История с деталями

Внесение автомобильных брендов в реестр объектов интеллектуальной собственности формально должно способствовать становлению в Казахстане цивилизованного авторынка, на деле же все может вылиться в формирование на этом поле теневого сектора и привести к лишению работы сотен поставщиков деталей для авто

История с деталями

Cначала «серые» поставщики со страхом ждали первого сентября, когда должно было вступить в силу решение о включении Toyota и Lexus по заявлению правообладателя, компании Toyota Motor Corporation, в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Однако первое сентября наступило, но пока вроде ничего не случилось. И все же это явление временное. Уже с нового года предложенный механизм заработает в полную силу. К чему это приведет на рынке автозапчастей?

Может, по сути, на рынке сложиться олигополия, а мелкие поставщики, скорее всего, уйдут в тень, хотя, возможно, вовсе будут удалены с рынка. То, что тема вызывает болезненное восприятие у официальных дистрибьюторов известных автомобильных марок, представленных в Казахстане, стало понятно, когда на запросы нашего издания многие из них предпочитали отмалчиваться либо присылать отписки.

Сражение за 4/5 рынка

По данным агентства РК по статистике, в Казахстане 3,6 млн автомобилей; наибольшее количество машин у жителей Алматы — полмиллиона, также в лидерах Южно-Казахстанская и Восточно-Казахстанская области. Именно здесь, предполагают специалисты, в случае повсеместного перехода на включение автомобильных брендов в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности возникнет наибольший дефицит деталей.

Глава Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков, комментируя этот вопрос, отмечал, что в секторе продажи запчастей автомобильных брендов, которые могут быть включены в объекты интеллектуальной собственности, трудятся несколько тысяч человек. Перепрофилироваться в официальных дилеров большинство из них не сможет, и это приведет к росту контрабанды или к потере людьми средств к существованию.

«На сегодняшний день около трехсот компаний по Казахстану ввозят запчасти для этих машин. А официальных дилеров у нас, кажется, шесть. Если всем остальным ввозить запчасти запретят — представьте, какой дефицит может возникнуть», — задается вопросом г-н Эдоков.

По оценкам Независимого автомобильного союза, если все компании, которые изъявили желание внести свои бренды в реестр, поступят по примеру Toyota Motor Corporation, то примерно 80% всего авторынка страны подпадет под действие новых норм.

Давай, до свидания!

В среде «серых» поставщиков уже царят панические настроения. Многие из них уверены: нововведение закроет им путь на рынок автозапчастей, а покупатели столкнутся как с небывалым дефицитом деталей, так и с многократно возросшей ценой на оные.

Правда, кажется, и сами новаторы не торопятся принимать окончательное решение по щепетильному вопросу. В PR-службе компании «Астана-Моторс» нам подтвердили, что автомобильные марки Subaru, Hyundai и BMW могут войти в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Казахстана. О сроках и подробностях говорить отказались, отметив, что пока не обладают достоверной и точной информацией по этому поводу, переадресовав нас в компанию Toyota Motor Corporation, где, по данным представителей «Астана-Моторс», вопрос с включением их брендов — давно решенный.

В PR-службе Toyota Motor Corporation нам вместо ответов на наши вопросы посоветовали прочитать их сайт, где «есть ответы на все вопросы». Согласно информации на сайте компании, с 1 сентября 2012 года компания Toyota Motor Corporation начала применять все предусмотренные законодательством Казахстана средства защиты прав на свои товарные знаки, включая обращение в органы юстиции, финансовой полиции, другие уполномоченные органы РК, а также в суды против всех нарушителей прав на товарные знаки, включая несанкционированный импорт, хранение, предложение к продаже и продажу товаров, обозначенных товарными знаками Toyota и Lexus, использование этих товарных знаков в вывесках, в любой печатной продукции и в рекламе и прочее, осуществляемое без согласия компании Toyota Motor Corporation.

Дилер с рынка Car City, занимающийся поставкой на местный рынок автозапчастей из Китая, рассказал на условиях анонимности, что, несмотря на то, что компания Toyota Motor Corporation анонсировала ужесточение правил доставки автозапчастей с 1 сентября, пока все работают «в прежнем ключе». По его информации, реальное исполнение этих мер перенесли на начало 2013 года, так как многие поставщики продолжают выражать недовольство этим решением. Сейчас еще можно полулегально завозить железки из Объединенных Арабских Эмиратов, Китая, Турции, но некоторых стали более пристально проверять.

Наш собеседник не склонен полагать, что поставки «серых» дилеров полностью прекратятся, хотя определенному контингенту придется уйти с рынка, повысятся ставки. Конечно, наиболее пробивные найдут новые каналы поставок: возможно, кто-то будет договариваться с таможенными службами, использовать преимущества созданного Таможенного союза. Ведь границы стран-партнеров — более прозрачные.

«В любом случае поставлять кто-то будет, но другой вопрос, что все это будет нелегально; сейчас нас обвиняют, что, мол, у нас нет никаких гарантий безопасности наших запчастей, но это не так. Любой человек знает, где он купил железку, у кого. Введут эти новые правила, тогда действительно, чтобы не переплачивать за детали у официальных дилеров, люди станут повально скупать весь неликвид у теневиков, тогда за безопасность точно никто не ответит», — говорит он.

По словам нашего собеседника, основная цель этих правил — просто взвинтить цены, монополизировать рынок и поделить его между несколькими крупными компаниями. «До этого столько лет никто не беспокоился об авторском праве, и вдруг все озаботились цивилизованностью местного рынка?» — задается вопросом он.

Спокойствие, только спокойствие

В Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) панические настроения теневых поставщиков и рядовых покупателей не разделяют. Здесь царит абсолютное спокойствие, и эксперты предполагают, что генерируемые страхи, скорее всего, надуманные. Президент АКАБ Андрей Лаврентьев, комментируя тему для «Эксперта Казахстан», отметил, что процедурами включения своих торговых знаков в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности занимаются сейчас также Hyundai, SsangYong, Kia, BMW, RangeRover.

По словам Лаврентьева, новые процедуры вводятся для соблюдения юридических прав обладателя торгового знака и защиты интересов потребителей. При этом защита торговых знаков не подразумевает ограничение рынка официальных запасных частей, увеличение стоимости и ограничение конкурентоспособности. Это подразумевает, что логотип может наноситься только на оригинальную продукцию правообладателя торгового знака.

«Это не вопрос борьбы с каким-то теневым сегментом или дополнительного дохода правообладателя торгового знака. Дубликатные запасные части могут продаваться, но только без логотипа. Следовательно, потребителя не будут вводить в заблуждение, что он покупает оригинальную запасную часть, если это не так. Сейчас же наши граждане, приходя на автомобильный рынок, приобретают дубликат или явный контрафакт с нанесенным, например, логотипом Toyota. После этого, считая, что они купили оригинальную запчасть, они приходят в сервисный центр и требуют гарантировать установку запасной части, которая не является оригинальной», — отмечает г-н Лаврентьев.

По его словам, стоимость запчастей не должна измениться в сторону удорожания. Сегодня производители не планируют увеличивать розничную цену на оригинальные запчасти и аксессуары. Также, по предположению главы АКАБ, покупатели могут не согласиться платить ту цену, которая есть сейчас на дубликатную продукцию, точно зная, что это не оригинальная запасная часть. Рынку же придется ответить понижением цен на дубликатные запчасти.

Цена вопроса

Другая важная проблема, на которую указывают в НАС: несмотря на уверения официальных дилеров, что цены на детали не возрастут, уже сегодня покупка у официального дистрибьютора обойдется почти в два раза дороже, чем «с рук». «Нас ждет то, что цены на запчасти вырастут не на 1–2 процента, а на 10, 20 и более процентов. При этом дороговизна — не единственная проблема, с которой столкнутся автовладельцы, появится также дефицит запчастей и их долгая дорога в Казахстан. Я сравнивал цены у двух алматинских официальных дилеров и у продавцов этих же запчастей на рынке — по некоторым позициям запчасти у официальных дилеров были в два раза дороже!» — отметил глава НАС Эдуард Эдоков, комментируя эту проблему.

Если верить официальному сообщению на сайте Toyota Motor Corporation, с целью обеспечения доступности для любого потребителя Казахстана оригинальных запасных частей и аксессуаров Toyota и Lexus компания Toyota Motor Corporation прикладывает максимальные усилия к увеличению складских запасов этих товаров, сокращению сроков их доставки в Казахстан и своим внутренним дилерам, а также для оптимизации ценообразования. Компания Toyota Motor Corporation полагает, что официальная дилерская сеть Toyota и Lexus способна обеспечить настоящих и будущих потребителей продукции своевременно и в достаточном количестве оригинальными запасными частями и аксессуарами.

Однако удорожание запчастей, по словам самих автовладельцев, уже происходит и, видимо, продолжится. К тому же, скорее всего, крупные зарубежные игроки, представленные на местном рынке, вряд ли будут увеличивать количество официальных дистрибьюторов, вследствие конкуренции между которыми могло бы произойти удешевление цен. Это невыгодно в силу малых объемов казахстанского авторынка.

К примеру, сейчас количество неофициальных импортеров запчастей только одной марки Toyota достигает трехсот, между мелкими компаниями идет серьезная конкуренция за покупателя; когда же их выведут из законного поля и останется лишь семь официальных дистрибьюторов, это вряд ли будет серьезным стимулом для развития внутренней конкуренции — учитывая, что компании практически получают монопольное право на продажу автодеталей.

Гладко было на бумаге

С юридической точки зрения решение навести порядок на рынке запчастей именно таким образом кажется логичным, но все-таки оно не согласуется с нынешним состоянием авторынка, с возможностями покупателей. Изначально государство делало ставку на снятие социальной напряженности, и подобные мелкие компании, которые, по сути, занимались импортом наряду с официальными дистрибьюторами, снимали многие вопросы, связанные с занятостью людей, ведь в них трудятся сотни человек.

По словам Александра Сундукова, директора компании-поставщика деталей ТОО «TSP», введение новых мер может привести к тому, что активизируется рынок угона автомобилей с целью их разбора, возрастет контрабанда и уменьшится занятость населения.

Но Toyota Motor Corporation непреклонна. Представители компании отмечают, что принятые меры предпринимаются и будут служить целям защиты потребителей продукции Toyota и Lexus от возможного ущерба, который может быть причинен их жизни и здоровью в результате использования неоригинальных, в том числе контрафактных, запасных частей и аксессуаров, распространяемых на рынке Казахстана «серыми» импортерами.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом