Прощай, великий и ужасный Н1

Автомобильный концерн General Motors отказывается от производства джипа Hummer H1. Новым лицом компании Hummer станет модель H2, удачнее вписавшаяся в современный мир

Прощай, великий и ужасный Н1

Даже самые верные поклонники Hummer-1 отворачиваются от этой модели. В прошлом году продажи легендарного джипа упали на 12%. И дело не только в том, что «поедающего» 1 литр бензина на 4,5 км железного коня трудно прокормить, но и в том, что такая махина (2 метра в ширину, 4 – в длину, вес – 4 тонны) слишком велика для до отказа загруженных городов. «Это действительно супермашина, – считает автомобильный аналитик Эрик Меркле. – В современном обществе ему просто нет места. Его очень сложно припарковать, он просто никуда не помещается».

Кроме того, дела в самом GM в последнее время идут не очень хорошо, с 2002 года концерн теряет свои позиции на рынке США. Помимо Hummer компания владеет такими брендами, как Chevrolet, Pontiac, Buick, GMC, Cadillac, Saab и др.

В 2005 году, в основном из-за сокращения продаж на американском рынке, убытки GM составили 4,8 млрд долларов. В апреле нынешнего года общие продажи компании в этой стране снизились на 7,1%, до 345,4 тыс. автомобилей. Представители GM заявили, что во II квартале намерены сократить производство автомобилей в США до 1,2 млн с 1,247 млн за аналогичный период 2005 года. В то же время в Европе компания планирует увеличить производство автомобилей до 502 тыс. с 501 тыс., притом что в I квартале 2006 года было снижено производство автомобилей GM на 1,6% – до 494 тыс. К 2008 году производственные мощности концерна на территории Северной Америки сократятся на 1 млн автомобилей – до 4,2 млн в год.

Понятно, что в данной ситуации компании невыгодно собирать пусть и легендарный, но уже не пользующийся спросом автомобиль. Последний Hummer-1 сойдет с конвейера уже в июне нынешнего года.

История любви и отчуждения

Прародителем Н1 был Humvee (high-mobility, multi-purpose wheeled vehicle – высокопроходимое, многоцелевое колесное транспортное средство), который с 1981 года начала производить компания AM General. Он был предназначен для вооруженных сил США. Первая война в Персидском заливе стала своеобразной рекламной кампанией для Humvee. После того как внедорожник оставил следы своих протекторов практически во всех новостных программах каждой телекомпании, отдельные представители гражданского населения Соединенных Штатов захотели пересесть на него. В связи с этим AM General и концерн General Motors подписали соглашение, согласно которому GM получил право сбыта и распространения гражданского варианта внедорожника Hummer, а AM General сохранила право на продажу военных модификаций вездехода. С 1992 года, когда Hummer Н1 пошел в массы, ежегодный объем продаж составлял в среднем около 500 автомобилей. За время существования Н1 было продано порядка 12 тыс. внедорожников. Правда, «первый» Hummer в большей степени был призван создать имидж компании.

В 2005 году, когда продажи Н1 стали совсем незначительными, GM заявил, что планирует в следующем году снять эту модель с производства, дабы сконцентрироваться на выпуске более экономичных моделей Hummer H2 и Hummer Н3.

Однако даже продажи некогда самой популярной модели Н2 в данное время также снижаются, несмотря на существование различных скидок и льгот, предлагаемых покупателям. Если в 2002–2003 годах в мире ежегодно продавалось 30–40 тыс. Hummer H2 (причем на руку GM опять сыграла начавшаяся в 2003 году война в Ираке), то в 2004-м – уже не более 27 тыс. Так, в феврале 2004 года продажи Hummer H2 упали на 21% по сравнению с тем же периодом 2003 года. По мнению Джорджа Мальяно, директора аналитической службы Global Insight, причина в том, что аудитория полувоенных вездеходов весьма ограничена, и те, кто хотел купить их, сделали это, как только Н2 появился на рынке. Для остальных же Hummer слишком прожорлив, так как расходует более 20 литров топлива на 100 км.

Есть и еще одна причина: несмотря на свою дороговизну, джипы Hummer не всегда отвечают ожиданиям своих владельцев. Особенно это касается Hummer Н1, имеющего слабый скоростной режим – не более 120 км/ч на трассе. По данным исследовательской компании J.D. Power and Associates, занимающейся мониторингом качества подержанных автомобилей в США, Hummer по надежности уступает всем маркам автомобилей, которые продаются на американском рынке. В среднем на 100 представителей семейства Hummer в год приходится 173 серьезные поломки и неисправности.

Бельмо в глазу экологов

В I квартале 2004 года резко снизились продажи всех моделей Hummer: Н1 – на 65%, Н2 – на 27%. Аналитики связывали данную ситуацию не только с повышающимися ценами на бензин, но и с активизацией экологов, начавших борьбу с внедорожниками, главным представителем которых является Hummer. В 2003 году защитники окружающей среды обвинили Hummer в том, что он загрязняет атмосферу, несет ответственность за глобальное потепление на планете, а также провоцирует астму у детей. Они заявили, что внедорожники наносят вред здоровью, подобно сигаретам. «Реклама этих внедорожных монстров наводнила эфир радио и телевидения, – говорили экологи. – Раньше мы добивались, чтобы была ограничена реклама вредных сигарет, и намерены настаивать на этом сегодня».

За время существования Hummer H1 было продано порядка 12 тыс. внедорожников

В ноябре того же года активисты различных природоохранных организаций провели «Национальный день протеста против Hummer» во всех крупных городах США, в частности, в Вашингтоне, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Миннеаполисе, Филадельфии. А за несколько месяцев до этого, в середине августа, члены организации «Фронт освобождения Земли» сожгли 20 автомобилей Hummer H2, устроив пожар в автосалоне Clippinger Chevrolet в пригороде Лос-Анджелеса.

Совсем «маленький» Hummer

GM в прошлом году выпустила новую модель Hummer H3, стоимость которого значительно ниже его предшественников – около 30 тыс. долларов. Таким образом, компания планировала сразу убить даже не двух, а трех зайцев: во-первых, остудить пыл защитников окружающей среды, во-вторых, повысить продажи и, в-третьих, догнать своих конкурентов, которые уже на протяжении нескольких лет выпускают более экономичные модели джипов.

В компании надеялись, что новая модель сможет привлечь покупателей, чей средний доход не превышает 100 тыс. в год, и женщин (хотя примерно 30% продаж модели Н2 приходилось именно на слабый пол). «Потребители хотят машину поменьше, более экономичную и доступную, чем H2», — заявила менеджер по производству H3 Сюзан Докерти. «Корпорация General Motors может продавать от 50 до 100 тыс. автомобилей модели H3 в год, – сказал вице-президент компании Боб Лутц, представлявший Н3 на международном Североамериканском автошоу в Детройте в 2004 году. – Если бы я мог взмахнуть волшебной палочкой, я бы сделал так, чтобы H3 появился у меня прямо сейчас. Hummer – это такой бренд, у которого есть много путей развития».

Аналитики также прогнозировали высокую популярность «маленького» Hummer. «Можно рассчитывать на объем продаж в 70 тыс. единиц модели H3 в год, – сказал Майк Уолл, автомобильный аналитик консалтинговой компании CSM International. – Хотя в 2003 году Hummer установил рекорд по продажам, реализовав 35,2 тыс. своих автомобилей».

Причем российские эксперты тоже возлагали большие надежды на выход на рынок Н3, прогнозируя, что это будет способствовать увеличению объема продаж внедорожников Hummer в нынешнем году. Россия вообще самый лакомый кусочек для GM, так как россияне очень любят Hummer, продажи которых в этой стране постоянно растут: в 2005 году было продано 156 Hummer, а за I квартал нынешнего года – 27, тогда как во всей Европе – 370.

Однако, несмотря на то что Hummer достаточно популярен в России и арабских странах, где престиж хозяина определяется размерами его автомобиля, Hummer как марка в скором времени может прекратить свое существование, по крайней мере Н2 в ближайшие несколько лет ждет та же учесть, что и его предшественника. Потому как весь остальной мир стремится к минимализму, а Hummer – эталон мощи и внушительности – никогда не сможет стать малолитражкой.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?