Татарский корд для Шымкента

"Татнефть" намерена поставлять в Казахстан сырье для автомобильных шин. Первый и, видимо, единственный проект такого рода поставка каучуков и корда для производства шин на "Интеркомшину"

Татарский корд для Шымкента

Летом этого года российская компания "Татнефть" планирует начать поставки сырья на шымкентский шинный завод "Интеркомшина". По не официальной информации, это решение принято в рамках "отраслевой поддержки" некогда крупного, а сейчас проблемного предприятия в Казахстане (имеются в виду межправительственные соглашения о сотрудничестве между Татарстаном и Казахстаном).

Поставки в Казахстан будет курировать  "Татнефть-Нефтехимснаб" (структура "Татнефть-Нефтехим", дочка "Татнефти"). В компании журналу "Эксперт" пояснили, что соглашения заключены предварительно. По словам начальника отдела поставок Лукмана Нуриева, договор о поставках пока не работает, кроме того, не уточнены детали поставок. "Мы ждем, пока совет директоров "Интеркомшины" окончательно одобрит решение о сотрудничестве", пояснил г-н Нуриев. По его словам, сразу после совета директоров будут решены принципиальные вопросы объемы и сроки поставок. Пока в "Татнефти" объемы поставок не прогнозируют.

Сейчас известно, что "Татнефть" будет поставлять в Казахстан несколько видов сырья от собственных производителей, в том числе техуглерод "Нижнекамсктехуглерода", каучуки ефремовского и омского заводов синтетических каучуков. Также в Казахстан будут поставляться корды магнитогорского завода "Уралкорд".  В "Татнефти" не поясняют, почему решение о выходе с сырьем на рынок Казахстана было принято именно сейчас. В нефтяной компании говорят, что избытка сырья у заводов, которые станут поставщиками Шымкентского шинного, сейчас нет. 

Начальник отдела маркетинга "Нижнекамсктехуглерода" Сергей Ординарцев рассказал, что у завода даже бывают перебои с сырьем. "Зимой поставки обычно налаживаются, а летом нам иногда задерживают поставки нефтехимического сырья, особенно это касается поставщиков, не входящих в структуру "Татнефти", пояснил он.

Это в свою очередь ведет к проблемам с выпуском техуглерода для шинной отрасли. Впрочем, на заводе готовы увеличить производство продукции, но при этом считают договор "Татнефти" и шымкентского шинного завода "политическим шагом". "Да, можно назвать этот договор "политическим", но для нашей компании это продажа сырья в СНГ", сообщил анонимный собеседник в "Татнефти". О политической подоплеке этого договора говорит и тот факт, что "Татнефть" будет поставлять в Казахстан сырье, тогда как в стратегии компании объявлена продажа и экспорт уже готовой продукции, в том числе шин.

Напомним, что собственный шинный комплекс "Татнефти", который остается одним из крупнейших в России, в модернизации и новых рынках сбыта пока не нуждается. Сейчас "Нижнекамскшина" один из крупнейших производителей в отрасли, его доля на российском рынке составляет около 30%. Предприятие выпускает все виды шин, которые поставляются на 11 российских автозаводов (в том числе на "АвтоВАЗ", "КамАЗ", "УАЗ"). 20% покрышек отправляется на экспорт. Новыми шинами КАМА-EURO планируется компоновать экспортные модели российских автомобилей и экспортировать их. В 2006 году завод намерен выпустить 12 млн шин, из них  более 1 млн автопокрышек будут марки КАМА-EURO.

Помимо "Нижнекамскшины" нефтяная компания владеет контрольными пакетами акций технологически связанных между собой предприятий. Поставки сырья осуществляются с "Нижнекамскнефтехима", "Нижнекамсктехуглерода", Ефремовского завода СК и других предприятий.

В "Интеркомшине" о политических причинах договора с татарской компанией предпочитают не говорить. Главный конструктор завода Владимир Рубанов пояснил, что на предприятии также ждут окончательного решения об объемах и сроках поставок. "Мы намерены выпускать 11 видов шин для грузовых и большегрузных автомобилей, а также для сельскохозяйственной техники", рассказал он.

Казахстанский завод единственное шинное производство в Центральной Азии, там выпускается 46 тыс. покрышек, в 2004 году 100% его акций приобрела компания Ордабасы с намерением создать в республике шинный кластер. Сейчас завод покупает в основном китайское и турецкое сырье, а его шины продаются на внутреннем рынке. Планируется начать выпуск автопокрышек из сырья "Татнефти" до конца 2006 года, а к 2008 году довести объем выпуска до 1 млн шин ежегодно. Рынком сбыта для новой продукции будет Казахстан, Узбекистан, страны Азии, Иран и другие. В планах завода также выход на российский рынок. Но на предприятии говорят, что конкурировать в России с российскими производителями в сегменте грузовых шин они не смогут. Возможно, казахстанскому заводу удастся  прийти в Россию с шинами для большегрузной техники типа БелАЗ, поскольку покрышки для большегрузов в прежнее время были специализацией шымкентского завода.

Однако российские производители шин пока настроены скептически по отношению к планам "Интеркомшины". В "АМТЕЛ Поволжье" (структура АМТЕЛ), к примеру, считают, что казахстанские шины в ближайшие 35 лет не будут конкурентоспособными.

Российские заводы имеют возможность использовать высококачественное сырье европейского или собственного производства (как, например, "Нижнекамскшина"), тогда как шымкентскому заводу, который фактически не работал с 1995 по 2005 год, придется нарабатывать связи для стабильных поставок сырья. В АМТЕЛ также напоминают о сети розничных продаж шин, строительство которой занимает несколько лет.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики