи достаточно жесткие, что естественно: бумаги листинга «А» покупают НПФ, а за пенсионные деньги ответственность в определенной степени несет государство. Если существует хотя бы малейшая степень риска невозврата средств, бумаги никогда не будут включены в листинг. Таким образом, предприятия, желающие выйти на фондовый рынок, зачастую не могут преодолеть барьер высоких биржевых стандартов. Парадокс в том, что некоторые отечественные компании, не размещаясь на родной бирже, сразу выходят на западные.

Агентство финансового надзора, видя это, ввело требование, согласно которому эмитенты, прежде чем выводить свои бумаги на западный рынок, должны котировать их здесь. То есть одна из ступеней выхода за рубеж – листинг на Казахстанской фондовой бирже.

Чтобы разместиться на казахстанской, а тем более западной бирже, нужно пройти аудит «большой четверки». Это очень дорого, и не каждое предприятие может себе позволить международный аудит. И все-таки сейчас уже есть понимание, что это оправданные затраты: компании получают дешевое фондирование, направляют эти деньги на развитие, в результате чего увеличивается стоимость предприятия.

Не только требование представить аудированную отчетность становится камнем преткновения для многих казахстанских компаний, но и необходимость внедрения кодекса корпоративного управления. Кодекс разработан АФН и Ассоциацией финансистов Казахстана на основании аналогичных документов Европейского союза и России. Специалисты считают, что это прогрессивное начинание, которое будет способствовать достижению компаниями прозрачности и открытости. «К сожалению, – говорит г-жа Шалгимбаева, – необходимость внедрения корпоративного управления существует для АО как тяжелая обязанность, а не как желание дальнейшего развития».

На западном рынке компании нужно иметь рейтинг от международных рейтинговых агентств. Присваивается рейтинг также и эмиссии бумаг. Для выхода на внутренний рынок Казахстана рейтинг не требуется. «На сегодняшний день у нас нет сложившейся на западных рынках практики, при которой инвесторы требуют наличия независимой оценки в виде рейтинга компании и выпуска ЦБ, – говорит г-жа Кушнарева, – поэтому компании не могут быть уверены, что получение рейтинга будет способствовать успешному размещению их ценных бумаг». А раз так, то и заинтересованности в рейтинговании у предприятий нет. В 2004 году рейтинговое агентство Standard&Poor’s представило национальную шкалу, но до сегодняшнего дня рейтинги по этой шкале получили всего 4 компании. В этом нет нужды: на западе наш рейтинг не признается, а у нас он просто не востребован. Хотя был бы полезен на отечественном рынке.

Специалист информационно-аналитического отдела ИА Cbonds Роман Чередниченко связывает невысокий по сравнению с банковским спрос на бумаги нефинансового сектора с наличием у крупных банков кредитных рейтингов международных рейтинговых агентств, причем высокого уровня.

Долг или доля

Те компании, которые все же решились выйти на фондовый рынок, предпочитают размещать облигации, то есть долговые обязательства. По мнению Айнаш Омарбаевой из АО «Чаралтын», если акционеры не желают расставаться с пакетом акций и структура капитала позволяет привлекать заемные средства, то правильнее будет занять деньги под облигации. С ростом капитализации можно говорить о привлечении акционерного капитала.

Что касается сегмента акций, то выходу на этот рынок мешает принятая в Казахстане практика, когда нет четкого разделения на управляющего и собственника. Интереса продать или размыть пакет за счет дополнительной эмиссии у владельца компании нет. В крайнем случае на фондирование направляют часть прибыли. «Стереотип АО в том, что им легче собрать все необходимые документы в банке и рассчитываться некоторое количество лет, а не занять этот капитал на рынке. Культуры и элементарных знаний о развитии акционерных обществ нет у самих менеджеров», – говорит Галина Шалгимбаева. По ее мнению, пока компании возглавляют мажоритарные акционеры, реального их выхода на фондовый рынок не будет.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?