Позиции и позы

Редакционная статья

Позиции и позы

Борьба с инфляцией стала не только модной, но и неблагодарной темой. В моде она сейчас у всех. Не только правительство и Национальный банк, ставящий своей целью избавить общество от подобной напасти, обсуждают ее и на своих заседаниях, и выносят ее же, неудовлетворенные ходом обсуждения, в кулуары. Тема борьбы с инфляцией сейчас на устах и бизнесменов, и банкиров, и политиков, не говоря уже о домохозяйках, только что вернувшихся с покупками и обнаруживших, что некоторые продукты питания опять подорожали. Даже многие таксисты, вечно озабоченные дороговизной бензина, теперь сменили пластинку и охотно рассуждают о чрезмерно укрепившемся тенге и опять-таки об инфляции. Давно уже не было столь интересной и объединяющей разные сословия темы.

Неблагодарная же она потому, что государственные органы, напрямую ответственные за сдерживание раскручивания инфляционной спирали, со своей задачей, увы, не справляются. Национальный банк постоянно старается во имя борьбы с инфляцией предпринять меры, которые пусть со временем, но дали бы положительный, вернее, понижательный эффект для формирования этого показателя. Именно поэтому он постоянно увеличивает резервные требования для коммерческих банков, принуждая их таким образом снижать внешние заимствования. Периодически он стал обращаться к такому инструменту, как ставка рефинансирования. Повышая ее, центральный банк посылает дополнительный сигнал о том, что ставки в стране должны расти. Однако проблесковые маячки, хотя панель управления и показывает на их рабочее состояние, заклинило. Никакие сигналы до отечественных банков не доходят. Они, похоже, не собираются сворачивать свою деятельность на внешних рынках капитала. Более того, в последние полгода стал наблюдаться тренд понижения процентных ставок для кредитования малого и среднего бизнеса, чего так долго и безуспешно долгое время добивалось правительство.

Так что, как видим, коммуникации в финансовой сфере совершенно не работают.

Правительство, принимая на себя весь груз ответственности за немонетарную часть инфляции, в свою очередь приняло постановление о стабилизации цен на потребительском рынке. Оно не нашло ничего лучшего, как повторить свой прошлогодний опыт, который, кстати, оказался безуспешным. Несмотря на удешевление доставки овощей и фруктов к потребительским рынкам, открытие коридоров для сезонной продукции и указание местным властям не чинить препятствий для неорганизованной торговли, все благие помыслы кабинета министров провалились. И не в последнюю очередь потому, что исполнительная власть не учла иерархию предприятий торговли: звено перекупщиков никто не устранил, и они в прошлый сезон сняли свою не прибыль даже, а сверхприбыль. Статистика на этот счет разгромная: в прошлом году овощи и фрукты подорожали как никогда раньше – на 23,1%. В 2005 году правительство договорилось с монополистами о моратории, пыталось решить проблемы на бензиновом рынке, самые деятельные акимы подписали меморандумы с производителями о стабильности цен. В этом году административные рычаги опять не остаются без действия.

Так что, как ни посмотреть, тема неблагодарная. Что бы ни делали органы, ответственные за ценовую стабильность, все равно находится повод для критики.

Тем не менее мы хотим эту тему продолжить. Экономический рост находится практически на том же уровне, а тренд инфляции стал повышательным. Более того, по ситуации, сложившейся в прошлом году, стало понятно: ситуация с инфляцией все больше выходит из-под контроля.

В совместном заявлении правительства и Нацбанка говорилось о том, что едва ли не самая главная антиинфляционная мера – повышение производительности труда. Тогда появилась надежда, что наша несырьевая экономика, возможно, станет эффективной. Однако надежды остались надеждами. Пока они не сбылись: об обозначенном факторе снижения инфляции забыто. Сейчас разговоры ведутся лишь об административном давлении на цены.

Наша инфляция имеет очень разветвленную корневую систему: это и инфляция издержек роста, и инфляция кредитования, и инфляция спроса, и, в конце концов, «импортная инфляция». То есть одна какая-то мера не принесет положительного результата, пока исполнительные органы и монетарная власть не обратят внимания на весь комплекс проблем. Для этого необходимо выработать национальную стратегию по сохранению экономического роста и сдерживанию инфляции. Причем в ней должны быть не только меры административного воздействия на цены. Они хороши в краткосрочной перспективе. Программа должна содержать меры, направленные на стимулирование внутреннего производства. Только тогда, когда мы сможем преодолеть товарный дефицит, инфляция начнет сдавать свои позиции.