Ледниковый период «Казахтелекома»

Многолетние споры по поводу необходимости реструктуризации и демонополизации «Казахтелекома» из разряда демагогии переходят в фазу подготовки конкретных решений

Ледниковый период «Казахтелекома»

Уже к концу лета компания «Казахтелеком» (КТ) может лишиться некоторых полномочий на телекоммуникационном рынке. Государство хочет отделить от монополиста магистральные сети и кабельную канализацию. Об этом сообщил Даниал Ахметов 18 мая на совещании в Астане. «Может быть, действительно мы разделим активы «Казахтелекома», проведем демонополизацию по функциональному признаку: государство со своим пакетом будет обладать соответствующими магистральными сетями, а в соответствии с той оценкой, которую сделает Комитет госимущества и приватизации, остальные акционеры будут обладать остальным имуществом». Правда, «может быть» премьера несколько нивелирует ситуацию.

И на силу управа найдется

Для затравки или провокации АО за месяц до «знакового выступления» было проведено совещание в Агентстве по информатизации и связи с участием Национальной телекоммуникационной ассоциации Казахстана и того же «Казахтелекома». По итогам совещания было принято решение о создании рабочей группы из числа заинтересованных министерств и ведомств по выработке предложений в план мероприятий по реструктуризации и демонополизации АО «Казахтелеком».

Спустя неделю акционеры компании распространили пресс-релиз, в котором высказали свое мнение по этому вопросу. Они недвусмысленно заявили о том, что диверсификация всей системы, в том числе отчуждение кабельной канализации, относится к вопросам исключительной компетенции совета директоров общего собрания акционеров. По закону «О связи», принятом в сентябре 2004 года, заинтересованная в совершении сделки сторона не имеет права участвовать в голосовании по данному вопросу. Акционеры в мягкой форме обвинили чиновников в том, что намерение последних либерализовать рынок телекоммуникационных услуг противоречит действующему законодательству, и более того, объявленным стратегическим задачам страны. Патриотическое па компании в сторону стратегических задач страны, объявленных президентом, не прошло. 18 мая председатель Агентства по информатизации и связи (АИС) Аскар Жумагалиев сообщил, что рабочая группа правительства признала наиболее приемлемым вариант реструктуризации «Казахтелекома» «по функциональному признаку». Этот признак предусматривает «разделение магистрального оператора, местных сетей телекоммуникаций и, возможно, отделение канализации в монопольную компанию, которая не будет являться оператором связи». Причем на претензию компании о противозаконности подобных действий у правительства есть беспроигрышный козырь – внести поправки в действующее законодательство, чем оно и воспользовалось. АИС поручено подготовить проект изменений в законодательство, «позволяющих в законодательном порядке провести демонополизацию “Казахтелекома”» – цитата из выступления Даниала Ахметова.

Позиция руководства «Казахтелекома» достаточно очевидна. Вскормленный некогда государством монополист сейчас никак не может принять позицию своего патрона. Из неофициальных источников «Казахтелекома» «Эксперту Казахстан» сообщили, что телекоммуникационная сеть является лакомым куском, который хотят поделить якобы между частными компаниями, на самом деле его разберут между собой люди, приближенные к правительству. Социально-ориентированная компания, как позиционирует себя «Казахтелеком», в случае диверсификации может превратиться в разбросанное хозяйство, каждая часть которого будет блюсти только свои коммерческие интересы. На первый взгляд утверждение достаточно логичное, но как объяснить тот факт, что большую часть инвестиций на развитие отрасли компания получает от того же государства? И почему государство в таком случае не может перераспределить средства между несколькими игроками рынка?

Насколько эта информация соответствует действительности, проверить сложно. Скорее всего, после такого открытого наезда на компанию в качестве защитной реакции в медийное поле начнут попадать компрометирующие материалы, возможно, подкрепленные конкретными фактами.

Законопослушный бизнес

Еще раз напомним, что два года назад президент Нурсултан Назарбаев подписал закон «О связи», а также закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам связи», где были официально закреплены положения о снятии монополии «Казахтелекома» в сфере междугородней и международной фиксированной связи. Тогда речь шла о том, что демонополизация национального оператора являлась одним из условий вступления Казахстана в ВТО. Почему акцент был сделан именно на этих двух моментах (междугородняя и международная связь), в правительстве объясняли так: все секторы услуг связи либерализованы и открыты для дальнейшей конкуренции, за исключением междугородней и международной связи – сегментов, являющихся основным источником доходов «Казахтелекома» – более 60%. Игроки рынка понимали, что закон мало может изменить ситуацию, поскольку владельцем всех основных телекоммуникационных магистралей по-прежнему оставался «Казахтелеком». Аскар Жумагалиев, являвшийся в то время заместителем руководителя АИС, в одном из интервью предположил, что за счет ликвидации монополии на дальнюю связь рост рынка фиксированной связи в Казахстане может вырасти с 560 млн долларов до 800 млн к 2007 году (то есть за два с половиной года после принятия закона). Ситуация, однако, складывается таким образом, что доходы фиксированной связи не только не выросли, но и упали. За прошлый год они составили около 500 млн долларов. При этом в 2004 году КТ занимал почти 82% рынка телекоммуникаций, а в 2005-м – 84%.

Напрашивается вопрос: с какой целью создавался закон, если он является спекулятивным инструментом «Казахтелекома»? Получается, что единственной заинтересованной стороной в принятии закона был сам демонополизирующийся гигант рынка. По мнению экспертов, закон создавался людьми, которые либо не владели ситуацией вообще, либо были слишком хорошо осведомлены о том, кто от этого выиграет.

Взрыв…

После долгих разговоров и принятия декларативных документов правительство наконец созрело для вполне конкретных дел. Ясно, что эра монополии КТ не закончилась два года назад и не закончится еще очень долго, если не принимать радикальных (почти экстремистских) мер по отношению к компании. «С 2004 года количество операторов связи, которые выразили намерение работать на рынке телекоммуникаций Казахстана, составило 852, а разрешение присоединиться к магистральным сетям «Казахтелекома» получили всего 36», – сказал Даниал Ахметов. Он назвал сложившуюся ситуацию просто: естественная монополия, которая не дает развиваться конкуренции. Премьер-министр, однако, пока предпочитает не раскрывать всех карт, но сообщает, что в ближайшие месяцы будет объявлен конкурс для выбора международных консультантов, которые оценят активы КТ. «Нужно понять, чем мы обладаем», – заявил г-н Ахметов. Скорее всего, полагает он, государству достанутся магистральные активы, а «остальным акционерам – остальное имущество». Что подразумевается под «остальным» имуществом и как оно будет распределено, прогнозировать никто не берется.

Недовольство Даниала Ахметова, однако, не является структурным элементом в конечном принятии решения. Слишком уж много заинтересованных лиц в этом вопросе. Специалисты разделились в экспертной оценке по этому вопросу. Некоторые из них полагают, что такого рода ситуация может привести к олигополярной власти того же «Казахтелекома», он может разделить ее с самим собой. Другие считают, что в процессе дележки активов может произойти «идеологический» раскол внутри компании, который, возможно, станет зеленым светом для новых игроков рынка.

Насколько эта ситуация возможна, большинство операторов пока комментировать не решаются. И это понятно. Нынешние игроки телекоммуникационного рынка, занимают выжидательную позицию, поскольку не знают, чью сторону принять. Если в этой борьбе победит «Казахтелеком», от которого они зависят сейчас, то критиковать работу монополиста – это вставлять палки в колеса своего бизнеса. Если же компания будет национализирована, а владельцем магистральной коммуникации станет государство, то непонятно, как пройдет процесс адаптации к новым условиям и правилам игры. Договориться с государством в некоторых случаях сложнее, полагают операторы, чем с частником, даже очень крупным.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики