По двойному стандарту

Председатель казахстанской Ассоциации организаций профессионального образования Анатолий Самаренко предлагает перейти к дуальной системе обучения на основе опыта Германии, Франции и других развитых стран мира.

По двойному стандарту

– Что сегодня представляет собой система профтехобразования в Казахстане?

– Прежде система профтехобразования была ориентирована на запросы крупных базовых предприятий, некоторые из них даже имели профессиональные школы в своей структуре. Позже ПТУ передали в систему Министерства образования с финансированием из бюджетов местных органов власти. Такая децентрализация, по моему мнению, оправданна, так как она дает возможность повысить ответственность местных органов управления, лучше спланировать подготовку с учетом потребностей, поскольку нельзя спланировать из Астаны потребность Алматы или Атырау. Но механизм выявления перспективной потребности в специалистах затруднен. Учебные заведения ищут потребителей, пытаются подписать с ними договоры, представляют их в акиматы для защиты государственного заказа на подготовку рабочих и специалистов среднего звена. Предприятия по этим договорам ничего не платят и никаких обязательств не несут, что во многом затрудняет трудоустройство выпускников.

– Как финансируются учебные заведения?

– Финансирование колледжей является многоканальным – за счет местного бюджета, за счет заказов предприятий и за счет родителей учащихся. Что касается профессиональных школ и лицеев, их содержание, как и общеобразовательных школ, финансируется местными бюджетами. У республиканского бюджета есть на содержании несколько средних профессиональных учебных заведений: Алматинское хореографическое училище, Художественный колледж декоративно-прикладного искусства, музыкальный колледж им.Чайковского, Республиканская физико-математическая школа, три «суворовских» училища и некоторые другие.

– Способна ли нынешняя система обучения удовлетворить дефицит квалифицированных рабочих рук?

– Система профтехобразования реагирует на дефицит рабочих, но с запозданием, так как нужно два-три года для того, чтобы подготовить требуемых выпускников. Поэтому предприятия сами создают учебные центры, краткосрочные курсы и т.д. Но это, конечно, латание дыр, здесь должна быть все-таки системная подготовка. По-моему, нужно поэтапно внедрять дуальную систему, принятую, например, в Германии и Турции.

В европейских странах – Венгрии, Польше, Германии, 75% школьников после 8-9 класса общеобразовательной школы идут в профессионально-технические училища. Они реалистично оценивают свои жизненные возможности и не рассчитывают на получение высшего образования. У нас же картина абсолютно противоположная.

В развитых странах давно сложились системы мониторинга и регулирования рынков труда, заработал механизм их жесткой связи с рынком профессионального образования.

В Германии невозможно получить рабочую специальность, не имея гарантии практического обучения от предприятия-работодателя. После обучения лучших выпускников берут на работу. Большую часть учебного времени ученик проводит на рабочем месте в фирме-работодателе, приобретая профессиональные навыки по специальности. Одновременно он получает теоретические знания в ближайшем учебном центре. Гарантии участия бизнеса заложены на законодательном уровне. Такая система, которая, собственно, и называется дуальной (двойной), позволяет обеспечить баланс интересов предпринимателей, регионов и отдельных отраслей.

Пилотные проекты такого рода в Казахстане уже реализовывались в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса в Алматы, в банковском колледже в Павлодаре, в сельском хозяйстве в Акмолинской области. Следовало бы на уровне закона «Об образовании» решить вопрос о переходе к дуальной системе образования.

Сегодня Конституцией страны среднее образование определено как обязательное, его могут получить либо по окончании старшей ступени средней школы, либо в системе начального и среднего профессионального образования. Но если вы проследите за потоками распределения учеников после девятого класса, по-прежнему большинство идет в десятый класс, хотя в государственной программе развития страны до 2010 года предусматривалось, что 70% выпускников девятого класса должны идти в профессиональные учебные заведения и получать профессии рабочих и специалистов среднего звена.

– Тогда необходимо сократить учебные места в школах в старших классах?

– Административно этого делать не стоит, но я бы ввел конкурс при переводе в старшую ступень общеобразовательной школы, и сокращение учебных мест произошло бы естественно. Там должны оставаться люди, которые ориентируют себя на получение высшего образования. Остальным надо предоставить возможность идти в систему профобразования.

Законодательство позволяет колледжам вести подготовку рабочих кадров, но государственный колледж пока не может иметь в своей структуре профессиональную школу, которая бы получала госзаказ на подготовку рабочих. Если бы финансирование профшкол шло в расчете на одного обучающегося, какая разница акимату – отдавать эти деньги в какую-то профессиональную школу или отдать в колледж, в структуре которого есть профессиональная школа. Тогда мы могли бы в колледже строительства и менеджмента готовить дефицитных рабочих для строек и так далее.

– А сейчас они их могут готовить?

– Они могут готовить на платной основе, могут организовать в своей структуре профессиональную школу, но получить госзаказ не могут, хотя у них и есть необходимая производственная база. Когда-то некоторые колледжи были акционированы, но сегодня акционирование госколледжей запрещено, так как по Конституции все граждане должны получить среднее образование, которое можно получить бесплатно в государственных колледжах. Но если частный колледж прошел государственную аттестацию, то он имеет право участвовать в выполнении государственного заказа. Можно позаимствовать опыт России, где в частных учебных заведениях обучение финансируется государством по «подушевому» нормативу. Государственная школа получает из бюджета определенную сумму в расчете на одного человека, если же он идет в частную школу, эти деньги «идут за ним». Если обучение в частной школе стоит в два раза дороже, то родители доплачивают разницу. А частная школа имеет большие возможности по реагированию на запросы населения и работодателей.

Если посмотреть на колледжи, акционированные до запрета, например колледж сервиса, банковский колледж, индустриально-педагогический колледж, коммерческий колледж в Караганде, учетно-кредитный техникум и колледж связи в Алматы и др., то они выжили на рынке и успешно развиваются. Думаю, что здесь нужна большая гибкость подходов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее