Цена мобильности

Рост популярности ноутбуков может привести если не к полному исчезновению настольных компьютеров, то к значительному сокращению их доли на рынке ПК

Цена мобильности

В первом квартале нынешнего года общий объем продаж компьютеров, ноутбуков и серверов на базе процессоров х86 увеличился на 13,1%, до 57 млн штук. Такие данные в своем отчете приводит аналитическая компания Gartner. По оценкам экспертов другой компании – IDC, мировой рынок персональных компьютеров (ПК) в этот же период вырос на 12,9%, превысив ожидания аналитиков, прогнозировавших рост на 11,8%. По всему миру было продано 53,2 млн ПК.

Как заявил вице-президент Gartner Чарльз Смалдерс, роста объемов поставок удалось достичь благодаря странам с развивающейся экономикой и устойчивому росту спроса на компьютеры на рынках Европы и Азии. При этом рост продаж на основном компьютерном рынке мира – США – несколько замедлился, составив лишь 7,4%.

Учитывая достаточно высокую динамику роста рынка в первом квартале, можно предположить, что аналитикам придется пересмотреть свои прогнозы и на весь нынешний год. В начале 2006 года, представляя результаты 2005 года, представители IDC заявляли, что в этом году рынок вырастет лишь на 10,5% в натуральном выражении и на 3,6%, до 226 млрд долларов, – в денежном. В прошлом году эти показатели были следующими: рост объемов продаж – 16,4%, рост стоимости – 9% (до 218 млрд долларов). «Замедление темпов роста отражает общую озабоченность ростом процентных ставок, стоимости жилья и цен на топливо», – говорится в отчете IDC. Однако в 2005 году эти факторы не оказали большого влияния на рост рынка и могут не сыграть заметной роли и в этом году.

Мобильная лихорадка

По данным Gartner, в развивающихся странах наметилась тенденция к значительному увеличению спроса на ноутбуки, который предположительно даже может превзойти спрос на настольные компьютеры. В развитых странах подобный тренд наблюдается, по меньшей мере, уже несколько лет.

Несмотря на то что в 2000–2002 годах отрасль в целом переживала период спада, мировой рынок ноутбуков рос. В основном за счет корпоративных пользователей. Многие компании «перевооружались», заменяя десктопы лэптопами. В 2001 году общий объем мирового рынка оценивался в 27 млн штук. По данным Dataquest, за второе полугодие 2002 года рост продаж по сравнению с аналогичным периодом 2001 года составил почти 7%, в то время как реализация десктопов упала на 1%.

Естественно, основной объем продаж мобильных компьютеров приходился на регионы, где высок уровень потребительских расходов и развита информационная инфраструктура: Северная Америка, Западная Европа и Япония. На их долю, по данным Dataquest, приходится почти 85% мирового рынка. В 2003 году в США ноутбуки также были популярнее десктопов, в каждом квартале их доля в общем объеме продаж превышала долю настольных компьютеров. Например, в III квартале она составляла 29%.

Вполне логично, что лэптопы становятся «любимее» десктопов. Они практически так же мощны и функциональны, как настольные ПК, и цены на них уже не столь непомерны, как были когда-то. Да и производители вносят свою лепту, выводя на рынок все новые продукты, которые удовлетворяют потребности как корпоративных клиентов, так и индивидуальных пользователей. Потому-то большую популярность набирают, с одной стороны, экономичные модели, а с другой – мощные мультимедийные устройства. Так, лаборатория Media Lab Массачусетского технологического института разработала ноутбук для продажи в Аргентине, Бразилии, Китае, Египте, Индии, Нигерии и Таиланде стоимостью 100 долларов. Media Lab рассчитывает, что в течение года после вывода данных лэптопов на рынок объем продаж составит 5–10 млн штук. Практически все вендоры оснащают ноутбуки приводами HD-DVD. А Intel пошла еще дальше, недавно корпорация заявила о том, что разрабатывает концептуальную конструкцию ноутбука, которая позволит превращать портативный компьютер в жидкокристаллический телевизор. Кроме того, существует тенденция увеличения спроса на широкоформатные ноутбуки. Считается, что к середине нынешнего года их доля на рынке мобильных ПК достигнет 80–90%, к примеру, в первом полугодии 2005 года она составляла 30–40%. Все основные производители компьютеров, такие как Dell, Hewlett-Packard, Acer, Apple и ASUS, стараются поймать волну, увеличивая выпуск подобных ноутбуков – и бюджетных, и «топовых» моделей. Эксперты полагают, что с ростом популярности широкоформатных ноутбуков обычные отойдут на второй план и займут нишу дешевых лэптопов.

Если раньше основной движущей силой для рынка лэптопов являлся корпоративный сектор, то теперь индивидуальные пользователи. Некоторые из них приобретают ноутбуки взамен обычных ПК, для других же это второй или даже третий компьютер. В начале 2004 года IDC прогнозировала, что к 2007 году в США на долю ноутбуков придется 47% продаж, до того ее прогнозы были более скромными – 37–38%. Однако уже сейчас их доля достигла практически 50%. И не только в США, но и в Европе. В этом регионе спрос на них растет куда более высокими темпами, нежели спрос на настольные ПК или серверы семейства х86. Например, по итогам IV квартала 2004 года поставки устройств с мобильными форм-факторами в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) выросли на 85%, тогда как весь рынок за это время – на 74,5%, не говоря уже об объемах продаж настольных ПК и серверов х86, чей рост составил лишь 18,1 и 12,8% соответственно.

По мнению представителей Gartner, в 2006 году ожидается замедление темпов продаж настольных ПК. Будет преобладать спрос на лэптопы: если их рост ожидается на уровне 31,4%, то десктопов – 10,7%.

Смена лидера

Однако смена потребительских предпочтений в развивающихся странах – не единственный сюрприз, который принес первый квартал нынешнего года. «Рост рынка выше прогнозируемых значений почти во всех регионах отражает продолжающийся высокий спрос: у всех основных вендоров мы констатируем увеличение поставок, – говорит Лорен Лаверд, директор Worldwide IDC, – в то же время замедление темпов роста Dell может способствовать более агрессивным продажам ее конкурентов. Несмотря на свое лидирующее положение, Dell все труднее сохранять конкурентоспособность и повышать доходность». Действительно, Dell, лидировавшая в течение последних 5 лет, сдает позиции. Хотя ее доля и остается прежней – 18,1%, аналитики считают, что компания потеряла импульс роста. Темп роста компании составил в первом квартале 10,2%, что чуть медленнее роста рынка, тогда как во все предыдущие годы темпы роста объемов продаж Dell значительно опережали рынок. Причем особенно заметное снижение объемов поставки ПК с брендом Dell было в США, где они выросли даже менее чем на 1%. Для сравнения, в IV квартале прошлого года этот показатель составлял 9%. На внешних же рынках продажи Dell выросли на 23%, в основном благодаря продажам в регионе EMEA. Причина в том, что Dell остается верна Intel, в то время как остальные перешли на платформу AMD (Advanced Micro Devices). AMD сейчас ведет агрессивную политику продвижения на рынок, снижая цены на свои микропроцессоры. Таким образом, вендорам также удалось снизить цены на свои компьютеры, соответственно увеличив объемы продаж и повысив свою рентабельность.

В результате в спину Dell дышит ее основной конкурент – Hewlett-Packard, поставки которой в первом квартале выросли на 22,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Ее доля на мировом рынке увеличилась до 16,4%, по сравнению с 15,1% в первом квартале 2005 года. Особенно активно НР наращивала свои продажи в США, EMEA и Азии. Дело в том, что в 2004–2005 годах компания весьма удачно провела реструктуризацию: большая часть производства была выведена в страны с дешевой рабочей силой, правда, из-за этого компании пришлось сократить 3 тыс. служащих в США. Сейчас на филиалы компании, расположенные в Америке, приходится только 35% дохода. Однако это отнюдь не мешает НР активно наращивать объемы продаж как в этой, так и в других странах.

Уже заметны изменения, давно предсказывавшиеся аналитиками. «Местные производители ПК, такие как Lenovo Group в Китае и «Аквариус» в России, которые могут точнее подбирать размеры ПК, цены и приложения для своих рынков, в конечном счете выиграют борьбу за долю рынка», – заявлял старший аналитик Forrester Саймон Йейтс еще в начале 2004 года. Так и получилось. Сейчас Lenovo заняла третье место в мире. Правда, произошло это не только за счет того, что растет число пользователей в самом Китае, но и потому что эта компания чуть более года назад купила подразделение IBM по производству ПК. И если с момента приобретения компания сократила поставки на 5%, то в I квартале нынешнего года объем ее продаж вырос на 11%. Что позволило Lenovo занять долю мирового рынка в 6,4%. Причем большую часть своих ПК компания продала в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики