Путь, небо, земля и закон

Если на минуту представить себе, что бизнес – это война, рынок – поле битвы, а руководитель компании – полководец, то можно переложить стратегии ведения войны, написанные тысячелетиями раньше, на современные реалии бизнеса

Путь, небо, земля и закон

Все книги уже написаны, песни спеты, а теории доказаны. Истина где-то рядом, прозрачная и очевидная. Но чем больше проходит времени, тем больше она отдаляется от реалий нынешнего времени, тем менее адаптируется в современной среде. Было время, когда наш бизнес проходил этап своего становления, «маленьким» руководителям была необходима азбука менеджмента. Переложить тысячи написанных западными авторами бизнес-трактатов на почву (в умы) незрелых предпринимателей было достаточно сложно, а порой и невозможно. Появляющиеся то и дело адапированные издания не пестрили оригинальностью, но по крайней мере научили юных бизнесменов читать. Зато, как это ни прискорбно осознавать, отбили желание к этому благородному занятию. Прошло время, бизнес приобрел более четкие очертания цивилизованности. Но по-прежнему современные бизнес-гуру идут по старой отработанной схеме: есть таблица сложения, а есть вычитания, есть равнобедренный треугольник, и есть две параллельные прямые. Запомните несколько формул, и успех в бизнесе вам обеспечен.

А жаль. Жаль, что мы, современные люди, не умеем думать метафорами. Чистые образы превратились в некий свод правил. Мы считаем, что на войне нужно беспощадно убивать противника, а преступлением за наказание может быть только тюрьма. А как же уважение к противнику, как же такие вещи, как голос совести, любовь к ближнему? И вообще, разве они уместны в современном бизнесе? Разве это то, что может уложиться в простые и доступные формулы?

Истина несколько выше, чем аксиоматичное восприятие мира. Менеджмент и бизнес-стратегии зачастую не укладываются в привычные схемы. Люди ищут новые, нестандартные подходы, в конце концов осознавая, что истина не подается на блюдце, ее нужно искать, моделировать. Информация должна быть поводом для размышления, а не предметом полного подражания. И если раньше, сотни лет назад, стратегии ведения войны служили постулатом для начинающих полководцев, то сейчас она может стать той самой темой для размышления и, быть может, вожделенной истиной.

Война есть борьба. Так понимает Сунь-цзы природу войны, в борьбе видит все ее содержание. Целая глава его трактата посвящена войне именно как борьбе. Война есть единоборство двух армий: «Две армии стоят друг против друга и ведут борьбу…» – говорит один из комментаторов трактата Чжан Юй. Но это только в узком, чисто военном смысле. Борьба на войне, по Сунь-цзы, не представляется чем-то резко отличным по своей природе от борьбы вообще. Большинство читавших Сунь-цзы как в военное время, так и в современном мире именно так и понимают его.

Трактат Сунь-цзы начинается с объяснения, почему нужно изучать войну, для чего нужна военная наука вообще. Аргумент в защиту военной науки у него немногословен: «Война – это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели».

В чем же заключается изучение войны? По мнению Сунь-цзы, весь сложный комплекс такого явления, как война, должен изучаться прежде всего путем определения основных элементов, действующих на войне. Таких элементов пять. Первый элемент – моральный. Сунь-цзы называет его «Путь». В древнем Китае слово «путь» употреблялось не только в конкретном, но и в отвлеченном значении. То есть путь – это способ достижения единомыслия правителя и его народа. Именно такое единство и является, по мнению автора, первым условием, всю важность которого должен понять всякий, изучающий искусство войны. Очень выразительно об этом говорит глава «Сань люэ». «Если у тебя и масс будет одна и та же любовь, никогда не будешь иметь неудачи, если у тебя и у масс будет одна и та же ненависть, все склонится перед тобой». (Делайте выводы, господа руководители!)

Второй общий элемент войны, по терминологии Сунь-цзы, носит название «Небо». Он коротко определяет, что под этим следует разуметь. «Небо – это свет и мрак, холод и жар; это порядок времени». То есть это время, когда происходит война. Уметь учитывать на войне значение момента, условий времени – вторая задача изучающего законы войны.

В этом месте своего трактата Сунь-цзы употребляет термины «инь» и «ян» (мрак и свет), которые для древних китайцев имели некое магическое начало, но в современности приобрели более светское и космополитичное значение.

Третий элемент – «Земля». «Это далекое и близкое, неровное и ровное, широкое и узкое, смерть и жизнь». Иначе говоря, это географические условия возможного театра военных действий.

Четвертый общий элемент стратегии – «Полководец», точнее, качества полководца. Сунь-цзы перечисляет их: ум, беспристрастие (или справедливость), гуманность, мужество, строгость. Полководец не может позволить себе не обладать хотя бы одним из вышеперечисленных качеств. Это обязательное условие для успешного хода войны и будущей победы.

Последним элементом стратегии является «Закон». Речь идет не о каком-либо отвлеченном понятии закона, а о вполне конкретной совокупности правил, касающихся трех вещей: воинского строя, командования армией и ее снабжения.

В каждой главе Сунь-цзы детализирует вещи, которые, казалось бы, не стоят внимания. К примеру, он может методично описывать, как ухаживать за конской гривой. То есть философия и иносказательность переплетаются со вполне практическими рекомендациями.

Судить, насколько применим трактат к нашей жизни, можно, лишь прочитав его. Но будьте внимательны: произведение требует к себе осторожного отношения. Вы не увидите в нем предсказаний и пророчеств. И не определите, как может закончиться война лично для вас. Абстрагируйтесь, и тогда, возможно, Сунь-цзы укажет вам «Путь».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?