Хлеба и зрелищ

Индустрия развлечений в Казахстане приобретает более четкую тематическую направленность в узком сегменте рынка – кафе и ресторанах. Насытив клиента «хлебом», рестораторы все больше переформатируются на новую модель ведения бизнеса – «зрелища»

Хлеба и зрелищ

Жесткая конкуренция на рынке общепита заставляет владельцев питейных заведений привносить в ведение бизнеса элементы креатива. Тематические заведения, ориентированные на определенный сегмент посетителей – новая фишка, которая постепенно приобретает все большую популярность. На базе тематических заведений обычно формируются клубы, объединяющие посетителей по определенным интересам. По различным оценкам, сегодня тематические заведения уже освоили порядка 5–7% ресторанного рынка.

Пионерами этого направления несколько лет назад стали бары, ориентированные на любителей спорта, и интернет-кафе. Два месяца назад их предложения разнообразил новый игрок, чьей целевой аудиторией являются бизнесмены.  Владельцы кафе Exlibris оптимистично рассчитывают сделать свое заведение полноценной площадкой для общения бизнесменов в неформальной обстановке, а также собрать под ее сводом интеллектуальную элиту Алматы.

Бизнес по интересам

Рестораторы пришли к пониманию: чтобы удержать посетителя в своем заведении, необходимо ориентироваться не только на его кулинарные пристрастия, но и на личные интересы, заполнить его досуг. Хотя, по мнению многих экспертов рынка, в Казахстане развитие тематических заведений нарушает неправильный принцип построения причинно-следственной связи. Менеджерами таких проектов выступают профессиональные рестораторы. То есть сначала открывается предприятие общепита, а после на его базе в качестве дополнительной услуги создаются некие клубы по интересам. На Западе рестораторов чаще привлекают в качестве арендаторов того или иного клуба, естественно, создавая им соответствующие условия. Основной акцент делается не на кухню, а на комплекс развлекательных услуг. Так, последние десять лет очень популярными стали книжные магазины, имеющие в своем помещении барные стойки и столики, где посетитель может, попивая кофе, заказывать у продавца-консультанта необходимую ему литературу. Казахстанский рынок пока не созрел до объединения коммерческих интересов в принципиально разных секторах рынка. В лучшем случае владельцы кафе как маркетинговый ход и дополнительный источник доходов используют телекоммуникационные ресурсы (интернет, кабельное или спутниковое телевидение). Причем доходы от основных услуг в таком случае значительно сокращаются, уступая место дополнительным (развлечениям). По некоторым данным, соотношение доходов кухня – развлечения соответствует 3 к 7, а в некоторых заведениях 1 к 9.

Чтобы создать тематическое заведение на базе ресторана или кафе, необходимы дополнительные инвестиции для рекламного продвижения продукта, то есть доп-услуг. Нужно создать своего клиента, приручить его, взывая к его интересам, а в некоторых случаях и слабостям.

Интернет-кафе ориентируются на массового клиента. В основном это молодежь и подростки. Естественно, что эта аудитория не является комплексным потребителем услуг заведения. Они обычно заказывают газированные напитки или кофе, а в лучшем случае блюда из меню фаст-фуда. Клиенты, которые не являются завсегдатаями интернет-кафе, могут заказывать комплексное меню. Но таких клиентов обычно называют случайными, и прибыль от них кафе получает не более 10%.

Принцип работы спортивных кафе (по признаку мотивации и заинтересованности клиента) мало чем отличается от интернет-кафе. Владельцы спортивных баров стремятся создать в своих помещениях атмосферу, которая присутствует на стадионах при проведении чемпионатов, так называемый эффект присутствия. По словам генерального директора алматинского бара SAN SIRO Индиры Нурлыбаевой, основной особенностью спортивно-питейного заведения являются трансляции чемпионатов. «Мы постоянно отслеживаем интересы клиентов и учитываем их предпочтения при подготовке программы передач», – говорит она. Целевая группа таких заведений – это мужчины среднего возраста, в основном являющиеся фанатами футбола. Прибыли от кухни и бара в этих заведениях несколько выше, чем в интернет-кафе, поскольку посетители первых являются более платежеспособной аудиторией.

Чей карман шире?

Наиболее рентабельным и быстроокупаемым бизнесом среди прочих тематических заведений, по оценкам специалистов, является интернет-кафе. Примерный срок окупаемости – до 20 месяцев. Тематическая направленность интернет-кафе позволяет его владельцам обеспечить 100-процентную заполняемость заведения как в будние, так и в выходные дни.

«В уик-энды и по вечерам мои посетители  приходят развеяться, выпить и посидеть в баре, в остальное время я обеспечила постоянный приток посетителей благодаря интернету», – рассказывает директор одного из самых популярных в Алматы интернет-кафе Matrix Алмагуль Тлеуханова. Спрос на интернет-кафе, по ее мнению, еще не достиг своего апогея.  С ней согласны и другие владельцы подобных заведений. Это связано с тем, что местный рынок еще далек от насыщения, поскольку уровень образованности населения в области интернета едва достигает 10%.

Несмотря на то что на рынке появляется все больше кафе, предоставляющих бесплатный трафик для посетителей, серьезную конкуренцию интернет-кафе они не представляют. Это связано прежде всего с разным позиционированием тех и других. И если первые позиционируют себя в основном как элитные, то интернет-кафе – как демократичные заведения.

«В развитых странах интернет-кафе пользуются спросом гораздо большим, чем у нас, несмотря на более доступный индивидуальный интернет. У нас же в настоящее время дешевле пользоваться глобальной сетью в кафе. Кроме того, посетители имеют возможность совместить работу в современных информационных технологиях с живым общением», – говорит Алмагуль Тлеуханова. Основной статьей прибыли является продажа интернет-времени. Средняя стоимость часа в сети стоит 250 тенге при себестоимости (даже в условиях повышенного трафика) в 50–100 тенге. Поэтому конечная прибыль среднего интернет-кафе может составлять 200–250%. Однако, по словам г-жи Тлеухановой, капиталовложения в интернет-кафе на 50% превышают инвестиции, требующиеся на развитие обычных заведений. «Мы вынуждены регулярно обновлять техническую базу, соответствовать веяниям развития современных технологий», – говорит она.

Второе место в рейтинге окупаемости занимают спортивные кафе. В отличие от лидеров списка они представляют собой заведения с устоявшимися годами традициями. Соответственно, динамика развития спортивных кафе складывается не из формирования интересов на основе инновационного продукта, а из стимулирования клиента покупать «старый» продукт. Дело в том, что основную прибыль кафе имеют от спортивного тотализатора. Чем выше рейтинг футбольного матча, тем выше ставки посетителей. Поэтому прибыли спортивных заведений, в отличие от прибылей интернет-кафе, обусловлены еще и сезонностью. Так, самым прибыльным временем для них являются сезоны чемпионатов мира.

Тематический менеджмент

Управление тематическими заведениями также требует к себе неординарного подхода.

Владельцы заведений находятся в постоянном поиске способов привязать клиента. Кафе Exlibris вышло на 100-процентную заполняемость уже в первый месяц, заключив соглашения с высшими учебными заведениями, иностранными посольствами, банками и ассоциациями на предоставление своей площади для проведения конференций, круглых столов, семинаров и других корпоративных мероприятий. Участники этих акций перешли из категории гостей в категорию завсегдатаев. В дальнейшем заведение предусматривает наличие у себя небольшой библиотеки.

Для расширения целевой аудитории владельцы кафе Matrix ведут переговоры с бутиками на проведение в своем помещении дефиле. Кроме того, Алмагуль Тлеуханова намерена договориться с владельцами различных фитнес-центров, SPA-салонов распространять на взаимовыгодных условиях в их заведениях флайерсы и визитки кафе. А Индира Нурлыбаева предполагает выделить для своих постоянных посетителей стену, чтобы они могли оформить ее атрибутикой своей любимой команды, то есть оставить свой след в истории кафе. Владельцы Exlibris'а предоставили возможность своим постоянным визитерам принять участие в оформлении заведения, разрешив вешать значимые для себя вещи, фотографии на стены. По такому же принципу на базе кафе формируется клубная система заведения, она развивается независимо от участия владельцев и формируется членами клуба.

До настоящего времени тематические заведения в Казахстане представлены авторскими проектами, но, по словам участников рынка, назрела необходимость перехода к развитию брендированных сетей. Свободные ниши могут быть заняты не только новыми игроками, но и теми, кто уже представил свой продукт на рынке. «Если ситуация на рынке будет благоприятной, а судя по тому, какую заинтересованность проявляют наши посетители, так оно и будет, то мы попытаемся развернуть сеть бизнес-заведений, насчитывающую порядка 5 кафе», – говорит директор Exlibris'а Дмитрий Ким.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности