Ставка на опережение

Ставка на опережение

Казахстанский рынок торговых центров только в начале своего пути развития. Но даже в условиях грандиозных перспектив для развития необходимо предугадывать предпочтения потребителей и просчитывать действия на опережение рынка. Так считает генеральный директор сети торговых центров «Рамстор» в Казахстане Кыванч Алтыноз.

– Сеть супермаркетов «Рамстор» развивается во многих государствах. Если сравнивать Казахстан с другими странами, скажите, на какой стадии развития находится сейчас местный рынок и что ожидает его в будущем?

– Казахстанский рынок торговых центров лишь на треть освоен цивилизованными игроками, остальная его часть занята стихийными базарами. В настоящее время ведется настоящая борьба между стихийным нецивилизованным бизнесом и хорошо организованной, грамотной торговой сетью. Предприниматели пытаются изменить стереотип населения – отовариваться на базарах. В Казахстане насчитывается 74 торговые площадки, имеющие различные концепции развития и разные площади – от 0,5 до 4 тыс. квадратных метров. Для сравнения: до своего приезда в Казахстан в 2002 году я управлял четырьмя тысячами (!) супермаркетов в Стамбуле. При этом население в Турции, как и в Казахстане, составляет порядка 15 млн человек.

Между тем темпы развития рынка торговых центров в Казахстане наиболее динамичные среди стран, в которых мы ведем бизнес. Обороты казахстанского представительства компании растут ежегодно на 40%. В ближайшие два года мы намереваемся открыть еще 7 магазинов. Кроме того, в наших планах развитие бизнеса в других странах ближнего зарубежья. В настоящее время уже ведется реализация проектов в Бишкеке и Ташкенте. Сотни турецких брендов ждут открытия магазинов в Казахстане, чтобы представить свои торговые точки в них. Местный рынок становится привлекательным для инвесторов. Другие группы компаний учредителя сети «Рамстор» – Catch Holding – проявили большое желание инвестировать в экономику Казахстана.

– В последние годы на рынке Казахстана появилось много торговых центров. Однако не всем удалось заполнить свои площади. В чем причина такого простоя?

– Большая ошибка наших конкурентов в том, что они слишком просто смотрят на бизнес торговых центров. А к нему нужно относится как к живому организму. Причина такого пренебрежительного отношения – отсутствие опыта. В Казахстане «Рамстор» существует 7 лет. Нам понадобилось три года, чтобы понять местный рынок. Были допущены серьезные ошибки, которые послужили нам хорошим уроком. Это тоже опыт, пусть и не тот, которым следует гордиться. И имея его, сейчас мы достигли 100-процентной заполняемости наших магазинов.

Одним из рецептов успешности нашего бренда является правильная выборка арендаторов – синергия развлечений и коммерции. Грамотное зонирование торговой площади. В нашем магазине, расположенном в микрорайоне «Самал», ежедневная посещаемость составляет 35–50 тыс. человек, при этом каждый третий посетитель уходит с покупкой. Мы предугадываем на один шаг вперед изменение потребностей нашего клиента. И соответственно меняем свои товарные позиции.

– А как вы формируете ценовую политику для арендаторов?

– Самые высокие арендные ставки в маленьких бутиках. Чем больше площадь торговой точки, тем ниже цена за квадратный метр. Большая проходимость зоны также влияет на величину арендной ставки. Входной этаж, поскольку он самый доступный, – самый дорогой, в цене также и территория, приближенная к эскалатору. В будущем, я полагаю, стоимость аренды возрастет. Это связано с общей ситуацией на рынке недвижимости. Есть конъюнктура рынка – растут цены за аренду по всему Казахстану, значит, они растут и у нас.