По двойному стандарту

Председатель казахстанской Ассоциации организаций профессионального образования Анатолий Самаренко предлагает перейти к дуальной системе обучения на основе опыта Германии, Франции и других развитых стран мира.

По двойному стандарту

– Что сегодня представляет собой система профтехобразования в Казахстане?

– Прежде система профтехобразования была ориентирована на запросы крупных базовых предприятий, некоторые из них даже имели профессиональные школы в своей структуре. Позже ПТУ передали в систему Министерства образования с финансированием из бюджетов местных органов власти. Такая децентрализация, по моему мнению, оправданна, так как она дает возможность повысить ответственность местных органов управления, лучше спланировать подготовку с учетом потребностей, поскольку нельзя спланировать из Астаны потребность Алматы или Атырау. Но механизм выявления перспективной потребности в специалистах затруднен. Учебные заведения ищут потребителей, пытаются подписать с ними договоры, представляют их в акиматы для защиты государственного заказа на подготовку рабочих и специалистов среднего звена. Предприятия по этим договорам ничего не платят и никаких обязательств не несут, что во многом затрудняет трудоустройство выпускников.

– Как финансируются учебные заведения?

– Финансирование колледжей является многоканальным – за счет местного бюджета, за счет заказов предприятий и за счет родителей учащихся. Что касается профессиональных школ и лицеев, их содержание, как и общеобразовательных школ, финансируется местными бюджетами. У республиканского бюджета есть на содержании несколько средних профессиональных учебных заведений: Алматинское хореографическое училище, Художественный колледж декоративно-прикладного искусства, музыкальный колледж им.Чайковского, Республиканская физико-математическая школа, три «суворовских» училища и некоторые другие.

– Способна ли нынешняя система обучения удовлетворить дефицит квалифицированных рабочих рук?

– Система профтехобразования реагирует на дефицит рабочих, но с запозданием, так как нужно два-три года для того, чтобы подготовить требуемых выпускников. Поэтому предприятия сами создают учебные центры, краткосрочные курсы и т.д. Но это, конечно, латание дыр, здесь должна быть все-таки системная подготовка. По-моему, нужно поэтапно внедрять дуальную систему, принятую, например, в Германии и Турции.

В европейских странах – Венгрии, Польше, Германии, 75% школьников после 8-9 класса общеобразовательной школы идут в профессионально-технические училища. Они реалистично оценивают свои жизненные возможности и не рассчитывают на получение высшего образования. У нас же картина абсолютно противоположная.

В развитых странах давно сложились системы мониторинга и регулирования рынков труда, заработал механизм их жесткой связи с рынком профессионального образования.

В Германии невозможно получить рабочую специальность, не имея гарантии практического обучения от предприятия-работодателя. После обучения лучших выпускников берут на работу. Большую часть учебного времени ученик проводит на рабочем месте в фирме-работодателе, приобретая профессиональные навыки по специальности. Одновременно он получает теоретические знания в ближайшем учебном центре. Гарантии участия бизнеса заложены на законодательном уровне. Такая система, которая, собственно, и называется дуальной (двойной), позволяет обеспечить баланс интересов предпринимателей, регионов и отдельных отраслей.

Пилотные проекты такого рода в Казахстане уже реализовывались в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса в Алматы, в банковском колледже в Павлодаре, в сельском хозяйстве в Акмолинской области. Следовало бы на уровне закона «Об образовании» решить вопрос о переходе к дуальной системе образования.

Сегодня Конституцией страны среднее образование определено как обязательное, его могут получить либо по окончании старшей ступени средней школы, либо в системе начального и среднего профессионального образования. Но если вы проследите за потоками распределения учеников после девятого класса, по-прежнему большинство идет в десятый класс, хотя в государственной программе развития страны до 2010 года предусматривалось, что 70% выпускников девятого класса должны идти в профессиональные учебные заведения и получать профессии рабочих и специалистов среднего звена.

– Тогда необходимо сократить учебные места в школах в старших классах?

– Административно этого делать не стоит, но я бы ввел конкурс при переводе в старшую ступень общеобразовательной школы, и сокращение учебных мест произошло бы естественно. Там должны оставаться люди, которые ориентируют себя на получение высшего образования. Остальным надо предоставить возможность идти в систему профобразования.

Законодательство позволяет колледжам вести подготовку рабочих кадров, но государственный колледж пока не может иметь в своей структуре профессиональную школу, которая бы получала госзаказ на подготовку рабочих. Если бы финансирование профшкол шло в расчете на одного обучающегося, какая разница акимату – отдавать эти деньги в какую-то профессиональную школу или отдать в колледж, в структуре которого есть профессиональная школа. Тогда мы могли бы в колледже строительства и менеджмента готовить дефицитных рабочих для строек и так далее.

– А сейчас они их могут готовить?

– Они могут готовить на платной основе, могут организовать в своей структуре профессиональную школу, но получить госзаказ не могут, хотя у них и есть необходимая производственная база. Когда-то некоторые колледжи были акционированы, но сегодня акционирование госколледжей запрещено, так как по Конституции все граждане должны получить среднее образование, которое можно получить бесплатно в государственных колледжах. Но если частный колледж прошел государственную аттестацию, то он имеет право участвовать в выполнении государственного заказа. Можно позаимствовать опыт России, где в частных учебных заведениях обучение финансируется государством по «подушевому» нормативу. Государственная школа получает из бюджета определенную сумму в расчете на одного человека, если же он идет в частную школу, эти деньги «идут за ним». Если обучение в частной школе стоит в два раза дороже, то родители доплачивают разницу. А частная школа имеет большие возможности по реагированию на запросы населения и работодателей.

Если посмотреть на колледжи, акционированные до запрета, например колледж сервиса, банковский колледж, индустриально-педагогический колледж, коммерческий колледж в Караганде, учетно-кредитный техникум и колледж связи в Алматы и др., то они выжили на рынке и успешно развиваются. Думаю, что здесь нужна большая гибкость подходов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики